Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1404/2018 ~ М-1220/2018 от 01.08.2018

Дело № 2-1404/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области 30 октября 2018 года

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Владимира Петровича, Подкопникова Александра Юрьевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,

у с т а н о в и л:

истцы обратились в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 205 кв.м., предоставленный на основании постановления главы Шатурского муниципального района от 02.10.2006 № 1742, заключенного 04.04.2007. Срок действия договора установлен на период с 04.04.2007 по 03.04.2017.

    29.06.2018 комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Шатура дан ответ, что на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

По мнению истцов, оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не имеется, поскольку в 2007 году договор аренды земельного участка был зарегистрирован в установленном законом порядке в органах государственной регистрации. 14.01.2010 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 09.11.2009 № RU 505322000-44 зарегистрировано право общей долевой собственности на объект капитального строительства: магазин, назначение – нежилое, 1 этажный, общей площадь 280,8 кв.м., расположенный на спорном земельном участке.

Считают, что данные сведения на спорный земельный участок внесены неправомерно, в связи с чем просят признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Истцы Подкопников А.Ю., Иванов В.П. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, просили заявленные требования удовлетворить.

Ответчик - представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третьи лица - представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, администрации городского округа Шатура в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 28 разд. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В ст. 9 Конституции РФ закреплена муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность». К постановлению даны три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

В указанном акте Верховного Совета РФ ничего прямо не сказано о формах собственности на землю, но указано, что виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).

В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.

Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.

Земли, находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ, являются государственной собственностью.

В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной, то есть устанавливается, что государственная собственность - это собственность за минусом частной и муниципальной.

Из материалов дела усматривается, что 04.04.2007 между Ивановым В.П. Подкопниковым А.Ю. и администрацией Шатурского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 205 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком с 04.04.2007 по 03.04.2017.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке УФРС по Московской области 02.06.2007 (л.д. 9-18).

ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 09.11.2009 № RU50532000-44 за Подкопниковым А.Ю. и Ивановым В.П. зарегистрировано право общей долевой собственности на магазин, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 19, 20).

Между тем, как следует из сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 17.08.2018, в ЕГРН 15.10.2003 внесена запись о правах Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером площадью 205 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 25).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 № 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Таким образом, спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Ответчиком не представлено суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок и доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010104:0018 в реестр федеральной собственности, отнесения данного земельного участка к исключительной собственности Российской Федерации.

Поскольку Управление Росимущества не представило надлежащих доказательств, позволяющих отнести спорный участок, на которых отсутствуют федеральные объекты, к собственности Российской Федерации, не имелось правовых основания для регистрации права федеральной собственности на этот участок; право государственной собственности на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" критерии разграничения, осталось не разграниченным; право распоряжения такими участками предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; наличие в ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, внесенной без правовых оснований, нарушает закрепленное законом право муниципального образования на распоряжение данным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за его использованием, а также право на получение доходов от предоставления его в пользование; поскольку спорный земельный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.

На основании изложенного, суд находит требования истцов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Иванова Владимира Петровича, Подкопникова Александра Юрьевича удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 205 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Н.А.Грошева

2-1404/2018 ~ М-1220/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванов Владимир Петрович
Подкопников Александр Юрьевич
Ответчики
ТУ ФАУГИ в МО
Другие
Администрация городского округа Шатура
Министерство имущественный отношений МО
УФСГР кадастра и картографии по МО
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
01.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2018Передача материалов судье
03.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2019Дело оформлено
16.01.2019Дело передано в архив
28.01.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.01.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
03.07.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее