Дело № 12-41/2018
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2018 г. г. Оханск
Судья Нытвенского районного суда (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Драчевой Н.Н. жалобу Касьяновой Вероники Леонидовны на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Нытвенского судебного района от 12 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
20 декабря 2017 года старшим государственным инспектором по безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Оханскому району в отношении Касьяновой В.Л., являющейся должностным лицом (заместителем начальника управления, начальником отдела развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского района) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Из протокола следует, что 27 ноября 2017 года в 11-30 часов в ходе повседневного надзора за содержанием улично-дорожной сети Оханского муниципального района выявлен недостаток: на автодороге Острожка-Беляевка-Казанка с 0 км+00 м по 3 км по ширине всей проезжей части в обоих направлениях сформирована зимняя скользкость в виде снежного наката, что является нарушением п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Нытвенского судебного района от 18 января 2018 года Касьянова В.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Нытвенский районный суд, Касьянова В.Л. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что наличие снежного наката не свидетельствует об обязательном наличии зимней скользкости, степень допустимости которой определяет коэффициент сцепления; указанный коэффициент не был определен.
В судебном заседании Касьянова В.Л. и ее защитник Кулакова Н.В. доводы жалобы поддержали.
Представитель Отделения МВД России по Оханскому району Силин Е.А., составивший протокол об административном правонарушении, просил отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что постановление является законным и обоснованным.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, образует несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221.
В соответствии с п. 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В силу п. 3.1.4 ГОСТ Р 50597-93 коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.
Согласно п. 3.1.6 указанного ГОСТ Р сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют от 4 до 6 часов с момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период установлены Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р и являющимся отраслевым дорожным методическим документом и обязательно для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 указанного руководства все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед.
Определяют каждый вид скользкости по следующим признакам. Так, рыхлый снег откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя. Плотность свежевыпавшего снега может изменяться от 0,06 до 0,20 г/куб. см. В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным и мокрым. При наличии слоя рыхлого снега на дорожном покрытии коэффициент сцепления шин с покрытием снижается до 0,2. Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/куб. см. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25. Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора (пункт 3.1.4 ГОСТ Р 50597-93)
Исходя из анализа указанных выше норм, все виды снежно-ледяных отложений образуют зимнюю скользкость, при которой коэффициент сцепления покрытия не обеспечивает безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с пунктом 1.2 Руководства работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать заданному уровню содержания.
Согласно пункту 7 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402, в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог, в том числе входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов благоустройства; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2017 года в 11-30 часов в ходе повседневного надзора за содержанием улично-дорожной сети Оханского муниципального района выявлен недостаток: на автодороге Острожка-Беляевка-Казанка с 0 км+00 м по 3 км по ширине всей проезжей части в обоих направлениях сформирована зимняя скользкость в виде снежного наката, что является нарушением п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20.12.2017; актом проверки от 27.11.2017 и фототаблицей к нему; Положением об Управлении развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района; распоряжением главы Оханского муниципального района от 15.11.2017 № 230-к о поручении Касьяновой В.Л. выполнения дополнительной работы по должности начальника Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района; должностной инструкцией начальника Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района; иными доказательствами по делу.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога Острожка-Беляевка-Казанка входит в Перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Оханского муниципального района, а Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района, согласно п. 3.4.2 Положения о нем, осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения Оханского муниципального района, обеспечивает безопасность дорожного движения на них.
Согласно справке Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 18.12.2017 о погодных условиях, в период с 21.11.2017 по 27.11.2017 осадки на территории Оханского района отсутствовали (л.д.114).
При таких обстоятельствах в отсутствие осадков на протяжении 7 суток до момента проведенной должностными лицами ГИБДД проверки состояния улично-дорожной сети зимняя скользкость 27.11.2017 на автомобильной дороге острожка-Беляевка-казанка должна была отсутствовать.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии на момент проверки на дороге зимней скользкости исходя из того, что нормативными актами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в зависимости от категории дорог, допускается наличие снежного наката, не влекут отмену постановления.
Согласно табл. 3 ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» в зависимости от категории дороги допускается наличие уплотненного снега толщиной от 30 до 100 мм. Из материалов дела следует, что автомобильная дорога Острожка-Беляевка-Казанка относится к 4 категории дорог, на которой допустимо наличие снежного наката толщиной не более 60 мм. Вместе с тем, исходя из требований указанного государственного стандарта допустимость уплотненного снега на автомобильной дороге ставится в зависимость от интенсивности движения на ней (п.7.2). Как следует из информации Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района от 20.02.2018, направленной в ОГИБДД ОМВД России по Оханкому району, проект организации дорожного движения на автодорогу Острожка-Беляевка-Казанка отсутствует, ведутся работы по его разработке, срок завершения работ – 15 мая 2018 г., интенсивность движения на дороге определяется при проектировании. При таких обстоятельствах, при отсутствии информации об интенсивности движения на автодороге, подлежащей включению в проект организации дорожного движения, не допускалось наличие на автодороге Острожка-Беляевка-Казанка снежного наката.
Кроме того, положения ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» устанавливают запрет на наличие зимней скользкости на проезжей части автомобильных дорог после проведения мероприятий по снегоочистке (п.7.1).
Наличие на момент проверки на автодороге зимней скользкости подтверждает также тот факт, что 28.11.2017 в ответ на выданное предписание надзорного органа была проведена обработка противогололедными материалами дороги Острожка-Беляевка-Казанка с 00+000 км по 3+000 км. Данное обстоятельство подтверждается ответом Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района от 28.11.2017 на имя начальника ОГИБДД ОМВД России по Оханскому району. Факт обработки дороги противогололедными материалами подтвержден также фототаблицей от 28.11.2017, приобщенной защитником Касьяновой В.Л.
При таких обстоятельствах действия должностного лица Касьяновой В.Л. квалифицированы правильно, административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с соблюдением статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Нытвенского судебного района от 12 января 2018 года оставить без изменения, жалобу Касьяновой Вероники Леонидовны – без удовлетворения.
Судья Е.В. Спиридонов