63RS0№-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Даллакяна Г. А. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о включении периодов работы для назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Даллакян Г.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемого индивидуального пенсионного коэффициента. Согласно решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему в стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника трубопроводов в МП «Бизнес» в <адрес>, так как в трудовой книжке печать в записи об увольнении в трудовой книжке нечитаемая, данные национального Архива Армении не сохранились; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности охранника-приемщика в ЧП «Мокшанов», так как в Пенсионном фонде у него не приняли документы о работе в указанной организации. Полагает, что за деятельность работодателя он ответственности не несет, в связи с чем просит обязать ответчика включить в страховой стаж для начисления пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника трубопроводов в МП «Бизнес» в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности охранника-приемщика в ЧП «Мокшанов».
В судебном заседании истец требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей Свидетель №1, Марушкина С.В., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ предусматривает оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, от величины которого зависит размер страховой пенсии, исчисляемый в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона, определяемого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по формуле и зависящего от стажевого коэффициента, который подлежит повышению при увеличении трудового стажа сверх указанной продолжительности.
При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до января 2002, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за ней), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному страхованию.
В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями.
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанное ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее установление и выплату пенсий гражданам государств-членов (Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия) и членами их семей каждой договаривающейся стороной в соответствии со своим законодательством и положениями названного Соглашения.
Согласно ст. 12 Соглашение за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении пенсии в соответствии с Соглашением периоды стажа, приобретенные на территории РФ, а также на территории бывшего СССР, подтверждаются в порядке установленном законодательством РФ.
В соответствии с п. 10 Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, при применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с ДД.ММ.ГГГГ, территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных прав.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Отделения Пенсионного фонда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости.
Период работы истца в ЧП «Мокшанов» в должности охранника-приемщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в страховой стаж Даллакяна Г.А., так как в его трудовой книжке отсутствует запись об указанном периоде работы, а трудовой договор отсутствует в материалах выплатного дела истца.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника трубопроводов в МП «Бизнес» в <адрес> не засчитан в страховой стаж Даллакяна Г.А., так как по данным национального архива Армении документы личного состава М.П. «Бизнес» не сохранились, а по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ включению подлежат периоды до вступления в силу указанного Соглашения. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЧП «Мокшанов» и Даллакяном Г.А. истец принят на должность охранника-приемщика, срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в трудовую книжку истца ПТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ запись об указанном периоде работы работодателем не внесена.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №1, Марушкин С.В. показали, что Даллакян Г.А. работали вместе с ними у ЧП «Мокшанов» в должности охранника-приемщика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком также не включен в страховой стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в М.П. «Бизнес» <адрес>, так как утрачены первичные документы в национальном архиве <адрес>, а также в связи с тем, что печати в трудовой книжке являются нечитаемыми.
При этом, трудовая книжка истца ПТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о работе истца в МП «Бизнес» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсионное обеспечение граждан участников государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в РФ из государств – участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории РФ.
Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что истец не является специалистом в области кадровой политики, самостоятельно записей в трудовую книжку не вносил, соответственно наступление неблагоприятных последствий, связанных с неправильным оформлением трудовой книжки работниками отдела кадров совхоза не должны ухудшать его положение в части включения периодов работы в общий трудовой стаж, влияющий на определение его права, на пенсионное обеспечение и размер такового.
Именно на работодателе лежит обязанность не только по правильному и полному заполнению трудовых книжек, но и по хранению и учету их бланков, а потому ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей не может являться основанием для ограничения пенсионных прав работника. Неисполнение работодателем требований к оформлению трудовой книжки, выразившиеся в отсутствии номера приказа о приеме и печати, их нечитаемости, не должно иметь негативных последствий для работника, и не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца.
Ссылка ответчика в решении на то, что по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению только периоды работы до вступления в силу указанного соглашения, противоречат действиям самого ответчика, который включил в страховой стаж истца периоды работы в <адрес> после 1993 г.
При таких обстоятельствах, непринятии Пенсионным Фондом к зачету трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего стаж его работы в ЧП «Мокшанов» в должности охранника-приемщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также трудовой книжки ПТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей стаж его работы в М.П. «Бизнес» в должности монтажника трубопроводов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушает ряд положений Конституции РФ, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение, в связи, с чем принятое Отделением ПФ РФ <адрес> решение суд признает незаконным.
Рассматривая заявленные истцом требования о включении периодов работы в страховой стаж, суд исходит из того, что факт работы Даллакяна Г.А. в спорные периоды подтвержден материалами дела, в том числе трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжкой.
При этом суд учитывает, что для включения спорных периодов в страховой стаж не требуется подтверждения характера выполняемой работы в должности, дающей право для назначения пенсии, и полной занятости истца на соответствующих видах работ.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Оценивая представленные выше доказательства, суд находит заявленные Даллакяном Г.А. требования законными и подлежащими удовлетворению, поскольку указанные периоды работы, о включении которых в трудовой стаж заявлены требования, влияют на назначение Даллакяном Г.А. страховой пенсии.
При таких обстоятельствах, исключение из страхового стажа Даллакяна Г.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в М.П. «Бизнес» в <адрес>, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЧП «Мокшанов» нарушает ряд положений Конституции РФ, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
Оценивая представленные выше доказательства, суд находит заявленные Даллакяном Г.А. требования законными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Учитывая, что, истец при обращении в Пенсионный Фонд представила все необходимые документы для назначения пенсии, однако на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, не достиг установленного законом возраста, суд считает необходимым назначить Даллакяну Г.А. страховую пенсию с момента возникновения права на неё, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даллакяна Г. А. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о включении периодов работы для назначения пенсии – удовлетворить частично.
Включить Даллакяну Г. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ монтажника трубопроводов в МП «Бизнес» в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности охранника-приемника в ЧП «Мокшанов» для назначения страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить Даллакяну Г. А. страховую пенсию по старости с момента возникновения права на неё, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