дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2020 г. ...
<...> городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Максимовой К.С.,
с участием административного истца Иванова Э.А., представителя административного ответчика Тихонова И.М.,
рассмотрев в судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Иванова Э.А. к ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... о признании действий незаконными,
установил:
Иванов Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... по тем основаниям, что он содержится в данном учреждении по постановлению мирового судьи судебного участка <...> района в соответствии с ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ. Приговор в отношении него вступил в силу. 19.01.2020, 19.02.2020, 19.03.2020 по прибытии в СИЗО-№... из ИВС ... он и его вещи подвергались обыску и досмотру, по результатам которых ответчик запрещал истцу брать с собой в камеру радиоприемник, ложку алюминиевую, цветные ручки, консервированные продукты и точилку пластиковую. Истец полагает, что в отношении него подлежат применению ПВР ИУ, утвержденные приказом Минюста РФ от 26.12.2016 № 295, согласно приложению № 1 к которым указанные выше предметы не являются запрещенными. Действия ответчика истец просит признать незаконными.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, полагая, что на Иванова Э.А. распространяется действие ПВР СИЗО, которыми запрещено иметь при себе предметы, указанные в административном исковом заявлении. Также пояснил, что содержимое консервов было Иванову Э.А. выдано по его заявлению.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 этой статьи, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2); а также в соответствии с п.3 соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; кроме того, согласно п.4 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 227 КАС РФ суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... действуют Правила внутреннего распорядки следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189.
Судом установлено, что Иванов Э.А. в спорный период времени содержался в ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... в порядке ст. 77.1 УИК РФ по постановлению мирового судьи судебного участка <...> района Республики Карелия от 28.10.2019 в качестве обвиняемого до окончания рассмотрения уголовного дела в статусе осужденного в законной силе.
Учитывая положения ч. 1 ст. 74, ч. 2 и ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ, суд приходит к выводу, что на осужденных, переведенных в следственный изолятор в порядке ст. 77.1 УИК РФ, действие Федерального закона № 103-ФЗ распространяется в части порядка содержания, а условия содержания должны соответствовать условиям, которые они имели при отбывании наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Таким образом, на Иванова Э.А. распространялись условия отбывания наказания в исправительном учреждении.
Судом установлено, что 19.01.2020, 19.02.2020, 19.03.2020 по прибытии Иванова Э.А. из ИВС ... в СИЗО-№... он подвергался обыску, в результате которого у него были изъяты предметы, в том числе радиоприемник, металлические банки с консервами – 5 штук, ложка алюминиевая, цветные ручки и точилка, о чем зафиксировано в квитанциях и составлены протоколы.
Главой 13 УИК РФ регламентируются условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Так, осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. 88 УИК РФ).
Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения (ст. 94 УИК РФ).
Осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности (ст. 95 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – ПВР ИУ), которые устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях.
Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ (п. 3 ПВР ИУ).
Из приложения № 1 к ПВР ИУ усматривается, что радиоприемники разрешены только для коллективного пользования, а не для личного. Камеры оборудованы радиоточками. Таким образом, права административного истца в данной части требований не нарушены.
Относительно признания незаконными действий по изъятию алюминиевой ложки, цветных ручек, суд признает эти действия незаконными, поскольку данные предметы не запрещены ПВР ИУ.
Вместе с тем, пластиковая точилка, которая была изъята у Иванова Э.А., к письменным принадлежностям не относится, является канцелярским товаром, следовательно, запрещена к хранению.
Разрешая требования истца о признании незаконными действий по изъятию консервов, суд полагает, что поскольку консервы были административному истцу выданы 26.04.2020, что им не оспаривалось, на день принятия судом решения права административного истца не нарушены, следовательно, восстановлению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... в части запрета иметь Иванову Э.А. при себе в камере цветные ручки, алюминиевую ложку.
Обязать ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... устранить указанные нарушения, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в <...> городской суд Республики Карелия и Иванову Э.А..
В удовлетворении остальной части исковых требований Иванова Э.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
В окончательной форме решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..