копия Дело № 2-860/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Плехановой О.Н., с участием помощника прокурора Емельяновского района Свириденко С.А., представителя ответчика - Ососковой Ю.А., Какаулиной П.С., по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница», Администрации Емельяновского района о признании бездействия незаконным, обязании обустройства пандусом здания Гаревского фельдшерско-акушерского пункта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница», Администрации Емельяновского района о признании бездействия в связи с непринятием мер по созданию условий инвалидам, использующим для передвижения техническое средство: кресло-коляску, для беспрепятственного доступа к объектам социальной ифраструктуры; возложении на ответчиков обязанности по обустройству пандусом здания, расположенного по адресу: <адрес>, для обеспечения доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Емельяновского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки было установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, где находится Гаревский фельдшерский акушерский пункт, не оборудовано пандусом, что затрудняет доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры; согласно Распоряжению МУ Отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района №16-п от 16 мая 2007 года фельдшерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>, передан в оперативное управление муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница»
В судебном заседании помощник прокурора Свириденко С.А. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика администрации Емельяновского района Ососкова Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала полностью, просила указать в решении суда о необходимости установления пандуса не во всем здании, а только к его входу.
Представитель ответчика МУЗ «Емельяновская ЦРБ» Какоулина П.С. исковые требования признала в полном объеме, и пояснила, что острой необходимости в установлении пандуса не имеется, поскольку работа фельдшерско-акушерского пункта отличается от работы обыкновенной больницы и инвалиды туда практически не приходят; график работы такого пункта составлен таким образом, что половину дня врач принимает больных в здании данного пункта, а половину дня как раз обходит инвалидов по домам, то есть у инвалидов нет необходимости самостоятельно своим ходом идти в фельдшерский пункт.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов это - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 15 данного Федерального закона, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (инвалидов использующих кресло-коляску, как средство передвижения), представляет собой одно из средств прокурорского реагирования, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, где находится Гаревский фельдшерский акушерский пункт, не оборудовано пандусом, что затрудняет доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
На момент рассмотрения дела вышеперечисленные нарушения не устранены.
Таким образом, установлено, что ввиду бездействия ответчиков вышеуказанное здание не оборудовано пандусом.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание Муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница» и Муниципального учреждения Отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по обустройства здания фельдшерско-акушерского пункта пандусом.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Емельяновского района удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница», Администрации Емельяновского района выразившееся в непринятии мер по созданию условий инвалидам, использующим для передвижения техническое средство: кресло-коляску, для беспрепятственного доступа к объектам социальной.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница», Администрацию Емельяновского района обустроить пандусом вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>, где располагается фельдшерский акушерский пункт.
Установить срок исполнения решения в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А. Ежелева