Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-171/2021 (2-5469/2020;) ~ М-4883/2020 от 14.09.2020

Дело № 2-171/2021 (17) 66RS0004-01-2020-007328-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 25.01.2021 года)

г. Екатеринбург 18 января 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тихоновой О.А. при секретаре судебного заседания Зименковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Игоря Вадимовича, Козловой Натальи Юрьевны, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Козлова Артема Игоревича, Козлова Дмитрия Игоревича, к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности произвести социальную выплату,

У С Т А Н О В И Л:

Козлов И.В., Козлова Н.Ю., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Козлова А.И., Козлова Д.И., обратились в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности произвести социальную выплату. В обоснование заявленных требований указали, что 06.07.2017 заседанием комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма было принято решение о признании семьи Козловых нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Согласно письму комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга от 23.04.2020 № 091-19/1006 на основании заявления от 28.11.2017 и представленных документов семья Козловых была признана участницей подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года» и исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы. На основании письма Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области от 20.01.2020 № 16-01-81/484 был сформирован список молодых семей – участников подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной подпрограммы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», изъявивших желание получить региональную социальную выплату по Ленинскому району г. Екатеринбурга в 2020 году. Согласно протоколу заседания комиссии от 21.04.2020 № 34/04/65/01-04, семья Козловых была включена в указанный список на 2020 год под номером 20. Социальная выплата этой подпрограммы выдается в виде сертификата номиналом 20% от расчетной стоимости жилья на семью, что составляет 742161 руб. 60 коп. Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.06.2020 Козловы были выселены из занимаемого ими жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу с выплатой им выкупной стоимости в размере 2237058 руб. 00 коп. Учитывая указанные обстоятельства, а также ссылаясь на положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы полагают, что имеют право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, достаточном для приобретения жилья в соответствии с нормами на каждого члена семьи, в связи с чем имеют право на получение социальной выплаты в размере 742161 руб. 60 коп. во внеочередном порядке. Учитывая изложенное, просили возложить на Администрацию г. Екатеринбурга обязанность произвести социальную выплату в соответствии с подпрограммой 1 «Стимулирование развития жилищного строительства государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» в размере 742161 руб. 60 коп.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 16.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21.12.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области.

В судебном заседании истцы Козлов И.В., Козлова Н.Ю., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Козлова А.И., Козлова Д.И., и их представитель Баялинов А.А., действующий на основании доверенности, поддержали исковые требования к Министерству строительства и инфраструктуры Свердловской области в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области Зараменских Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление. Указала, что предоставить семье Козловых социальную выплату без нарушения прав семей, подавших документы на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, не представляется возможным, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Страхова Н.а., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что в анных правоотношениях Администрация г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком, поскольку компенсационную выплату не уполномочена производить. Также указала на отсутствие оснований для выплаты истцам компенсации на жилье во внеочередном порядке. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Валова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление. Пояснила, что Фонд не участвует в постановке молодых семей на учет нуждающихся в жилых помещениях и в предоставлении социальных выплаты на улучшение жилищных условий. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресату более не проживает и не находится.

На основании ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Учитывая изложенное, а также обстоятельства заблаговременного размещения на сайте Ленинского районного суда г. Екатеринбурга сведений о месте и времени судебного заседания, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Материалами дела установлено, что 06.07.2017 Администрацией г. Екатеринбурга семья Козловых (истцы Козлов И.В., Козлова Н.Ю., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Козлова А.И., Козлова Д.И.) признана нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Согласно письму комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга от 23.04.2020 № 091-19/1006 на основании заявления от 28.11.2017 и представленных документов семья Козловых признана участницей подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года» и исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы.

На основании письма Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области от 20.01.2020 № 16-01-81/484 сформирован список молодых семей – участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной подпрограммы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», изъявивших желание получить региональную социальную выплату по Ленинскому району г. Екатеринбурга в 2020 году.

Как следует из материалов дела, в указанный список семья Козловых была включена, исходя из даты признания нуждающимися в улучшении жилищных условий 07.07.2017 под номером 125.

Список молодых семей – участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить региональную социальную выплату, по муниципальному образованию «город Екатеринбург» на 2020 год направлен в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в составе заявки на участие в отборе муниципальных образований Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление молодым семьям региональных социальных выплат на улучшение жилищных условий.

Помимо этого, на основании решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.06.2020, вступившего в законную силу, семья Козловых была выселена из занимаемого ими жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу с выплатой им выкупной стоимости принадлежащего им жилого помещения в размере 2237058 руб. 00 коп.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы полагают, что имеют право на предоставление региональной социальной выплаты на жилье во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации касаются реализации права на внеочередное улучшение жилищных условий путем предоставления именно жилых помещений и только по договорам социального найма лицам, чьи жилые помещения были признаны непригодными и подлежащими сносу. Защита жилищных прав иным образом, в том числе и путем предоставления региональной компенсационной выплаты указанной нормой права не предусмотрена.

Оказание же государственной поддержки молодым семьям, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для реализации которых планируется привлечение субсидии из федерального бюджета, осуществляется в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем».

На территории Свердловской области реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП (далее – Подпрограмма).

В соответствии с данной программой ответственным исполнителем подпрограммы с 01.01.2020 является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, утверждает данный список.

После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Министерство, на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям о возложении обязанности предоставить региональную социальную выплату является Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области как непосредственный ответственным исполнитель подпрограммы. Администрация г. Екатеринбурга, составляя в силу своих полномочий лишь списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям, в связи с чем исковые требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, не усматривает суд и оснований для удовлетворения исковых требований семьи Козловых и к Министерству строительства и инфраструктуры Свердловской области, поскольку как следует из приведенных выше положений Подпрограммы, спорная региональная социальная выплата осуществляется на условиях очередности в соответствии со списками молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, формируемыми на основании включения в указанные списки заявителей, исходя из даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку семья Козловых включена в список молодых семей – участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить региональную социальную выплату, по муниципальному образованию «город Екатеринбург» на 2020 год под номером 125, а доказательств включения семьи истцов в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году с учетом их очередности и объема выделенных субсидий суду в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, более того, истцами не оспорено, что в указанный список они пока не включены, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Козловых к Министерству строительства и инфраструктуры Свердловской области, поскольку иное приведет к нарушению прав семей, подавших документы на участие в спорной подпрограмме ранее и включенных в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году с учетом объема выделенных субсидий.

Помимо этого, суд также обращает внимание на тот факт, что реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылаются истцы в качестве основания заявленных требований, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются ст. ст. 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

Если лицо является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то разрешение вопроса об улучшении его жилищных условий возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Как следует из материалов дела, данным правом истцы воспользовались, в связи с чем на основании решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.06.2020 они были выселены из занимаемого жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, с выплатой им выкупной стоимости данного жилого помещения в размере 2237058 руб. 00 коп.

При таких обстоятельствах, сам по себе факт признания истцов малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не влечет обязанности по предоставлению региональной социальной выплаты на приобретение жилья во внеочередном порядке.

Таким образом, исходя из заявленных оснований и предмета иска, исковые требования Козлова И.В., Козловой Н.Ю., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Козлова А.И., Козлова Д.И., к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности произвести социальную выплату удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-171/2021 (2-5469/2020;) ~ М-4883/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлова Наталья Юрьевна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Козлова А.И., Козлова Д.И.
Козлов Игорь Вадимович
Ответчики
Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбургао
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Тихонова(Иванова) Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
14.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2020Предварительное судебное заседание
16.11.2020Предварительное судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее