Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1568/2014 ~ М-1334/2014 от 19.05.2014

Дело № 2-1568/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2014 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.

при секретаре Симонян М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева С.Н. к Управлению Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Григорьев С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения и возложении обязанности, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ года им получено уведомление о том, что Управлением Министерства юстиции проведена государственная регистрация внесения изменений в сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Указанными сведениями были данные о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». Согласно внесенным в ЕГРЮЛ сведениям в качестве руководителя организации указан гражданин ФИО Считает, что решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ вынесено незаконно и нарушило права законно избранного руководителя Григорьева С.Н. Форма заявления, поданного заявителем в регистрирующий орган, установлена Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств)». Как следует из копии представленного заявления подлинность подписи нотариально засвидетельствована не была. Следовательно, считает, что регистрирующий орган не имел право принимать подобные документы. Также указывает о том, что к заявлению приложена копия протокола внеочередной конференции членов ВРОО ООО РСВА на <данные изъяты>. Указанный документ не прошит, и не скреплен печатью организации, в приобщенном к протоколу списке присутствующих делегатов отсутствуют подписи последних. Просит суд признать незаконным решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководстве Волгоградской области региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исключить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Спицын И.Н., обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации восстановить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Григорьев С.Н..

Истец, Григорьев С.Н., в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика, Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, Костенко Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Управление поступило уведомление от организации с информаций, что ДД.ММ.ГГГГ года состоялась внеочередная конференция организации, в результате которой было принято решение об избрании председателем правления Спицына И.Н. ДД.ММ.ГГГГ года Спицын И.Н. представил в Управление комплект документов на государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. По результатам рассмотрения документов, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ФЗ от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», ДД.ММ.ГГГГ года было принято решение о внесении изменения в ЕГРЮЛ. Комплект документов соответствовал представляемым требованиям п.36 Приказа №455 и п.2 ст.17 №129-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Управлением были направлены документы на предмет внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, для внесения в ЕГРЮЛ. ДД.ММ.ГГГГ года внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части смены руководителя Организации. ДД.ММ.ГГГГ Григорьев С.Н. обратился в Управление с заявлением о предоставлении копий документов для дальнейшего обжалования в суде решения конференции Организации о смене руководителя, которые были предоставлены заявителю ДД.ММ.ГГГГ года. Григорьеву с.Н. было разъяснено, что выдача Управлением запрашиваемых копий документов законодательством не предусмотрена, в связи с чем, заявителю комплект документов был предоставлен для сведения. Также Григорьеву С.Н. дополнительно сообщено, что нотариально удостоверенный комплект документов находится, в Управлении Федеральной налоговой службы РФ по Волгоградской области, которая является регистрирующим органом и вправе представлять по запросу надлежащим образом заверенные: выписки из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица, справки об отсутствии запрашиваемой информации. В связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Григорьеву С.Н.

Третье лицо, Спицын И.Н., в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица, Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана», в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений и т.д. нарушены его права и свободы.

На основании ст. 6 Закона РФ от 27.04.1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В силу пункта 4 статьи 20 Закона об общественных объединениях Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам (часть 4 статьи 20 Закона об общественных объединениях).

На основании части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Из изложенного следует, что Устав общественного объединения, который не должен противоречить закону, закрепляет компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения.

В соответствии со статьей 15 Закона об общественных объединениях общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года состоялась внеочередная конференция организации, в результате которой было принято решение об избрании председателем правления Спицына И.Н. (л.д. 11-13,14).

Спицын И.Н. ДД.ММ.ГГГГ года представил в Управление комплект документов на государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (л.д. 6,7-10). По результатам рассмотрения документов, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», ДД.ММ.ГГГГ года было принято решение о внесении изменения в ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Управлением были направлены документы на предмет внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, для внесения в ЕГРЮЛ. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ года внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части смены руководителя Организации.

Григорьев С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении копий документов для дальнейшего обжалования в суде решения конференции Организации о смене руководителя, которые были предоставлены заявителю ДД.ММ.ГГГГ года.

Решением Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования Григорьева С.Н. к Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» о признании недействительным решения конференции общественной организации – удовлетворены. Решение внеочередной конференции членов Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным. Запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице – Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, произведенную на основании решения внеочередной конференции от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов РФ.

Порядок государственной регистрации юридического лица при его создании установлен главой 4 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".Перечень документов, необходимых для предоставления на регистрацию записей, закреплен в ст. 12 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

Процедура внесения записей в ЕГРЮЛ, а также изменений в ранее внесенные записи, в силу положений ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. и Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" носит заявительный характер, регистрирующий орган в связи с регистрацией записей, правовую экспертизу представленных для регистрации записей документов не проводит.

Согласно нормам ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, иных сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, а также в заявление, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации.

В силу пункта 1.2 статьи 9 этого же Федерального закона, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма заявления N Р 14001 о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, которое должно быть подписано руководителем постоянно действующего исполнительного органа либо иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, либо иным лицом, действующим на основании полномочий.

Согласно пп. 4.1 п. 4 ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г., регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основания отказа в государственной регистрации изложены в ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 г., и расширительному толкованию не подлежат. Таким образом, при предоставлении полного пакета документов, предусмотренного ст. 12 указанного Закона и отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, установленных п. 1 ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506 Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции РФ и его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Таким решением в соответствии с п. 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций", утвержденного Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 N 343, является распоряжение Министерства юстиции РФ.

Согласно п. 36 Административного регламента для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством РФ случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.

Исходя из смысла п. 1.3 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, в случае избрания (переизбрания) руководителя организации уполномоченным органом юридического лица, заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений об этом от имени данного юридического лица полномочен подписывать именно новый единоличный исполнительный орган - руководитель, права и обязанности которого возникают с момента принятия указанного решения уполномоченным органом юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ года Спицын И.Н. представил в Управление комплект документов на государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, по результатам рассмотрения которых ДД.ММ.ГГГГ года было принято решение о внесении изменения в ЕГРЮЛ.

В силу предписаний ст. 80 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" в системной взаимосвязи с положениями ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ при засвидетельствовании верности подписи под заявлением уполномоченного лица о государственной регистрации юридического лица (включая и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы) нотариус обязан проверить наличие у инициатора данного нотариального действия права быть заявителем при данном виде государственной регистрации, применительно к требованиям п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ. Установление нотариусом факта отсутствия соответствующих полномочий является безусловным основанием для отказа в совершении названного нотариального действия.

Изложенное понимание законности засвидетельствования верности подписи под заявлением о государственной регистрации юридического лица, направляемого в уполномоченный государственный орган (налоговый орган), наличия оснований для такого свидетельствования или отказа в таковом следует из письма Министерства РФ по налогам и сборам от 20 сентября 2004 года N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении", а также из п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных Приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 N 91, согласно которому при свидетельствовании, в соответствии со статьей 80 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Таким образом, в данном случае у ответчика имелись основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководителе Организации, в связи с несоответствием представленных Спицыным И.Н. документов, требованиям указанного Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Григорьева С.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Григорьева С.Н. к Управлению Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководстве Волгоградской области региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».

Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исключить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» - Спицын ФИО.

Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации восстановить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» - Григорьев С.Н..

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Волгограда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Справка: решение принято в окончательной форме 11 августа 2014 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.

Судья:

2-1568/2014 ~ М-1334/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьев Сергей Николаевич
Ответчики
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области
Другие
ВРОО ООО "Российский Союз ветеранов Афганистана"
Денисов Игорь Анатольевич
Спицын Игорь Николаевич
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Горина Любовь Мурадовна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
19.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2014Передача материалов судье
21.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2014Предварительное судебное заседание
09.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Судебное заседание
03.07.2014Судебное заседание
24.07.2014Судебное заседание
01.08.2014Судебное заседание
05.08.2014Судебное заседание
11.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2015Дело оформлено
12.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее