Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1846/2019 ~ М-1375/2019 от 21.03.2019

Дело № 2-1846/19

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2019 года                                                                                                   г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Карабанова А.С.,

при секретаре Моисеевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой А.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на единовременную социальную выплату,

У С Т А Н О В И Л :

Кузьмина А.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на единовременную социальную выплату при рождении четвертого ребенка.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина А.В. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, правопреемником которого в данной сфере правоотношений в настоящее время является ответчик, по вопросу выдачи ей указанного свидетельства.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в выдаче указанного свидетельства по причине не предоставления заявителем решения органа местного самоуправления о принятии семьи заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Истец считает отказ неправомерным, так как норма закона не предусматривает отказ по указанному основанию, в связи с чем Кузьмина А.В. просит суд признать незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства на оплату приобретаемого жилого помещения и возложить на ответчика обязанность выдать истцу указанное свидетельство.

Судом к участию в деле в порядке ч. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечено в качестве соответчика Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Истец Кузьмина А.В. и ее представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, поддержали доводы, изложенные в иске. Дополнительно суду пояснили, что, обращаясь с заявлением о выдаче свидетельства о праве на единовременную социальную выплату при рождении четвертого ребенка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 среди прочих документов было предоставлено уведомление уполномоченного органа – Администрации г. Ульяновска о том, что семьи истицы поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем ответчик необоснованно отказал в выдаче указанного свидетельства.

Представитель ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, сославшись на письменный отзыв, в котором указала на отсутствие у Кузьминой А.В. права на предоставление свидетельства о праве на единовременную социальную выплату при рождении четвертого ребенка, так как она ранее воспользовалась правом на получение земельного участка при рождении третьего ребенка.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались о дне и времени судебного разбирательства.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от т 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (далее – Закон № 180-ЗО) семьи, в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей, имеют право на меры социальной поддержки, установленным настоящим Законом.

Согласно ст. 8.1 Закона № 180-ЗО многодетным семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей.

Указанная мера социальной поддержки предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой родился четвертый или последующий ребенок, соответствует совокупности следующих требований: 1) оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния; 2) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; 3) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых (ч. 2 ст. 8.1).

При этом силу ч. 3 ст. 8.1 Закона № 180-ЗО мера социальной поддержки, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется многодетным семьям, не имеющим права на получение меры социальной поддержки, установленной частью 1.1 статьи 4 настоящего Закона.

Многодетные семьи, воспользовавшиеся правом на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении троих и более детей в результате многоплодных родов, единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в соответствии с Законом Ульяновской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области", меры социальной поддержки, установленной частью 1.1 статьи 4 настоящего Закона, а также правом на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области", не имеют права на получение меры социальной поддержки, установленной частью 1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, Кузьмина А.В. является многодетной матерью четверых детей, а именно ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решением Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) семья Кузьминой А.В. составом из шести человек признана малоимущими и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилье.

В связи с рождением четвертого ребенка – ФИО6, истица изъявила желание на получение предусмотренной ст. 8.1 Закона № 180-ЗО меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа).

Реализуя свое намерение, Кузьмина А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о выдаче ей свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения при рождении четвертого ребенка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отказало Кузьминой А.В. в выдаче указанного свидетельства по причине не предоставления ею решения органа местного самоуправления о постановке семьи заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Разрешая заявленные исковые требования, суд не может согласиться с указанным отказом по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как установлено судом, на момент обращения в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области за получением меры социальной поддержки (ДД.ММ.ГГГГ) Кузьмина А.В. отвечала установленным ст. 8.1 Закона № 180-ЗО требованиям, а именно Кузьмина А.В. и ФИО8 состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния; ФИО8 имеет постоянный источник дохода; ФИО1 с составом семьи из 6 человек состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ФИО6, в связи с рождением которой возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых.

Следовательно, Кузьмина А.В. имела право на получение указанной меры социальной поддержки.

Порядок предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа), утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 № 368-П «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка право на единовременную социальную выплату удостоверяется соответствующим свидетельством, срок действия которого составляет 6 месяцев.

В соответствии с п. 7 Порядка выдача свидетельства осуществляется на основании следующих документов: 1) заявления о выдаче свидетельства; 2) документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и содержащего отметку об адресе его регистрации по месту жительства на территории Ульяновской области на дату рождения ребенка (детей); 3) свидетельств о рождении детей; 4) письменного согласия другого родителя на получение свидетельства - для второго родителя, имеющего гражданство Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Ульяновской области; 6) свидетельства о заключении брака; 7) решения органа местного самоуправления о принятии заявителя и (или) его супруга (супруги) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - для получения единовременных социальных выплат, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1 Закона; 8) копий налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за налоговый период, предшествующий году обращения за свидетельством, верность которых удостоверена налоговыми органами (для граждан, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации подавать налоговые декларации), или справки о доходах физического лица по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или иных документов о заработке гражданина за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления, - для получения единовременных социальных выплат, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1.

Документ, предусмотренный подпунктом 7 настоящего пункта, запрашивается территориальным органом в рамках межведомственного электронного взаимодействия с организациями, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у территориального органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных в течение 5 дней со дня обращения.

Владелец свидетельства вправе представить документ, предусмотренный подпунктом 7 настоящего пункта, по собственной инициативе.

Таким образом, законодатель установил право заявителю лично предоставить решение органа местного самоуправления о принятии заявителя и (или) его супруга (супруги) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что Кузьмина А.В. и сделала.

Как следует из материалов дела, при обращении в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина А.В. предоставила письмо уполномоченного органа – Администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ о том, что решением Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ семья заявителя поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение п. 7 Порядка Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области незаконно и необоснованно было принято решение об отказе в выдаче истцу свидетельства по причине не предоставления указанного решения администрации г. Ульяновска, тогда как материалами дела подтверждается, что сведения об указанном решении Кузьминой А.В. были предоставлены вместе с заявлением.

Кроме того, у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в выдаче свидетельства по указанному основанию, поскольку пунктом 7 Порядка прямо предусмотрена обязанность уполномоченного органа самостоятельно запросить такое решение органа местного самоуправления о принятии семьи заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, посредством межведомственного электронного взаимодействия либо на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных в течение 5 дней со дня обращения.

Более того, по делу установлено, что ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ был дан Кузьминой А.В. ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 6 месяцев с момента ее обращения, что является грубым нарушением ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Таким образом, в случае своевременного рассмотрения заявления Кузьминой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ либо запроса указанного решения органа местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия у Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отсутствовали бы основания для отказа Кузьминой А.В. в предоставлении ей указанного свидетельства.

Довод стороны ответчика о том, что в настоящее время Кузьминой А.В. не может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки в связи с тем, что ранее ей был предоставлен земельный участок в связи с рождением третьего ребенка, отклоняется судом ввиду следующего.

Действительно, Законом Ульяновской области от 25.12.2017 № 177-ЗО ч. 3 ст. 8.1 Закона № 180-ЗО была дополнена таким исключением в предоставлении права на льготу как получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области». Указанный Закон от 25.12.2017 № 177-ЗО вступил в законную силу 07.01.2018 г.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно проживающему на территории Ульяновской области и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.

Как следует из материалов дела, в связи с рождение третьего ребенка Кузьмина А.В. истица воспользовалась указанным правом. Постановлением администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ семье истца на праве общей долевой собственности бесплатно передан земельный участок общей площадью 1 520 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, участок по генплану.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

С учетом указанной нормы семья Кузьминых после предоставления им указанного земельного участка продолжила состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье.

Как уже указывалось судом, принятие гражданина на такой учет является одним из безусловных оснований, дающих право, в совокупности с другими основаниями, на получение меры социальной поддержки, установленной ст. 8.1 Закона № 180-ЗО.

Таким образом, на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ указанные изменения Закона № 180-ЗО в законную силу еще не вступили, в связи с чем к спорным правоотношениям применимы быть не могут.

Оценивая в совокупности все вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что право у истца на дополнительные меры социальной поддержки возникло с момента обращения за указанной мерой (ДД.ММ.ГГГГ) и могло быть реализовано истцом до внесения изменений в Закон № 180-ЗО, однако не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам.

При этом действия Кузьминой А.В. отвечают требованиям добросовестности и разумности.

При таких обстоятельствах отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выраженный в письме от 15.092.2018 г. является незаконным. В указанной части суд расценивает требования Кузьминой А.В. о признании данного отказа незаконным как обоснование исковых требований.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/564-П «О Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области» указанное Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 9 п. 2.2.2 Положением о Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/564-П, Министерство организует работу по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Таким образом, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.

В целях восстановления нарушенного права Кузьминой А.В. суд считает необходимым Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать Кузьминой А.В. свидетельство для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 8.1 Закона от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

При этом в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области надлежит отказать, как к ненадлежащему ответчику.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного,    руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кузьминой А.В. удовлетворить частично.

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать Кузьминой А.В. свидетельство для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 8.1 Закона от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                  А.С. Карабанов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1846/2019 ~ М-1375/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузьмина А.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
Другие
Альмухаметов Ш.Р.
Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска
Администрация города Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Карабанов А. С.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
21.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2019Передача материалов судье
25.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2019Подготовка дела (собеседование)
08.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2019Судебное заседание
14.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.05.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.06.2019Судебное заседание
19.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.10.2020Дело оформлено
22.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее