Решение по делу № 2-1719/2013 ~ М-1518/2013 от 16.05.2013

Дело № 2-1719/2013 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Воркута Республика Коми                                              17 июня 2013 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,                  

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.М.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении страховой части пенсии,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности назначить страховую часть пенсии по старости в соответствии с пп.6 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ », выплатить недоплату за период с 05.09.2012 года с учётом индексации, взыскать судебные расходы в сумме ... рублей. В обоснование требований истец указал, что является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". 05.09.2012 года истец обратился к ответчику за установлением страховой части пенсии, предусмотренной п.6 ст.2 Федерального Закона № 156 ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», как получающей пенсию по выслуге лет, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в назначении страховой части пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа. Истец считает, что периоды подготовки к профессиональной деятельности с 11.10.1983 г. по 19.11.1983 г., с 08.10.1984 г. по 17.11.1984 г., с 08.04.1985 г. по 19.04.1985 г. подлежат зачету в стаж РКС, а стаж работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 года, для определения права на пенсию, должен быть учтён в льготном исчислении.

Истец, извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимает, просила дело рассмотреть в свое отсутствие. Ответчик ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте, надлежащим образом, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте за назначением страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166 - ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2013 года в назначении страховой части трудовой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа.

Протоколом комиссии УПФ в г.Воркуте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от 11 января 2013 года установлена следующая продолжительность стажа:

...

...

При этом, как следует из Протокола, продолжительность страхового стажа истца определена ответчиком в календарном порядке. Из стажа в РКС исключены периоды учебных отпусков.

Проверив стаж, установленный ответчиком, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О Государственном пенсионном обеспечении в РФ», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктами 2,5 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", установлено, что положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и права на долю страховой части трудовой пенсии федеральными государственными служащими, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из таблицы трудовой деятельности, имеющейся в материалах следует, что учебных отпусков с 11.10.1983 г. по 19.11.1983 г., с 08.10.1984 г. по 17.11.1984 г., с 08.04.1985 г. по 19.04.1985 г. исключены ответчиком из стажа в РКС.

В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В период обучения истцу работодателем предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, что подтверждается материалами дела. Так из имеющихся в материалах пенсионного дела справки, уточняющей стаж работы в РКС и МКС от 12.11.2012 г. и справки о заработной плате от 13.12.2010 г. следует, что в периоды с 11.10.1983 г. по 19.11.1983 г., с 08.10.1984 г. по 17.11.1984 г., с 08.04.1985 г. по 19.04.1985 г. истцу предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска, следовательно, за истцом сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.

Поскольку истец работала в районах Крайнего Севера, суд считает, что периоды учебных отпусков с 11.10.1983 г. по 19.11.1983 г., с 08.10.1984 г. по 17.11.1984 г., с 08.04.1985 г. по 19.04.1985 г. подлежат включению в стаж РКС.

С учетом включения в стаж РКС оспариваемых периодов, стаж истца в районах Крайнего Севера на 05.09.2012 г. составит: ...

Из материалов отказного пенсионного дела следует, что страховой стаж истца для определения права на пенсию, протекавший в районах Крайнего Севера учтен ответчиком в календарном порядке.

Суд не может согласиться с данным расчетом стажа в календарном порядке по следующим основаниям.

С введением нового правового регулирования, установленного Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2004 N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П", разъяснено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. N 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно ст. 28 Закона «О государственных гарантиях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего севера…» (в редакции действующей до 01.01.2002 г.) и Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Анализ вышеуказанных правовых норм, позволяет сделать вывод суду о том, что законодательством предусмотрена возможность льготного исчисления стажа, для определения права на назначение пенсии, протекавшего до 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полуторном размере, при этом не установлено ограничения в льготном исчислении стажа в зависимости от категории лица обратившегося за установлением трудовой пенсии либо страховой части трудовой пенсии.

Из трудовой книжки истца следует, что в период с 26.01.1981 года по настоящее время ее трудовая деятельность протекала районах Крайнего Севера. Таким образом, в силу перечисленных норм, страховой стаж истца, протекавший в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 года, подлежит исчислению в полуторном размере для определения права на страховую часть пенсии и составит более 20 лет, что дает истцу право на страховую часть пенсии.

В соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными Законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и « О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда России и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19пб граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящих Правил.

Судом установлено, что истец обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166 - ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» 05.09.2012 года.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ истцу в назначении страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166 - ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» является необоснованным, страховая часть пенсии должна быть назначена истцу с 05.09.2012 года.

Также подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности выплатить недоплату пенсии за указанный период с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, поскольку причитающиеся истцу суммы частично утратили свою покупательскую способность.

В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, отсутствие ходатайства ответчика об уменьшении взыскиваемой суммы за услуги представителя, социальной значимости данной категории дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы в размере ... рублей, а не ... рублей, поскольку из квитанции (л.д. 13) следует, что П.М.И. оплачено за составление искового заявления ... рублей ИП П.Д.А..

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте назначить страховую часть трудовой пенсии П.М.И. в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166 - ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» по основаниям, предусмотренным пп.6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» с 05.09.2012 года.

Возложить обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте выплатить П.М.И. недоплату пенсии с 05.09.2012 года по июнь 2013 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу П.М.И. судебные расходы в размере ... рублей.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ... рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья                                                                  Е.А. Бунякина

2-1719/2013 ~ М-1518/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полуян Мария Ивановна
Ответчики
УПФ
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Бунякина Екатерина Александровна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
16.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2013Передача материалов судье
20.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2016Дело оформлено
11.03.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее