Дело № 2-10036/2021
35RS0010-01-2021-011301-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 2 декабря 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи А.Н. Вайгачевой,
при секретаре Антоновской К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области к Жирновой В. А. о взыскании неустойки,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент, истец) обратился в суд с иском к Жирновой В. А. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений.
Требования мотивированы тем, что 07.11.2019 между Департаментом и Жирновой В.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, по условиям которого Департамент передает лесные насаждения, расположенные на территории <адрес>, а ответчик принимает данные лесные насаждения в объеме 100 куб.м. для использования в целях строительства жилого дома и в объеме 99 куб. м. для строительства хозяйственных строений и сооружений. Лесные насаждения, приобретённые ответчиком, вырублены. Департаментом 05.05.2021 проведен осмотр места строительства жилого дома, по результатам осмотра составлен акт, которым установлено, что на земельном участке построен жилой дом, хозяйственные постройки и пиломатериал отсутствуют.
Ссылаясь на те обстоятельства, что факт отчуждения древесины установлен, поскольку расположенный на земельном участке дом построен до заключения договора купли – продажи лесных насаждений, просит взыскать с Жирновой В.А. в пользу Департамента лесного комплекса Вологодской области неустойку за отчуждение или передачу другому лицу древесины по договору купли-продажи лесных насаждений в сумме 308 198 рублей.
В судебном заседании представитель истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Омелина Т.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик Жирнова В.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель ответчика Жирновой В.А. по доверенности Трудов Н.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения требований, указав, что доказательств того, что дом был построен ранее заключения договора купли-продажи лесных насаждений в материалы дела не представлено, весь приобретенный лес использован для строительства дома по адресу: <адрес>, к 07.11.2019 был построен только фундамент, после получения лесных насаждений их подготовили для использования при постройке дома и возвели каркасную конструкцию дома, что занимает несколько дней, постановка на кадастровый учет производилась в упрощенном порядке, их технического паспорта от 19.12.2019 следует, что дом не имеет внутренней отделки (полов, обшивки крыши и т.п.), полностью дом был построен к весне 2020 года и был продан вместе с земельным участком в конце апреля 2020 года.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 и части 4 статьи 30 Лесного комплекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
С учетом статьей 75, 77 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год
Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 454, 485 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателя), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Установлено, что Жирнова В.А. 01.02.2019 обратилась в Бабушкинский территориальный отдел государственное лесничество с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан для строительства жилого дома, жилых строений в случае документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия, которое повлекло утрату или повреждение жилого помещения, в объеме 100 куб.м. и хозяйственных строений и сооружений в объеме 100 куб.м.
По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом лесного комплекса Вологодской области принято решение о его удовлетворении.
07.11.2019 Департамент (продавец) и Жирнова В.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи лесных насаждений №, по условиям которого Департамент передает лесные насаждения, расположенные на территории <адрес>, с целью строительства жилого дома в объеме 100 куб. м., для строительства хозяйственных строений и сооружений в объеме 99 куб. м. для строительства хозяйственных строений и сооружений.
Лесные насаждения в объеме 199 куб. м. переданы ответчику, что подтверждается актом от 07.11.2019.
13.04.2021 Департаментом в адрес ответчика направлено уведомление о проведении контрольных мероприятий по целевому использованию древесины.
Актом о результатах осмотра места строительства и (или) ремонта жилых домов, садовых домов, хозяйственных строений и сооружений от 05.05.2021 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, построен жилой дом 9 х 9, хозяйственные постройки и пиломатериал отсутствуют. На момент проверки земельный участок Жирновой В.А. не принадлежит.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость право собственности Жирновой В.А. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, прекращено 03.06.2020 на основании договора купли – продажи, в настоящее время собственниками земельного участка являются ФИО1, ФИО1 и ФИО2
В пределах данного земельного участка расположен жилой дом площадью 113,9 кв.м., 2019 года завершения строительства. Право собственности Жирновой В.А. на него также прекращено и зарегистрировано право собственности ФИО1, ФИО1 и ФИО2 03.06.2020. Факт отчуждения дома и земельного участка ответчик не отрицала.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 15 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан покупатель обязан соблюдать требования, установленные частью 4.1 статьи 30 ЛК РФ, согласно которым древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Подпунктом «и» пункта 17 договора предусмотрено, что в случае отчуждения или передачи другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, в случае препятствия осуществлению продавцом учета древесины, заготовленной на основании настоящего договора, покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу древесины лесных насаждений, установленным в соответствии с частью 4 статьи 76 ЛК РФ.
Ставка платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 13.05.2013 № 491 "Об установлении ставок платы для граждан по договору купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд".
Установив факт отчуждения древесины другому лицу и руководствуясь условиями договора, Департамент 15.06.2021 направил в адрес ответчика претензию с требованиями оплатить неустойку за отчуждение древесины в размере 308 198 рублей, рассчитанную как 10 – кратную стоимость стоимости объема древесины 199 куб.м. (30 819 рублей 80 копеек * 10), в срок до 13.07.2021.
При этом суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для взыскания неустойки, поскольку приобретенный и заготовленный лес был использован для строительства дома, который был впоследствии отчужден вместе с земельным участком.
Как следует из материалов дела, дом завершен строительством в 2019 году, поставлен на кадастровый учет 26.11.2019, то есть спустя очень незначительный и объективно недостаточный для постройки дома срок после заключения договора купли – продажи лесных насаждений (07.11.2019).
При этом согласно отчету об использовании лесов, составленного и предоставленного истцу Жирновой В.А. 10.08.2020, заготовка древесины осуществлялась в январе – августе 2020 года, то есть позднее даты завершения строительства.
В соответствии с договором подряда № от 01.11.2019, заключенным между ООО «Каркасное домостроение плюс» (Подрядчик) и Жирновой В.А. ( Заказчик), подрядчик обязался выполнить работы по строительству дома на участке с кадастровым номером №, которые были выполнены и приняты заказчиком 08.12.2019, 22.12.2019, 25.12.2019 и 28.01.2020 согласно представленным актам сдачи – приемки работ.
Однако, указанный договор по мнению суда не может подтверждать факт осуществления строительства дома из приобретенной ответчиком древесины, поскольку по условиям пункта 2.1 указанного Договора цена работ составляет 1 800 000 рублей и включает в себя стоимость материалов, закупаемых исполнителем, в соответствии с пунктом 4.1 договора исполнитель обязан обеспечить наличие строительных материалов, соответствующего качества, то есть строительство дома в рамках договора № от 01.11.2019 не предлагало использование подрядной организацией давальческого материала заказчика, в том числе приобретенного ответчиком по договору с истцом.
Более того, из представленного в материалы дела технического паспорта следует, что на дату его подготовки 19.12.2019 жилой дом был построен, в том числе имел входные двери, стеклопакеты, кровлю и межкомнатные и межэтажные перегородки, инженерные коммуникации, что противоречит доводам представителя ответчика о том, что фактически дом построен в 2020 году.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что факт нарушения ответчиком условий договора купли – продажи и отчуждения древесины нашел свое подтверждение в материалах дела, доказательств оплаты неустойки у суда не имеется, ответчиком не представлено, в связи с чем требования истца о взыскании неустойки заявлены обоснованно.
Вместе с тем, при определении размера подлежащей взысканию неустойки суд принимает во внимание, что в силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Кроме того, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Принимая во внимание, что неустойка не является способом извлечения прибыли, а также учитывая материальное положение ответчика и его супруги, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, 2013 г.р., конкретные обстоятельства дела, отсутствие доказательств возникновения последствий нарушения обязательства, значительное превышение заявленного ко взысканию размера неустойки суммы возможных убытков, а также стоимость древесины по договору купли – продажи лесных насаждений, которая составила 30 819 рублей 80 копеек, необходимость соблюдения баланса интересов обеих сторон по делу, суд приходит к выводу о возможности снижения неустойки до 40 000 рублей.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить частично.
Взыскать с Жирновой В. А. в пользу Департамента лесного комплекса Вологодской области неустойку по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан № от 02.12.2021 в размере 40 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Жирновой В. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Вайгачева
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2021