Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1956/2021 от 09.07.2021

Судья: Некрасова Н.С. Дело № 33-1956/2021

(№ 2-1-557/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Дятлова М.В., Коротченковой И.И.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова Сергея Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,

по апелляционной жалобе Логинова Сергея Викторовича на решение Мценского районного суда Орловской области от 13 мая 2021 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Логинова Сергея Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста отказать».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Логинова Сергея Викторовича, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Фоминой Екатерины Викторовны, полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

Логинов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное); пенсионный орган) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

В обоснование заявленных требований указывал, что 22 марта 2021 г. Логинов С.В. обратился в ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Письмом пенсионного органа от 5 апреля 2021 г. Логинову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии со снижением пенсионного возраста.

Полагая, что вышеуказанное решение ответчика является незаконным, ссылался на то, что с 1989 г. по настоящее время он проживает в <адрес>, относящимся к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также на то, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением у истца имелся необходимый стаж и возраст для досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

По изложенным основаниям, просил обязать ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить ему пенсию со снижением возраста на два года, с даты обращения за назначением пенсии, но не ранее возникновения такого права.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Логинов С.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в как не определении юридически значимых обстоятельств подлежащих доказыванию сторонами по делу, так и в ненадлежащим исследовании представленных истцом доказательств.

Обращает внимание на то, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не применены положения ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1).

Поддерживая доводы жалобы в суде апелляционной инстанции Логинов С.В. не оспаривал, что при обращении к ответчику и в суд им заявлено о праве на получение наряду с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вопрос о назначении страховой пенсии по старости в связи с отказом от пенсии по выслуге лет им не ставился.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее по тексту – Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ), в указанный Закон внесены изменения. Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения, данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федеральный закон «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Город Мценск Мценского района Орловской области в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, был отнесен к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 марта 2021 г. Логинов С.В., <дата> г.р., обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Письмом ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) от 5 апреля 2021 г. Логинову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста, поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии со снижением пенсионного возраста на два года истец является получателем пенсии за выслугу лет как военнослужащий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Разрешая спор по существу, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Логинов С.В., не достигший, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраста, не имеет права на получение одновременно двух пенсий - по выслуге лет и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривалось, что ЛогиновС.В., <дата> г.р., с 1989 г. проживает в <адрес>.

Из имеющейся в материалах дела справки , выданной военным комиссаром (г.Мценска и Мценского района Орловской области) для предоставления ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в декабре 2020 г., следует, что истец проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с <дата> по <дата> При этом в период с <дата> по <дата> Логинов С.В. являлся курсантом Московского высшего командного училища дорожных и инженерных войск.

С <дата> Логинов С.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Согласно представленным пенсионным органом сведений на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции трудовой стаж истца составил <...> и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) <...>, что подтверждается трудовой книжкой истца, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Логинова С.В. и не оспаривалось ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное).

Между тем, поддерживая доводы жалобы в суде апелляционной инстанции Логинов С.В. указывал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и в суд с настоящим иском им заявлено о наличии права на получение наряду с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вопрос о назначении страховой пенсии по старости в связи с отказом от пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации им не ставился.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ч. 2 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10, 16 - 18 ч.1 ст. 30 и п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 г.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» не являются идентичными.

Нормами ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» на условиях, определяемых данным Федеральным законом.

Положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, не установлена.

Истец к категории лиц, имеющих право на снижение пенсионного возраста в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» не относится.

С учетом вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии соответствующего стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости (без учета ее фиксированной части) по указанным им в иске основаниям со ссылкой на положения Закона РФ от 15 января 1991г. №1244-1 у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 13 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Логинова Сергея Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Некрасова Н.С. Дело № 33-1956/2021

(№ 2-1-557/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Дятлова М.В., Коротченковой И.И.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова Сергея Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,

по апелляционной жалобе Логинова Сергея Викторовича на решение Мценского районного суда Орловской области от 13 мая 2021 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Логинова Сергея Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста отказать».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Логинова Сергея Викторовича, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Фоминой Екатерины Викторовны, полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

Логинов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное); пенсионный орган) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

В обоснование заявленных требований указывал, что 22 марта 2021 г. Логинов С.В. обратился в ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Письмом пенсионного органа от 5 апреля 2021 г. Логинову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии со снижением пенсионного возраста.

Полагая, что вышеуказанное решение ответчика является незаконным, ссылался на то, что с 1989 г. по настоящее время он проживает в <адрес>, относящимся к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также на то, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением у истца имелся необходимый стаж и возраст для досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

По изложенным основаниям, просил обязать ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить ему пенсию со снижением возраста на два года, с даты обращения за назначением пенсии, но не ранее возникновения такого права.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Логинов С.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в как не определении юридически значимых обстоятельств подлежащих доказыванию сторонами по делу, так и в ненадлежащим исследовании представленных истцом доказательств.

Обращает внимание на то, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не применены положения ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1).

Поддерживая доводы жалобы в суде апелляционной инстанции Логинов С.В. не оспаривал, что при обращении к ответчику и в суд им заявлено о праве на получение наряду с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вопрос о назначении страховой пенсии по старости в связи с отказом от пенсии по выслуге лет им не ставился.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее по тексту – Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ), в указанный Закон внесены изменения. Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения, данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федеральный закон «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Город Мценск Мценского района Орловской области в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, был отнесен к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 марта 2021 г. Логинов С.В., <дата> г.р., обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Письмом ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) от 5 апреля 2021 г. Логинову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста, поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии со снижением пенсионного возраста на два года истец является получателем пенсии за выслугу лет как военнослужащий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Разрешая спор по существу, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Логинов С.В., не достигший, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраста, не имеет права на получение одновременно двух пенсий - по выслуге лет и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривалось, что ЛогиновС.В., <дата> г.р., с 1989 г. проживает в <адрес>.

Из имеющейся в материалах дела справки , выданной военным комиссаром (г.Мценска и Мценского района Орловской области) для предоставления ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в декабре 2020 г., следует, что истец проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с <дата> по <дата> При этом в период с <дата> по <дата> Логинов С.В. являлся курсантом Московского высшего командного училища дорожных и инженерных войск.

С <дата> Логинов С.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Согласно представленным пенсионным органом сведений на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции трудовой стаж истца составил <...> и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) <...>, что подтверждается трудовой книжкой истца, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Логинова С.В. и не оспаривалось ГУ-УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное).

Между тем, поддерживая доводы жалобы в суде апелляционной инстанции Логинов С.В. указывал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и в суд с настоящим иском им заявлено о наличии права на получение наряду с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вопрос о назначении страховой пенсии по старости в связи с отказом от пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации им не ставился.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ч. 2 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10, 16 - 18 ч.1 ст. 30 и п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 г.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» не являются идентичными.

Нормами ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» на условиях, определяемых данным Федеральным законом.

Положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, не установлена.

Истец к категории лиц, имеющих право на снижение пенсионного возраста в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» не относится.

С учетом вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии соответствующего стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости (без учета ее фиксированной части) по указанным им в иске основаниям со ссылкой на положения Закона РФ от 15 января 1991г. №1244-1 у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 13 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Логинова Сергея Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1956/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Логинов Сергей Викторович
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Орловский областной суд
Судья
Курлаева Лада Игоревна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
12.07.2021Передача дела судье
28.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее