Решение по делу № 2-318/2016 (2-4914/2015;) от 10.11.2015

Дело № 2-318/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2016 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Панченко Ю.Ю. с участием истца Петрова С.В., его представителя Бакина А.В., представителей ответчиков Управления МВД России по Костромской области Ивановой Н.Л., Управления МВД России по г. Костроме Саватеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова ФИО11 к Управлению МВД России по Костромской области, Управлению МВД России по г. Костроме о включении периодов в выслугу лет и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Петров С.В. обратился с иском к Управлению МВД России по Костромской области, указав, что проходил службу в должности инспектора мобильного взвода 2 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Костроме. Приказом начальника Управления МВД России по Костромской области <дата> л/с уволен со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения ВВК о негодности к службе в органах внутренних дел. При направлении на ВВК кадровый орган сообщил, что его выслуга лет составляет более 20 лет. После увольнения выяснилось, что выслуга составляет в календарном исчислении 18 лет 04 месяца 02 дня, а в льготном исчислении - 18 лет 08 месяцев 02 дня. В августе 2015 года он обратился к начальнику Управления МВД России по Костромской области с заявлениями о пересмотре календарной и льготной выслуги лет, получил ответ от 08.09.2015, что ему не засчитан в календарную выслугу лет период обучения в профессиональном лицее г. Костромы, а также ответ от 09.09.2015 с перечнем периодов службы, включенных в льготную выслугу лет. Полагал, что период обучения необоснованно не включен в выслугу лет. В 1996 году он окончил профессиональный лицей г.Костромы, который впоследствии переименован в ОГБПОУ «Костромской строительный техникум», получив среднее профессиональное образование, что подтверждается копией диплома и справкой ОГБПОУ «Костромской строительный техникум» от 02.06.2015. Период учебы должен быть засчитан в выслугу лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы, а именно дополнительно включено в выслугу лет - 1 год 11 месяцев. Расчет выслуги лет в льготном исчислении произведен неверно. Согласно приказу об увольнении и ответу о расчете выслуги лет, льготная выслуга составляет 4 месяца. В ответе начальника управления по работе с личным составом Управления МВД РФ по Костромской области от 09.09.2015 перечислены периоды службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, а именно: с 21 по 31.08.2000 - 1 день за 1,5 дня, с 29.10 по 02.11.2000 - 1 день за 1,5 дня, с 10 по 15.11.2000 - 1 день за 1,5 дня, с 01 по 30.09.2000 - 1 день за 3 дня, с 01 по 28.10.2000 - 1 день за 3 дня, с 03 по 09.11.2000 - 1 день за 3 дня. Таким образом, льготная выслуга составляет 228 дн. (11+5+6=22x1,5=33дн.) + (30+28+7=65x3=195дн.), т.е. 7 мес. 18 дн. С учетом того, что в льготную выслугу включено 4 мес., то дополнительно должно быть включено 3 мес. 18 дн. Просил обязать ответчика включить в его выслугу лет период учебы в профессиональном лицее г. Костромы с 01.09.1992 по 24.06.1996 (всего 1 год 11 месяцев), а также включить в льготную выслугу лет дополнительно 3 мес. 18 дн. и назначить истцу пенсию с 07.07.2015.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление МВД России по г. Костроме.

    В судебном заседании Петров С.В. и его представитель Бакин А.В. уточнили требования в части включения в выслугу льготного стажа – просили дополнительно включить 25 дней, в остальном поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, к Управлению МВД России по Костромской области. К Управлению МВД России по г. Костроме – не поддержали, поскольку последним в представленном расчете спорные периоды включены в выслугу лет истцу. В письменных пояснениях Бакин А.В. дополнительно указал, что Петров С.В. с <дата> проходил обучение в профессиональном лицее , по окончании которого ему выдан диплом по специальности технология деревообработки с присвоением квалификации техник-технолог. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более 5 лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы. Петров С.В. получил диплом государственного образца о прохождении обучения. Постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.1994 № 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования» с 1994-1995 учебного года утвержден и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и классификатор специальностей среднего профессионального образования. В классификаторе специальностей под кодом 2602 включена специальность среднего профессионального образования - технология деревообработки. До утверждения государственного образовательного стандарта указанная специальность под тем же кодом и наименованием относилась к перечню специальностей средних специальных учебных заведений СССР в силу приказа Гособразования СССР от 21.07.1988 № 224. Согласно общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОКСО Ж 009-2003, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст, в перечне специальностей ОКСО содержится специальность технология деревообработки с присвоением квалификации инженер при высшем образовании и техник, старший техник при среднем профессиональном образовании. До настоящего времени при успешном окончании обучения на базовом уровне по данной специальности присваивается квалификация техник-технолог (п. 3.1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности технология деревообработки, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 23.06.2010 № 689; Приказ Минобрнауки от 29.10.2013 об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования), что соответствует присвоенной квалификации, отраженной в дипломе истца. В период обучения Петрова С.В. в соответствии с перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 384, введено в образовательные программы 257 профессий начального профессионального образования. Указанный перечень является исчерпывающим и в нем не содержится наименование специальности технология деревообработки и профессии техник-технолог, что исключает возможность обучения Петрова С.В. по образовательной программе начального профессионального образования. В соответствии с пунктами 1-3 Временного положения о высшем профессиональном училище, утвержденного приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 29.04.1990 № 293 высшее профессиональное училище (ВПУ) является учебным заведением в системе непрерывного образования, обеспечивающим повышенный уровень подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена (п 1). ВПУ, создаваемые на базе передовых профессионально-технических училищ, получают, как правило, наименование лицея соответствующего профессионального профиля (п. 2). Подготовка квалифицированных рабочих в ВПУ (лицее) может осуществляться по двум ступеням: I ступень - подготовка рабочих по сложным профессиям с общим средним образованием; II ступень - подготовка рабочих по особо сложным профессиям, а также для работ, связанных с уникальным оборудованием наукоемких и принципиально новых производств. Окончившие II ступень имеют право на присвоение высших квалификационных разрядов по профессиям, требующим по уровню квалификации среднего специального образования. При потребности в кадрах специалистов и наличии необходимых условий выпускники II ступени могут получать среднее специальное образование в лицее по учебным планам конкретных специальностей, утверждаемым Гособразованием СССР (п. 3). Приказом Минобразования РФ от 19.12.1995 № 628 введена реализация интегрированных программ начального и среднего профессионального образования на базе профессиональных лицеев. Согласно указанному документу, кроме получения на базе профессиональных лицеев среднего профессионального образования, с 1996 года в профессиональных лицеях выпускникам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена, выдаются два диплома: о получении среднего (полного) общего и начального профессионального образования по рабочей профессии и диплом о получении базового уровня среднего профессионального образования. В силу данной нормы Петрову С.В. выданы два диплома государственного образца о получении среднего общего и начального профессионального образования и получении среднего профессионального образования по специальности технология деревообработки с присвоением с присвоением квалификации техник-технолог.

Представитель Управления МВД России по Костромской области Иванова Н.Л. исковые требования не признала. Требования о дополнительном включении 25 дней в выслугу лет истца за счет льготной выслуги не оспаривала, не согласилась с включением в выслугу лет периода обучения. В письменных возражениях указала, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01.09.2013 начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). В период обучения Петрова С.В. действовал Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Согласно ст. 22 последнего, начальное профессиональное образование по отдельным профессиям могло базироваться на среднем (полном) общем образовании и могло быть получено в учреждениях начального профессионального образования: профессионально-технических и иных училищах данного уровня. Согласно ст. 23 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», среднее профессиональное образование могло основываться на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получали среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам (ч. 2 ст. 23 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1). Ч. 3 указанной нормы приводила закрытый перечень учреждений, в которых могло быть получено среднее профессиональное образование: в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Таким образом, среднее профессиональное образование истцом могло быть получено только в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования, к которым профессиональный лицей не относился. Параллельного обучения общеобразовательным, профессиональным программам закон не предусматривал. Согласно п. 2 приложения к приказу Гособразования СССР от 29.04.1990 № 293 «О порядке создания высших профессиональных училищ» высшие профессиональные училища (ВПУ) создаваемые на базе передовых профессионально-технических училищ, получают, как правило, наименование лицея соответствующего профессионального профиля. ВПУ, создаваемые на базе передовых средних специальных учебных заведений, именуются, как правило, колледжами соответствующего профиля. П. 3 приложения к приведенному приказу гласит, что подготовка квалифицированных рабочих в лицее может осуществляться по двум ступеням: I ступень - подготовка рабочих по сложным профессиям с общим средним образованием, II ступень - подготовка рабочих по особо сложным профессиям, а также для работ, связанных с уникальным оборудованием наукоемких и принципиально новых производств. Окончившие II ступень имеют право на присвоение высших квалификационных разрядов по профессиям, требующим по уровню квалификации среднего специального образования. При потребности в кадрах специалистов и наличии необходимых условий выпускники II ступени могут получать среднее специальное образование в лицее по учебным планам конкретных специальностей, утверждаемым Гособразованием СССР. Следовательно, выпускники I ступени обучения в лицее — не могли вообще, а выпускники II ступени могли получать, а могли и не получать среднее специальное образование в лицее (при этом положительный ответ достигается лишь при соблюдении условий: потребность в кадрах специалистов и наличие необходимых условий). Окончившие II ступень имеют право на присвоение высших квалификационных разрядов по профессиям, требующим по уровню квалификации среднего специального образования. Но приказ не говорит о том, что окончившие II ступень обучения в лицее получили среднее специальное образование. Из содержания п. 4 приложения к приведенному приказу можно сделать вывод, что окончившие колледж получают среднее специальное образование, а лицей - нет. П. 5 приложения к приведенному приказу гласит, что число ступеней обучения в ВПУ может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность, что позволяет выпускникам, окончившим ее, работать по соответствующей профессии или специальности. А п. 13 приложения к приведенному приказу указывает на переход с одной ступени обучения на другую. Таким образом, выпускник II ступени обучения в лицее мог получить среднее специальное образование. Но истец не приводит доказательств этому обстоятельству. Полагала, что в период обучения Петрова С.В. в профессиональном лицее г. Костромы им получено начальное профессиональное образование.

