5-1590/2021
УИД: 24RS0018-01-2021-002954-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 ноября 2021 года г. Зеленогорск
Резолютивная часть постановления оглашена немедленно по окончании рассмотрения дела в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края (663690, г. Зеленогорск Красноярского края, <адрес>) Петухова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело о привлечении к административной ответственности
Касаткиной Т. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, состоящей на регистрационном учете и проживающей по адресу г. <адрес>, замужней, пенсионера, имеющей среднемесячный доход в размере 15000 рублей, ранее не привлекавшейся за совершение однородного административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 20 минут Касаткина Т.А., заболевшая новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), по телефону была проинформирована специалистом ФГБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии № ФМБА Р. о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и до выздоровления она не должна покидать место проживания (изоляции): жилое помещение № по <адрес> Красноярского края, в том числе, не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, никакие общественные места и массовые скопления людей.
ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 32 минуты Касаткина Т.А. нарушила обязательный режим изоляции по адресу: жилое помещение № по <адрес> г. Зеленогорска Красноярского края, находясь по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, садоводческое некоммерческое товарищество №, ул. 41, уч. 26, чем нарушила абзацы 1, 2 статьи 10, статьи 29, 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункты 2.6, 10.1 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; абзацы 1, 10 п. 4.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; пункт 16 Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании должностное лицо специалист 1 разряда отдела санитарно-эпидемиологического надзора Межрегионального управления № ФМБА Р. Г. А.Н. просила привлечь Касаткину Т.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, дополнительно пояснив, что изоляция в садовых домах разрешается в исключительных случаях, когда другого места жительства у людей нет, туда не выезжают врачи и скорая помощь. Тесты на коронавирус оба раза брались у Касаткиной Т.А. в жилом помещении № по <адрес> г. Зеленогорска, где и возлагалась обязанность находиться до выздоровления.
В судебном заседании Касаткина Т.А. после разъяснения прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, вину в совершении данного правонарушения при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела, не признала, пояснила, что с апреля месяца по октябрь они с мужем проживают на садах, где держат хозяйство: курей, собаку и кота. ДД.ММ.ГГГГ она уехала на сады на своем автомобиле, общественные места не посещала, ни с кем не общалась. При этом автомобилем управлял её сын, она водительского удостоверения не имеет. На сады была вынуждена уехать, так как нужно было кормить животных. Сын не мог ухаживать за животными, так как работает на ГРЭС-2 и они с ним не общаются. Супруг оставался на самоизоляции дома - в <адрес> г. Зеленогорска. С другими людьми она не контактировала. Тесты на коронавирус у неё брали также дома - в <адрес> г. Зеленогорска. Когда ей звонили и говорили о необходимости нахождения до выздоровления в <адрес> г. Зеленогорска, она им говорила, что живет на садах и там у неё хозяйство.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству Касаткиной Т.А. свидетель ФИО4 показала, что с Касаткиной Т.А. знакома около 10 лет, являются соседями по садам. Когда у Касаткиной Т.А. заболел муж и был выявлен положительный тест на коронавирус, его определили на самоизоляцию, они с супругом им помогали, возили продукты в <адрес> г. Зеленогорска. Касаткина Т.А. в основном находилась на садах, сын привозил её на сады на автомобиле и увозил.
Выслушав должностное лицо Г. А.Н., Касаткину Т.А., свидетеля ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Согласно пункту 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, относится коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В соответствии с пунктами 2.6, 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, действовавших на момент совершения правонарушения, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Больные инфекционными и паразитарными болезнями, лица с подозрением на инфекционные и паразитарные болезни, лица, общавшиеся с больными инфекционными болезнями, лица, подвергшиеся нападению и укусам кровососущих членистоногих, укусам и ослюнению дикими и домашними животными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и медицинскому наблюдению или лечению (экстренной профилактике), и в случае если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.2.1 СП 3.1.3597-20 «Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в том числе принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Территориальные органы Роспотребнадзора по результатам проведения мероприятий в эпидемических очагах в течение 1 рабочего дня информируют больных COVID-19 и лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, о необходимости соблюдения ими в течение 14-ти календарных дней со дня контакта с больным COVID-19 режима изоляции с использованием любых доступных средств связи; выдают предписания медицинским организациям по месту проживания (пребывания) лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, об установлении в отношении указанных лиц медицинского наблюдения.
В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 «Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Факт совершения административного правонарушения и вина Касаткиной Т.А. в совершении административного правонарушения помимо её объяснений, показаний свидетеля объективно подтверждаются следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении Касаткиной Т.А. в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, с указанием места, времени и обстоятельств совершения ею правонарушения. Копия протокола Касаткиной Т.А. вручена, с протоколом она ознакомлена, дала письменные объяснениях, в которых с нарушением согласилась;
- опросным листом заболевшего новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в отношении Касаткиной Т.А., составленным специалистом ФГБУЗ ЦГиЭ № ФМБА Р. по результатам исследования ПЦР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому у Касаткиной Т.А., заболевшей ДД.ММ.ГГГГ, не привитой, проживающей по адресу: г. <адрес> <адрес>, подъезд №, ДД.ММ.ГГГГ дома по эпидемиологической ситуации (заболевание корнавирусной инфекцией супруга ФИО5) был взят тест на ПЦР, ДД.ММ.ГГГГ в 12.20 часов Касаткина Т.А. проинформирована по телефону № о необходимости соблюдения режима изоляции с ДД.ММ.ГГГГ до выздоровления;
- положительным результатом исследования ПЦР на SARS-CoV-2 от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Касаткиной Т.А.;
- справкой ПЦР исследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Касаткиной Т.А., согласно которой SARS-CoV-2 не обнаружено (забор материала ДД.ММ.ГГГГ);
- выпиской из амбулаторной карты ФГБУ ФСНКЦ ФМБА Р. Клиническая больница № на имя Касаткиной Т.А., из которой следует, что выздоровление последней произошло ДД.ММ.ГГГГ;
- приказом Межрегионального управления № ФМБА Р. от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверок соблюдения гражданами режима изоляции», пунктом 4 которого после выявления случае нарушения гражданами режима изоляции государственным служащим предписано в течение 2 дней после окончания срока изоляции обеспечить составление процессуальных документов, регламентированных КоАП РФ, для привлечения виновных лиц к административной ответственности;
- докладной запиской специалиста 1 разряда отдела санитарно-эпидемиологического надзора Межрегионального управления № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 32 минуты осуществлен контроль соблюдения режима изоляции, установленного в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, представляющей опасность для окружающих, на срок с ДД.ММ.ГГГГ до выздоровления в отношении Касаткиной Т.А. по адресу г. <адрес>. В ходе проведения контроля Касаткина Т.А. не находилась по месту изоляции;
- информацией филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА Р. КБ № от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении режима самоизоляции заболевших коронавирусной инфекцией COVID-19, согласно которой Касаткина Т.А., зарегистрированная по адресу: г. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не осмотрен врачом терапевтом, так как пациентка уехала на сады;
- двумя видеофайлами с видеозаписями, проводимыми специалистом Межрегионального управления №, на которых зафиксирован факт отсутствия Касаткиной Т.А. ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 32 минуты по месту самоизоляции по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>;
- копией паспорта Касаткиной Т.А., согласно которому она зарегистрирована по месту жительства по адресу: Красноярский край, г. <адрес>.
Исследованные судом процессуальные документы были составлены уполномоченным должностным лицом, всеми участвующими при составлении лицами подписаны, каких-либо замечаний при их составлении не было, в связи с чем оцениваются судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ как допустимые и достоверные доказательства, соответствующие требованиям закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Содеянное Касаткиной Т.А. суд квалифицирует по ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, совершенные в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Место жительства гражданина - это место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ).
При определении места жительства гражданина по общему правилу необходимо руководствоваться предоставленными данными о месте его регистрации по месту жительства, если не будет установлено место жительства по иным основаниям.
Доказательств того, что Касаткиной Т.А. было определено место самоизоляции: садоводческое некоммерческое товарищество №, ул. 41, уч. 26, а не место её жительства, материалы дела не содержат, напротив, содержанием опросного листа заболевшего, информации филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА Р. КБ №, объяснениями самой Касаткиной Т.А. и показаниями свидетеля ФИО4 подтверждается, что местом её изоляции, отбора проб и медицинского наблюдения является жилое помещение по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>, однако Касаткина Т.А., находясь на режиме самоизоляции, на автомобиле под управлением её сына и подвергая его опасности, периодически перемещалась из жилого помещения на садовый участок и обратно.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность Касаткиной Т.А. покинуть место проживания, суду не представлено. Ссылки на необходимость осуществления ухода за животными на садовом участке к таким обстоятельствам не относятся, так как Касаткина Т.А. не была лишена возможности, не нарушая режим самоизоляции, обратиться за помощью к сыну или иным близким лицам, что подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО4
Оснований для прекращения производства по делу, признания деяния малозначительным, квалификации действий Касаткиной Т.А. в состоянии крайней необходимости не имеется.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, смягчающие административную ответственность обстоятельства – пенсионный возраст, состояние здоровья, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа.
Согласно санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ за нарушения, указанные в данной части статьи 6.3 КоАП РФ, для граждан предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
С силу положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание личность Касаткиной Т.А., то, что она является пенсионером, имеет ряд хронических заболеваний, супруга-инвалида, обстоятельства совершения правонарушения, учитывая, что административное наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере более 10 000 рублей, считаю возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ и назначить Касаткиной Т.А. наказание в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Касаткину Т. А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: расчетный счет 03№ в Отделении Красноярск Банка Р.//УФК по Красноярскому краю <адрес>, БИК 010407105, получатель УФК по Красноярскому краю (Межрегиональное управление № ФМБА Р.), единый казначейский счет 40№, л/сч 04191822100, ИНН 2453011004, КПП 245301001, КБК 388 1 16 01061 01 0003 140, ОКТМО 04737000.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд.
Судья М.В. Петухова