Дело <номер обезличен>
26RS0<номер обезличен>-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
с участием ответчика Сукало В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Реальные Инвестиции» к Сукало В. А. о взыскании денежной суммы в порядке регресса,
установил:
ООО «Реальные Инвестиции» обратилось в суд с иском к Сукало В.А. о взыскании причиненного ущерба в размере 78500 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 2555 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что <дата обезличена> в результате дорожно-транспортного происшествия (далее –ДТП), имевшего место по адресу: <адрес обезличен> был поврежден автомобиль КИА Соренто, государственный регистрационный знак А354МВ126, принадлежащего Воропаеву В.В. Согласно материалам ГИБДД, участником данного ДТП является Сукало В.А., который не включен в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, при управлении транспортного средства ДЭУ Нексия, государственный регистрационный знак У537ОМ26, были нарушены требования п.1.3,1.5,10.1 ПДД РФ. Противоправные действия ответчика находятся в причинно-следственной связи с вышеуказанным ДТП и причиненными механическим повреждениями транспортному средству потерпевшего Воропаева В.В.
Гражданская ответственность ответчика была застрахована в ООО «БИН Страхование» по страховому полису ЕЕЕ 0332882659.
Гражданская ответственность потерпевшего застрахована в СПАО «Ингосстрах» по полису ЕЕЕ 0713054174. Воропаев В.В. направил в страховую компанию СПАО «Ингосстрах» заявление о прямом возмещении убытков.
Признав случай страховым, СПАО «Ингосстрах» произвело выплату страхового возмещении в размере 78500 рублей. В порядке ч.5 ст. 14.1. Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ООО «БИН страхование» выплатило СПАО «Ингосстрах» страховое возмещение в размере 78500 рублей, что подтверждается платежным поручением <номер обезличен> от <дата обезличена>.
<дата обезличена> между ООО «БИН Страхование» и ООО «Реальные инвестиции» был заключен договор уступки прав (требований) <номер обезличен>, согласно которому право требовании по вышеуказанному событию перешло к ООО «Реальные Инвестиции». На основании изложенного просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание истец не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Ответчик Сукало В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку договор обязательного страхования ОСАГО был заключен владельцем автомобиля «ДЭУ Нексия» У537ОМ26 Коваль А.В. с ООО «БИН Страхование» от <дата обезличена>, полис ЕЕЕ <номер обезличен>. Также просит принять во внимание, что в справке о ДТП <дата обезличена> не указано, что он нарушил ст.12.7 КоАП РФ. Ответчик также утверждает, что все время страховал свою гражданскую ответственность, заключая договора ОСАГО.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Реальные инвестиции» по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно п. 1 ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
В соответствии с п. "д" ст. 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Статья 16 Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривает, что владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении.
Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году.
При осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 2 ст. 16 Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и как следует из материалов дела,
<дата обезличена> произошло ДТП с участием автомобиля КИА Соренто, государственный регистрационный знак А354МВ126, принадлежащего Воропаеву В.В. и автомобиля ДЭУ Нексия, государственный регистрационный знак У537ОМ26 под управлением Сукало В.А., собственником которого является Коваль А.В.
Виновным в данном ДТП был признан Сукало В.А.
Гражданская ответственность Сукало В.А. была застрахована в ООО «БИН Страхование» по страховому полису ЕЕЕ 0332882659.
Гражданская ответственность потерпевшего застрахована в СПАО «Ингосстрах» по полису ЕЕЕ 0713054174.
Воропаев В.В. направил в страховую компанию СПАО «Ингосстрах» заявление о прямом возмещении убытков.
Признав случай страховым, СПАО «Ингосстрах» произвело выплату страхового возмещении Воропаеву В.В. в размере 78500 рублей.
В порядке ч.5 ст. 14.1. Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ООО «БИН страхование» выплатило СПАО «Ингосстрах» страховое возмещение в размере 78500 рублей, что подтверждается платежным поручением <номер обезличен> от <дата обезличена>.
<дата обезличена> между ООО «БИН Страхование» и ООО «Реальные инвестиции» был заключен договор уступки прав (требований) <номер обезличен>, согласно которому право требовании по вышеуказанному событию перешло к ООО «Реальные Инвестиции».
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ООО «Реальные инвестиции» указывал, что ответчик Сукало В.А. не был включен в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).
Суд, при вынесении решения суда не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис (пункт 3 ст. 16 Федерального закона от <дата обезличена> № 40-ФЗ).
При ограниченном использовании транспортного средства только определенными договором водителями количество таких водителей, их водительский стаж, возраст, предшествующие страховые выплаты в отношении каждого из этих водителей имеют существенное значение для определения степени страхового риска и, соответственно, размера страховой премии, а следовательно, указание этих водителей в договоре страхования, страховом полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной водитель собственником транспортного средства либо управляет им на ином основании, а также от того, заключался ли договор страхования этим лицом либо другим лицом.
Согласно п. 1.10 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России <дата обезличена> <номер обезличен>-П) изменения в страховой полис обязательного страхования фиксируются путем внесения соответствующей записи в раздел "Особые отметки" с указанием даты и времени внесения изменений и заверения изменений подписью представителя страховщика и печатью страховщика или путем выдачи переоформленного (нового) страхового полиса обязательного страхования в течение двух рабочих дней с даты возвращения страхователем ранее выданного страхового полиса.
Страховщик вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования информацию об изменении сведений, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.
Отсутствие в автоматизированной информационной системе обязательного страхования информации об изменении сведений о составе водителей, допущенных к управлению транспортным средством не является бесспорным доказательством того, что Сукало В.А. не входил в их число, поскольку согласно разъяснений, содержащихся п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует иметь в виду, что сообщение профессионального объединения страховщиков об отсутствии в автоматизированной информационной системе обязательного страхования данных о страховом полисе само по себе не является безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования и должно оцениваться наряду с другими доказательствами (статья 67 ГПК РФ и статья 71 АПК РФ).
В упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> (также п. 8) указано, что страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, пока не доказано иное.
Как следует из материалов дела, Коваль А.В. являясь собственником транспортного средства ДЭУ Нексия, государственный регистрационный знак У537ОМ26, застраховавший свою гражданскую ответственность по страховому полису №ЕЕЕ<номер обезличен> период действия <дата обезличена> по <дата обезличена> в ООО «БИН Страхование», направил заявление в страховую компанию об изменении условий договора обязательного страхования.
На основании указанного заявления, сотрудником страховой компании Панасенко И.Б. внесены изменения в п.3 страхового полиса, а именно: дополнен список лиц, допущенных к управлению транспортным средством, внесен Сукало В.А.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что на момент ДТП, имевшего место <дата обезличена> гражданская ответственность ответчика застрахована в установленном порядке, в связи, с чем оснований к применению мер регрессной ответственности в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не имеется.
Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло правовых оснований регрессного требования к ответчику.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
К судебным расходам, на основании ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относится государственная пошлина, почтовые расходы и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Поскольку истцу в удовлетворении основного требования судом отказано, а требование о взыскании расходов по оплате госпошлины являются производными от основного, то суд не находит основания для ее взыскания.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ООО «Реальные Инвестиции» к Сукало В. А. о взыскании денежной суммы в порядке регресса в размере 78500 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 2555 рублей - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца.
Судья Ю.С. Романенко