дело № 2-637/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года г.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Акимовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Цыгикал ФИО6 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконными действий и обязании повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ
Цыгикал ФИО7 обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково о признании незаконными действий и обязании повторно рассмотреть заявление.
В обоснование исковых требований указала следующее.
Цыгикал ФИО8 обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов, государственная собственность на которые не разграничена, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земельный участок площадью 601 кв.м. расположен в кадастровом квартале №, адрес: <адрес>
Было получено положительное заключение об оборотоспособности земельного участка, соответствии его градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение «О приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка» (лот. №).
ДД.ММ.ГГГГ № № Администрацией городского округа Щелково принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», согласно которому поступили заявления от иных лиц на получение земельного участка, предоставляемого в соответствии с процедурой ст. 39.18 ЗК РФ.
Иных оснований для отказа установлено не было.
На основании изложенного, Администрация г.о. Щелково при поступлении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка проверяет соответствие представленных документов установленным требованиям и только после установления соответствия испрашиваемого земельного участка и предоставленных заявителем документов всем предъявляемым требованиям осуществляет публикацию о приеме заявлений на аукцион.
Законом в данном случае установлено лишь два варианта отказа:
1. На стадии проверки поступивших документов (до публикации);
2. После публикации – на основании поступивших заявлений о намерении участвовать в аукционе.
Участок зарезервирован не был, аукцион проведен не был.
ДД.ММ.ГГГГ обратившимися по публикации были отозваны заявления о намерении участвовать в аукционе на спорный земельный участок.
Истец осталась единственным претендентом на заключение договора аренды.
Однако, по настоящее время договор аренды с единственным обратившимся не заключен.
Следовательно, Ответчик в нарушение требований, установленных законодательством, по настоящее время не заключил договор аренды с единственным обратившимся.
ДД.ММ.ГГГГ Истец направила в адрес Ответчика претензионное письмо с просьбой принять решение о предоставлении земельного участка на правах аренды.
Согласно представленному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка Истцу указано:
Администрацией г.о. Щелково принято положительное решение и направлено на согласование МВК.
Однако МВК отказано в согласовании предоставления земельного участка по причине нарушения процедуры, предусмотренной ст. 39.18 ЗК РФ, но не указано, каждая именно часть процедуры нарушена.
Истец считает вышеизложенные действия администрации незаконными, необоснованными, являющимися злоупотреблением правом.
Просит суд:
- признать незаконными действия Администрации городского округа Щелково Московской области, заключающиеся в незаключении договора аренды земельного участка с единственным обратившимся,
- обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области повторно рассмотреть заявление Цыгикал ФИО9 № и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 601 кв.м. на кадастровом плане территории, государственная собственность на который не разграничена, и направить Цыгикал ФИО10 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена на основании договора аренды, утверждении схемы расположения земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка площадью 601 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, и проектом договора аренды земельного участка.
В судебном заседании представитель Истца по доверенности Печененко В.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Яценко Л.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 ст. 39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Довод ответчика о безотзывности заявлений о намерении участвовать в аукционе безоснователен и противоречит действующему законодательству.
Также как и довод о прекращении рассмотрения заявления Истца о согласовании схемы расположения земельного участка.
Истец своё обращение не отзывала, отказ в предоставлении участка без проведения торгов был обусловлен наличием заявлений о намерении участвовать в аукционе от третьих лиц.
Так как указанные заявления были отозваны, Истец осталась единственным претендентом на спорный земельный участок, но Истец своего заявления не отзывала.
Тот факт, что Земельным кодексом РФ отдельно не прописана процедура отзыва заявления о намерении участвовать в аукционе, обуславливается правами граждан, гарантированными Конституцией РФ, в том числе свободой волеизъявления.
На основании ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ:
1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Исходя из положений указанной статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченным органом местного самоуправления могут быть приняты только два взаимоисключающих вида решения: об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном законом; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае отсутствия заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса. В свою очередь, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Цыгикал Е.Ф. подлежат удовлетворению в части обязания Администрации городского округа Щелково Московской области повторно рассмотреть заявление Цыгикал Е.Ф. №
В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать, поскольку данные полномочия (принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка), в системном толковании норм действующего законодательства, являются исключительной компетенцией Администрации городского округа Щелково Московской области, а заявленные требования направлены на подмену административной процедуры судебным разбирательством, что противоречит положению Конституции Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск Цыгикал ФИО11 к Администрации городского округа Щелково Московской области – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области повторно рассмотреть заявление Цыгикал ФИО12 №
В удовлетворении иска Цыгикал ФИО13 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконными действий Администрации городского округа Щелково Московской области, заключающихся в незаключении договора аренды земельного участка с единственным обратившимся, о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 601 кв.м. на кадастровом плане территории, государственная собственность на который не разграничена, и направлении Цыгикал ФИО14 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена на основании договора аренды, утверждении схемы расположения земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка площадью 601 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, и проектом договора аренды земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.