РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2023 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
представителя административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области – Куликова М.М.,
административного ответчика – Махонина И.В. (посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области),
с участием прокурора – Рябова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2033/2023 по административному исковому заявлению врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении ФИО2, освобождаемого из мест лишения свободы, административного надзора на срок погашения судимости – <...> лет с установлением административных ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета посещения массового нахождения детей и образовательных учреждений, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних, в обоснование указав на наличие непогашенной судимости за совершение особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Представитель административного истца и прокурор поддержали административное исковое заявление, просили его удовлетворить.
Административный ответчик не возражал против удовлетворения административных исковых требований, однако просил снизить срок административного надзора.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Судом установлено, что ФИО2 осуждён приговором Куйбышевского районного суда г. Самары от <дата> по п.п. «а, г» ч<...> УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Из представленной административным истцом характеристики следует, что ФИО2 с персоналом исправительного учреждения корректен, выполняет их законные требования, поддерживает отношение с осуждёнными положительной направленности, за период отбывания наказания допустил 56 взысканий, 15 раз выдворялся в ШИЗО, имеет 2 поощрения, на мероприятия воспитательного характера реагирует посредственно, состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность, а также как лицо, склонное к членовредительству и суициду.
Принимая во внимание, что ФИО2 осужден за совершение, в том числе особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, имеет 56 взысканий, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления в этой части.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 указанного закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. «в» ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 указанного Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 4 Закона в отношении поднадзорного лица обязательным является установление судом административных ограничений в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
Суд не связан доводами административного истца о характере ограничений и с учетом требований закона полагает необходимым также установить административному ответчику обязанность запрета выезда за пределы определенной судом территории.
В соответствии с абз. 3 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом обстоятельств совершения ФИО2 преступления, предусмотренного п. «а» <...> УК РФ, имеются основания для применения к нему административного ограничения в виде запрета на посещение мест массового нахождения детей и образовательных учреждений, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних.
Исходя из характеризующих данных о личности ФИО2, суд считает разумным установление количества явок - 1 раз в месяц.
Учитывая, что административный надзор в отношении ФИО2 устанавливается на основании пункта 1 части 2 статьи 3 Закона, срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272 – 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, на срок <...>, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В течение срока административного надзора установить ФИО2 следующие административные ограничения:
- являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за территорию городского округа Самара без согласования с территориальным органом внутренних дел;
- запрет на посещение мест массового нахождения детей и образовательных учреждений, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня его принятия.
Председательствующий: Н.Н. Черняков