50RS0039-01-2021-006786-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Арекаевой Е.В.
при секретаре Ефимовой М.В.,
с участием представителя истца Гуторкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4245/21 по иску Гарина Виктора Викторовича к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности самовольное строение, -
установил:
Истец – ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Раменского городского округа Московской области с иском, которым просит признать за ним право собственности на самовольное строение – жилой дом, общей площадью 214,4 кв.м., жилой площадью 98,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, новый микрорайон, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.
В обоснование требований в иске указывает, что на земельном участке площадью 800 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, новый микрорайон, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала, с кадастровым номером <номер>, приобретённом им <дата> по договору купли продажи, в 2016 году, был построен жилой дом. Указанный жилой дом поставлен на кадастровый учёт и имеет кадастровый <номер>. <дата> по решению Раменского городского суда его право собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером <номер>, было прекращено. В настоящее время у него возникла необходимость в регистрации права на указанный жилой дом. В декабре 2019 г. он обращался в Управление Федеральной службы Государственной регистрации Кадастра и Картографии с соответствующем заявлением о регистрации указанного жилого дома, однако ему было отказано из за ограничений наложенных на земельный участок на котором расположен жилой дом и в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Поэтому вынужден обратится за защитой своих прав в судебном порядке. Указывает, что возведённый жилой дом не противоречит градостроительным, санитарным, противопожарным и прочим нормам и правилам. При строительстве жилого дома не допущено нарушения градостроительных и строительных норм и правил требования санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности фактов, свидетельствующих о том, что сохранение указанной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью других граждан.
В судебное заседание ФИО2 не явился, направил представителя, который заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик - Администрация Раменского городского округа Московской области о дне и времени рассмотрения дела извещена, представитель в судебное заседание не явился, согласно представленного в материалы дела письменного мнения, решение по делу оставляет на усмотрение суда, просит рассматривать дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – Главное управление культурного наследия Московской области о дне и времени рассмотрения дела извещена, представитель в судебное заседание не явился, согласно представленного в материалы дела письменного мнения, просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассматривать дело в отсутствие представителя.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1-2 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
На основании п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата> ФИО2 приобрел земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 800 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, новый микрорайон, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.
На основании решения Раменского городского суда Московской области от <дата> по гражданскому делу <номер> право собственности ФИО2 на указанный земельный участок прекращено; земельный участок истребован из незаконного владения ФИО2 с возвращением данному участку статуса - земли, государственная собственность на которые не разграничена. Решение вступило в законную силу.
Как указывается истцом, в 2016 году он на данном земельном участке осуществил строительство жилого дома.
Управлением Федеральной службы Государственной регистрации Кадастра и Картографии <дата> истцу отказано в государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом, в связи с наличием ограничений, наложенных на земельный участок, на котором расположен жилой дом, а также в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на данный земельный участок.
<дата> истец обратился в Администрацию Раменского городского округа Московской области с уведомлением об окончании строительства, однако 08.04 2021 г. Администрацией истцу выдано уведомление об отказе в приеме уведомления о построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
По ходатайству истца определением Раменского городского суда Московской области от <дата> по данному делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Группа компаний «Эксперт».
Из представленного экспертного заключения усматривается, что жилой дом с кадастровым номером <номер>, площадью 214,4 кв.м, является недвижимым имуществом, перемещение которого технологически невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, следовательно, является объектом капитального строительства.
Жилой дом с кадастровым номером <номер>, площадью 214,4 кв.м, соответствуют следующим нормативно-техническим требованиям: санитарно- бытовым (по санитарно-бытовым расстояниям); объемно-планировочным (по планировке помещений жилого дома); санитарно-гигиеническим (по инсоляции и освещенности); противопожарным (по расположению относительно окружающей застройки).
Расстояние от исследуемого объекта до границы, смежной с земельным участком с кадастровым номером <номер>, менее 3 м (приложение <номер> чертеж <номер>), что не соответствует требованиям градостроительного регламента -ПЗЗ Раменского г.о. в ред. <дата>.
Экспертом указывается, что жилой дом с кадастровым номером <номер>, площадью 214,4 кв.м, не угрожает жизни и здоровью граждан и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Между тем, экспертом установлено, что исследуемый жилой дом расположен в пределах охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (рис.2,3) - Усадьба "Быково" (Воронцовых), принятого под государственную охрану на основании Постановления Совета министров РСФСР от <дата> <номер> «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
В силу пункта 1 статьи 34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Пунктом 2 данной статьи предусматривается, что охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1). Могут вводиться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пп. 1 п. 2). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (п. 3). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (п. 6).
В соответствии со статьей 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел (пп. 2 п. 1). В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Довод истца об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах зон охраны объектов культурного наследия, зарегистрированных в установленном порядке, суд не принимает во внимание, поскольку частью 8 статьи 26 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) установлено, что до <дата> зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Границы территории усадьбы "Быково" (Воронцовых) утверждены Распоряжением Министерства культуры Московской области от <дата> <номер>-р «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы «Быково» (Воронцовых) XVIII - XIX вв. в селе Быково сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области».
Постановлением Правительства Московской области от <дата> <номер> «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы «Быково» (Воронцовых) XVIII-XIX вв. в селе Быково сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области» утверждены зоны охраны усадьбы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Таким образом, положениями Федерального закона №342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку создание зоны охраны, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования объекта культурного наследия.
Рассматривая заявленные требования, оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что истец не является собственником земельного участка, на котором расположено спорное строение, а также, что спорная постройка является самовольным строением, расположенным на землях особого режима использования, что согласование Главного управления культурного наследия Московской области на его размещение получено не было, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО5 исковых требований не имеется, в иске следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО2 к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на самовольное строение – жилой дом, общей площадью 214,4 кв.м., жилой площадью 98,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, новый микрорайон, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено <дата>.