РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 21 апреля 2022 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной З.Р.,
при секретаре судебного заседания Мелкумян Л.Ж.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Гридневой Н.В.,
представителя административного истца – ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области – Русстамова Р.Р., действующего на основании доверенности №/ТО/36/6-42 от ДД.ММ.ГГГГ и представившего диплом ВСГ № (рег.№),
административного ответчика – осужденного Акулова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании (с использованием систем видеоконференц-связи) административное дело № по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, - осужденного Акулова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывающего наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, в порядке гл.29 КАС РФ,
УСТАНОВИЛ:
Врио начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области Садыгов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Акулова Андрея Валерьевича, 08.01.1990 года рождения, осужденного приговором Анапского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по п. «г» ч.3 ст.158, ч.5 ст. 69 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к 2 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. С учетом того, что Акулов А.В. совершил тяжкое преступление при особо опасном рецидиве преступлений, административный истец просит установить в отношении Акулова А.В. административный надзор сроком на 8 лет и административные ограничения, а именно: 1 раз в месяц являться в органы внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрета пребывания в общественных местах (развлекательные и торговые комплексы, парки, скверы, стадионы).
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области Русстамов Р.Р., действующий на основании доверенности №/ТО/36/6-42 от ДД.ММ.ГГГГ и представивший диплом ВСГ № (рег.№), административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить. Осужденный Акулов А.В. за время отбывания наказания на путь исправления не встал, имеет действующие дисциплинарные взыскания, характеризуется отрицательно.
В судебном заседании административный ответчик Акулов А.В. административные исковые требования признал частично, возражал против установления ограничений в виде запрета пребывания в общественных местах (развлекательные и торговые комплексы, парки, скверы, стадионы), поскольку в городе в котором он проживает является курортным и все места общественные, что затруднит также работать. Также пояснил, что после освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гриднева Н.В. полагала, что данное административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, требования в части установления надзора и явки на регистрацию в органы внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, подлежат удовлетворения, также с учетом личности ответчика, отрицательной характеристики полагала необходимым установить количество явок 2 раза в месяц. В части установления ограничений в виде запрета пребывания в общественных местах (развлекательные и торговые комплексы, парки, скверы, стадионы) полагала необходимым отказать, поскольку административным истцом, не мотивированы данные ограничения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Категории лиц, за которыми устанавливается административный надзор, названы в ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Исходя из положений п. п.2, 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ которой, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в том числе, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из материалов дела следует, что Акулов А.В. судим:
- 21.03.2017 Анапским районным судом Краснодарского края по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, постановлением судьи Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ неотбытая часть наказания заменена ограничением свободы сроком на 06 месяцев 06 дней, наказание отбыл ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> по ч.1 ст.119, ч.1 ст.158, п. «в» ч.2 ст.115, ч.2 ст.69 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
- ДД.ММ.ГГГГ Анапским районным судом <адрес> по п. «г» ч.3 ст.158, ч.5 ст. 69 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к лишению свободы на срок 2 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Как следует из описательно-мотивировочной части приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ, Акуловым А.В. совершено тяжкое преступление, в его действиях усматривается особо опасный рецидив.
Установлено, что Акулов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является совершеннолетним лицом, освобождаемым ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
На основании ч.2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ суд полагает необходимым установить в отношении Акулова А.В. административный надзор, срок которого подлежит определению, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона. В силу данной нормы административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора для лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 данного Закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении административного надзора является правомерным, и полагает установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Решая вопрос об установлении конкретных административных ограничений в отношении Акулова А.В. суд принимает во внимание, что осужденный после освобождения будет проживать по адресу: <адрес>, за время отбывания наказания характеризуется с отрицательной стороны, согласно представленной характеристике имеет 7 дисциплинарных взысканий в виде письменных выговоров, 6 из которых являются действующими, имеет 1 поощрение, содержится на обычных условиях отбывания наказания, мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, должных выводов не делает, продолжает допускать нарушения, конфликтных ситуаций с другими осужденными старается избегать, связь поддерживает с различной категорией осужденных. Форму одежды установленного образца знает, но допускает нарушения. Социальные связи поддерживает посредством таксофонной связи через оператора «Зонателеком». К лечению туберкулеза легких относится добросовестно, лечится регулярно, предписания и рекомендации лечащего врача выполняет (диагноз МБТ(-), ГДН 1).
Таким образом, принимая во внимание представленную характеристику личности ФИО1, с учетом характера, степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности осужденного, с целью предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает необходимым частично удовлетворить требования административного истца и установить административному ответчику следующие административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административным истцом также заявлено требования о вменение ограничений в виде запрета пребывания в общественных местах (развлекательные и торговые комплексы, парки, скверы, стадионы).
Данный вид административного ограничения предусмотрен пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона.
Вместе с тем, в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Материалами дела не подтверждается направленность указанного административного ограничения на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лицо в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Доводы административного истца об установлении административного ограничения в виде запрета пребывания в общественных местах (развлекательные и торговые комплексы, парки, скверы, стадионы) суд признает несостоятельными.
В связи с чем оснований для установления административному ответчику административного ограничения в виде запрета пребывания в общественных местах (развлекательные и торговые комплексы, парки, скверы, стадионы) при рассмотрения дела не установлено, и в данной части требования административного истца удовлетворению не подлежит.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Акулова А.В. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Акулова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Акулова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В указанный период установить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Советский районный суд г. Самары.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>