дело №2-5467/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2013 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Ивченко Е.Ю.,
с участием заявителя – Севастьяновой О.В., представителя заявителя – Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей заинтересованного лица Администрации ГО г. Уфа – Александровой О.П., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Галиевой Р.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севастьяновой О.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в передаче вопроса о непригодности квартиры для рассмотрения на Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Севастьянова О.В. в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в суд и просила признать незаконным отказ Администрации ГО г.Уфы в передаче вопроса о непригодности <адрес> для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии, обязать Администрацию ГО г. Уфа передать на рассмотрение Межведомственной комиссии вопрос о признании квартиры <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания.
В обоснование требований указано, что Севастьянова О.В. обратилась с заявлением на имя главы Администрации ГО г. Уфа о признании указанного выше жилого помещения непригодным для постоянного проживания и рассмотрении данного вопроса Межведомственной комиссией, приложив необходимые документы, в том числе заключение специалистов о наличии в квартире неустранимых объёмно-планировочных дефектов, дающих основание признавать жилое помещение непригодным для постоянного проживания. 04 сентября 2013 года было направлено сообщение об отказе в рассмотрении вопроса Межведомственной комиссией ГО г. Уфа о признании квартиры помещением непригодным для постоянного проживания. Отказ Администрации ГО г. Уфа считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В квартире <адрес> имеется наличие неустранимых объёмно-планировочных дефектов, в полах квартиры устроены лазы в техническое подполье, ввиду того, что в доме отсутствует подвал и доступ в техническое подполье возможен только через саму квартиру, отдельного входа в техническое подполье нет. Техническое подполье систематически топит, последний раз это произошло 28 июня 2013 года, о чём составлен акт ЖЭУ-24. В квартире постоянно присутствует запах сырости и вонь, развелись насекомые (двухвостки). В результате обследования квартиры специалистами Торгово-промышленной палаты РБ и ГУП БТИ РБ составлены два заключения о необходимости вынесения рассмотрения вопроса по признанию квартиры непригодной для постоянного проживания в Межведомственную комиссию в зависимости от принадлежности жилого фонда. 06 апреля 2011 года независимым оценщиком Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, выдано Заключение №1 в подтверждение того факта, что «в кухне и в жилой комнате устроены лазы в техническое подполье, через которое производится обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций данного дома. Так как в доме № отсутствует подвал, то доступ в техническое подполье возможен только через саму квартиру, через лазы устроенные в полах квартиры, что считается не устранимым объемно-планировочным дефектом (Приказ№529 от 05.11.85 г. утвержденного Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Приложение №1, п.8 и квартира считается непригодной для постоянного проживания...». Из данного заключения следует, что объемно-планировочные дефекты, существующие в квартире, являются неустранимыми и в зданиях современной постройки - подобные дефекты отсутствуют, следовательно, невозможно реально установить является ли фактически квартира жилым помещением пригодным для проживания, так как данный вопрос относится к компетенции Межведомственной комиссии в зависимости от принадлежности жилого фонда. 25 июня 2013 года ГУП БТИ РБ Территориальный участок г. Уфы провели обследование данной квартиры и составили новый технический паспорт на квартиру, с указанием, устроенных в полах комнат квартиры лазов в техническое подполье (указав их место расположения, размеры), как объёмно-планировочного дефекта, а так же установили ее новую инвентаризационную стоимость. Также БТИ в письменном виде разъяснило, что рассмотрение вопроса о признании квартиры непригодной для проживания отнесено к компетенции Межведомственной комиссии, образованной при Администрации ГО г. Уфа, куда и следует обратиться. Исходя из выше указанных нормативно-правовых актов, квартира <адрес>, ввиду планировки - не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям, в техническое подполье нет другого входа, техническое подполье постоянно затапливает, в квартире постоянно присутствует запах сырости и вонь, развелись насекомые, Существует угроза инфекционных заболеваний. Администрация ГО г. Уфа должна была принять меры по расселению предыдущих жильцов проживающих в квартире <адрес> - признать данное помещение непригодным для постоянного проживания и перевести его в нежилое - вспомогательное помещение ещё в середине 1980 годов в связи с наличием в квартире объёмно-планировочных дефектов, дающих право признавать помещение непригодным для постоянного проживания.
В судебном заседании заявитель Севастьянова О.В. и ее представитель поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что жилое помещение непригодной для проживания, дефекты, существующие в квартире, являются неустранимыми.
Представители Администрации ГО г. Уфа просили отказать в удовлетворении требований заявителя за необоснованностью, пояснив, что дом 1960 года постройки, введен в эксплуатацию на основании действующего в тот момент законодательства. Рассмотрение поставленного вопроса является правом, а не обязанностью Администрации ГО г. Уфа.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен в ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с положениями ст. 15 ЖК РФ: объектами жилищных прав являются жилые помещения, под которым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесен жилой дом, под которым признается индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Статья 19 ЖК РФ определяет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ как жилищный фонд РФ, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.
В соответствии с п. 17 ст. 12 и п. 8 ст. 13 ЖК РФ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства является компетенцией органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Согласно ст. 20 ЖК РФ независимо от формы собственности на жилые помещения (государственной, муниципальной, частной и т.д.) указанный контроль осуществляется государственными органами власти субъектов РФ, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2008 года № 329 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования на 2009 год» установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Кроме того, как следует из определения Конституционного суда РФ в Определении от 25.12. 2008 г. № 1014-0-0, норма пункта 8 Положения № 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, не предусматривает возможности произвольного принятия решения, а соответственно, не совершения необходимых действий.
Судом установлено, что Севастьянова О.В. является собственником жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № года.
06, 09 августа 2013 года заявитель обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о проведении оценки соответствия <адрес> установленным требованиям законодательства, признании указанной квартиры пригодной (непригодной) для постоянного проживания.
Управление по обеспечению жизнедеятельности города за № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило Севастьяновой О.В. о том, что Межведомственная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан не находит оснований для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения квартиры <адрес> пригодной (непригодной) для проживания.
Данный отказ является неправомерным по следующим основаниям.
Из пункта 2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 следует, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Постановлением Главы Администрации Городского округа г. Уфа РБ № 6477 от 22 октября 2007 года создана межведомственная комиссия ГО г. Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждено Положение о данной комиссии.
Пунктом 42 Положения предусмотрено- комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов (п.44 Положения).
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).
В силу пункта 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В перечне решений, которые могут быть приняты межведомственной комиссией такое решение, как решение об отказе в рассмотрении заявления не предусмотрено.
Поскольку обязанность по проведению обследования жилого дома на предмет его пригодности или непригодности для проживания возложена на орган местного самоуправления - Администрацию ГО город Уфа, то сам по себе факт создания МВК не освобождает Администрацию ГО г. Уфа от обязанности контролировать рассмотрение заявления Севастьяновой О.В., о передаче вопроса о непригодности квартиры 19 по ул. Блюхера, 30 для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии, являются обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования Севастьяновой О.В. о признании незаконным отказа Администрации ГО г.Уфы в передаче вопроса о непригодности <адрес> для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии, и возложить обязанность на Администрацию ГО г. Уфа передать на рассмотрение Межведомственной комиссии вопрос о признании квартиры <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Севастьяновой О.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в передаче вопроса о непригодности квартиры для рассмотрения на Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Севастьяновой О.В. в передаче вопроса о непригодности квартиры <адрес> для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии.
Возложить обязанность на Межведомственную комиссию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан передать на рассмотрение Межведомственной комиссии вопрос о признании квартиры <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы РБ.
Председательствующий Е.С. Шафикова