Судья Бухашеев Д.А.
Судья-докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-9019/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Скубиевой И.В.,
судей Кислицыной С.В., Жигаева А.Г.,
при секретаре Назаренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1688/2019 по иску Савельевой О. М. к обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» об устранении недостатков услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, взыскании убытков
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 8 августа 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес изъят).
Общество с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» (далее по тексту ООО «УИ ЖКХ-2008») является исполнителем коммунальных услуг и обязано предоставлять услуги, соответствующие по качеству условиям договора, обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и норм, установленных нормативами, а также информации о коммунальных услугах.
По договору на обслуживание, собственники и жильцы свои обязанности исполняют, своевременно оплачивают услуги.
Ответчик свои обязательства исполняет ненадлежащим образом.
Ненадлежащее исполнение выразилось в том, что с 01.03.2019 в многоквартирном доме отключены 4 лифта, которые прошли оценку соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в ноябре и декабре 2018 года.
По результатам проверки ООО «УИ ЖКХ-2008» выданы заключения, согласно которым необходимо провести такие работы: заменить контакты, заменить вкладыши башмаков кабины и вкладыши башмаков противовеса, устранить нарушения в натяжном устройстве ограничителя скорости.
Указанные замечания должны были быть устранены до 31.12.2018, что ответчиком не выполнено. Претензия от собственников и жильцов об устранении недостатков в 10-тидневный срок ответчиком оставлена без удовлетворения.
Истец просила обязать ответчика в срок, установленный судом, безвозмездно своими силами и средствами устранить недостатки при оказании услуг по запуску лифтового оборудования по адресу: (адрес изъят); возместить собственникам и жильцам многоквартирного дома (МКД) убытки в сумме 148 423 руб. с корректировкой на дату вынесения решения судом.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 8 августа 2019 года на ООО «УИ ЖКХ-2008» возложена обязанность восстановить работу лифтового оборудования в многоквартирном доме по адресу: (адрес изъят) в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении иска о взыскании суммы убытков, пени отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО «УИ ЖКХ-2008» Крылов А.Л. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме, указав, что ООО «УИ ЖКХ-2008», исполняя договор управления, обслуживало общее имуществом многоквартирного дома, включая лифтовое оборудование, но с учетом износа и истечения срока эксплуатации, запрета на эксплуатацию ввиду не проведения капитального ремонта лифтов со стороны Фонда капитального ремонта Иркутской области принято решение о приостановлении работы лифтового оборудования в указанном многоквартирном доме. Фонд не исполняет возложенные на него законом обязанности, не производит ремонтные работы капитального характера по замене лифтового оборудования в доме по причине назначения ремонта в период 2025 года. ООО «УИ ЖКХ-2008» в должной мере исполнило возложенные на него договором управления обязанности в части обслуживания лифтового оборудования.
Вывод суда о наличии у управляющей организации обязанности по восстановлению работы лифтового оборудования не основан на законе, проведение капитального ремонта лифтов возложено на Фонд капитального ремонта Иркутской области, который должен выступать ответчиком по данному делу.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Савельева О.М. просит решение суда оставить без изменения, дополнить фразой о продлении срока эксплуатации лифтового оборудования на 1 год с момента запуска.
Заслушав доклад по делу, объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При разрешении возникшего спора, что Савельева О.М. является собственником квартиры № (номер изъят), расположенной по адресу: (адрес изъят), управление которым осуществляется на основании договора от 31.12.2013 ООО «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008».
Ответчиком с 01.03.2019 приостановлена работа 4 лифтов (дата ввода в эксплуатацию 1987 год) в МКД в связи с их несоответствием требованиям Технического регламента таможенного союза "Безопасность лифтов", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".
Объем работ, необходимых для приведения лифтов в эксплуатационное состояние, определен заключениями №№ 124/18-УИ, 125/18-УИ, 150/18-УИ, 151/18-УИ, данными по заданию управляющей компании ООО «Инженерно-консультационный центр по технической безопасности и экспертизе», из содержания которых следует, что владельцу лифтов в срок не позднее 15 февраля 2020 года рекомендуется принять решение о проведении модернизации, замены лифта или выводе лифта из эксплуатации. В случае принятия решения о модернизации, в ходе ее выполнения, в срок не позднее 15 февраля 2020 года необходимо: привести лифт в соответствие с применимыми требованиями безопасности согласно Приложению 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010; привести в соответствие с требованиями технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010 техническую документацию, указанную в таблице №3 Заключения. В качестве условий возможного продления срока использования лифта указано, что техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до 31.12.2019 при соблюдении следующих условий: а) проведение капитального ремонта с обязательным устранением дефектов, неисправностей, несоответствий указанных в таблице 2 в установленные сроки; б) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкции по эксплуатации); в) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией по эксплуатации); г) соблюдение условий эксплуатации лифта; д) проведение оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53783-2010 (п.7.2).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав анализ приведенным выше нормам закона, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", содержанию технических заключений №№ 124/18-УИ, 125/18-УИ, 150/18-УИ, 151/18-УИ, исходил из того, что, поскольку неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцов многоквартирного жилого дома, действия по организации ремонта лифтового оборудования и замене вышедших из строя узлов этого оборудования относятся к предусмотренным законом обязанностям управляющей компании – ООО «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008», что не препятствует в последующем проведению зачета стоимости проведенного ремонта в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.
Основным доводом апелляционной жалобы, который повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, является утверждение об отсутствии у управляющей компании обязанности по производству капитального ремонта лифтового оборудования, в связи с возложением данной обязанности действующим законодательством на Фонд капитального ремонта.
Однако, в силу п.42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Учитывая то обстоятельство, что дом, расположенный по адресу: (адрес изъят), является многоквартирным, ежедневный подъем для широкого спектра категорий граждан (пенсионеры, малолетние дети, родители с колясками), проживающих на верхних этажах данного дома, является крайне затруднительным, в настоящее время ответствует возможностью эксплуатировать лифт с неисправным оборудованием, поскольку это может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, учитывая неотложный характер данной поломки, так как в случае невыполнения необходимых работ сохраняется вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома, судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости возложения обязанности на ответчика восстановить работу лифтового оборудования.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, исходя из того, что Ообщество с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» как управляющая компания не выбрана в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта, а также учитывая, что денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту, при проведении указанных работ за свой счет, управляющая компания вправе зачесть стоимость выполненных работ по замене лифтового оборудования в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Иркутской области от 27 декабря 2013 года № 167-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области".
Других доводов, влияющих на законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, основанием для отмены решения суда не является.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 8 августа 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Скубиева
С.В.Кислицына
А.Г.Жигаев