РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Чернышева М.В.,
при секретаре Антоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2363/11 по иску Прокурора Самарского района г. Самары в интересах Семенова М. С. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Семенова М.С. к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о выделении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, мотивировав свои требования следующим.
Семенов М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления он был включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по <адрес>, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара и числится в списке под номером 50. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение Семенову М.С. не предоставлено, прокурор просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Семенову М.С. единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебном заседании прокурор требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Семенов М.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать Главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить ему социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Представитель Департамента управления имущество г.о. Самары – по доверенности Шалыгина Е.К., возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица – Департамент семьи, опеки и попечительства г.о. Самара – по доверенности Сафина Т.Е. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц – Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Правительства Самарской области – в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От Министерства управления финансами Самарской области поступил отзыв, в котором министерство просит рассмотреть дело без их участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказаний в виде лишения свободы.
Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
На основании ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот.
В соответствии со ст.5 Закона Самарской области от 7.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В силу ст.ст.5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».
Из материалов дела следует, что Семенов М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Из материалов дела видно, что решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ родители Семенова М. С. лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего ребенка, Семенов М.С. передан на воспитание органам опеки и попечительства. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела образования Администрации г. Самары Семенов М.С.зачислен в школу-интернат №. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Семенов М.С. состоял на полном государственном обеспечении.
На основании заявления Семенов М.С. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список граждан из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор.Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара.
Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р был утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о.Самара на 2011 год. Из указанных списков видно, что Семенов М. С. состоит в очереди под номером 31.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ему не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании. Жилого помещения на праве собственности у Семенов М.С. не имеет.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Семенов М.С. желает получить социальную выплату на приобретение жилья, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на Главу г.о. Самара, в связи с чем, они являются ненадлежащими ответчиками, несостоятельны по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.
В соответствии со ст.22 Устава г.о.Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входит Дума г.о.Самара - представительный орган г.о. Самара; Глава г.о.Самара - высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о.Самара - исполнительно–распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава г.о. Самара, Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта – Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Доводы ответчиков о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Самарского района г. Самары удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Семенову М. С. единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в черте г. Самары согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Ленинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2011 г.
Председательствующий: