Дело № 2- 897/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Изрец К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутко Веры Михайловны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о признании решения недействительным, о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия 20-ти летнего календарного стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при этом в указанный стаж не был учтен период военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец не согласна с решением ответчика, просит признать решение об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в календарный стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился, поддержал позицию, изложенную в решении пенсионного органа.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ с 01.10.2015.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ч.8 стю18 и п.2 ст.23 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия 20-ти летнего календарного стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В указанный стаж не учтен период военной службы истца по контракту в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом установлено, что календарный страховой стаж истца составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при требуемом стаже – 20 лет; календарный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что меньше требуемого – 20 лет.
В соответствии с ч.5 ст. 17 Федерального закона от № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях производится перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п.4 ст. 30Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г: №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516) (далее Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 340-1, действовавшего в период с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г., к работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, приравнивается трудовая деятельность,указанная в ст. 12 Закона РФ № 340-1.
При этом, в соответствии со ст. 90 Закона РФ № 340-1 военная служба и другая, приравненная к ней служба, включается только в общий трудовой стаж. Каких-либо иных нормативно-правовых актов, допускающих возможность зачета службы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеется.
Зачет периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, не предусмотрен Правилами № 516, определяющими правила исчисления стажа.
Данная позиция отражена и в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 380-О, от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О, от 25 января 2012 года № 19-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1505-О и др.).
Таким образом, период прохождения истцом военной службы включается в страховой стаж и общий трудовой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, но не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
С учетом вышеназванных правовых норм суд не находит оснований для удовлетворения требований Бутко В.М.
Доводы истца не могут служить основанием к удовлетворению требований, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутко Веры Михайловны – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья - О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 28 января 2019 года.