Представитель УМВД России по г. Костроме Саватеев М.В. исковые требования не признал в части включения в выслугу лет истца периода обучения, требования о дополнительном включении 25 дней в льготную выслугу – признал. В письменных возражениях указал, что поддерживает позицию Управления МВД России по Костромской области. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14.10.1994 № 1168, образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) в Российской Федерации является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. В соответствии с п. 3 Положения к средним специальным учебным заведениям относятся техникум (училище, школа), колледж, техникум - предприятие (учреждение). Согласно Типовому положению об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 650, к учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональное училище, профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня. Таким образом, проходя обучение в профессиональном лицее, истец получил начальное профессиональное образование, которое не может учитываться в стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Департамент образования и науки Костромской области и ОГБПОУ «Костромской строительный техникум», уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует их материалов дела, что Петров С.В. приказом командира ОБППСМ УВД Костромской области от <дата> л/с назначен стажером по должности милиционера 1 роты отдельного батальона ППСМ УВД Костромской области с <дата>. С этого времени, как следует из послужного списка и трудовой книжки истца, он проходил службу в органах внутренних дел в различных должностях и званиях, в период службы с <дата> по <дата> по исполнение Указа Президента РФ от 23.09.1999 № 1255 «О мерах по повышению эффективности конттеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона» находился в командировке в составе ОГВ (с) МВД РФ, выполнял служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона.

Приказом начальника Управления МВД России по Костромской области от <дата> л/с со старшим лейтенантом полиции Петровым С.В. прекращен контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). Последним рабочим днем указан <дата>. Согласно приказу, выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении – 18 лет 04 месяца 02 дня, в льготном исчислении – 18 лет 08 месяцев 02 дня, для выплаты единовременного пособия – 18 лет 04 месяца 02 дня.

Петров С.В. <дата> и <дата> обратился с заявлениями к начальнику Управления МВД России по Костромской области об основаниях неназначения пенсии при увольнении и невключения в выслугу лет периода обучения, а также о предоставлении расчета выслуги в календарном и льготном исчислении.

В ответах Управления от <дата> и <дата> указано, что сотрудники органов внутренних дел, поступившие на службу до <дата> и обучавшиеся в профессиональных училищах – получили начальное профессиональное образование и не проходили обучение по образовательным программам среднего профессионального образования; представлены сведения о периодах выслуги, засчитанных в льготном исчислении.

Петров С.В. с 1992 по 1996 годы обучался в профессиональном лицее г. Костромы (на момент поступления - профессиональное училище ), по результатам обучения получил 2 диплома.

Согласно диплому А от июня 1996 года , Петров С.В. в июне 1996 года окончил 1 ступень обучения названного лицея с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «мастер столярно-плотничных работ», решением государственной аттестационной комиссии в июне 1996 года Петрову С.В. присвоена квалификация мастера столярно-плотничных и паркетных работ по специальностям: столяр строительный 4 разряда, плотник 4 разряда, станочник деревообрабатывающих станков 3 разряда.

Согласно диплому УТ от <дата> , Петров С.В. в 1992 году поступил в профессиональный лицей и в 1996 году окончил полный курс данного лицея по специальности «технология деревообработки». Решением государственной квалификационной комиссии от <дата> Петрову С.В. присвоена квалификация техник-технолог.

Согласно информации ОГБПОУ «Костромской строительный техникум» от <дата>, учреждение подтверждает обучение Петрова С.В. в профессиональном лицее г. Костромы в период с <дата> по <дата> с выдачей указанных дипломов о начальном профессиональном и среднем (полном) общем образовании, а также о среднем профессиональном образовании. Как следует из справки учреждения, первоначально оно носило наименование Среднее профессионально-техническое училище , в последующем реорганизовано в Профессионально-техническое училище (приказ управления народного образования от <дата>), затем – в Профессиональный лицей (ВПУ – высшее профессиональное училище) (приказ Минобразования от <дата>, Устав ВПУ от <дата>), после окончания обучения истца происходила неоднократная реорганизация учреждения, в настоящее время оно носит наименование ОГБПОУ «Костромской строительный техникум».

При оценке прав истца на включение периода обучения в выслугу лет суд считает необходимым руководствоваться законодательством, действующим на дату его увольнения.

Согласно ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия. В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается, помимо иных периодов, время (не более 5 лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы.

В соответствии со ст. 70 указанного Федерального закона порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия и порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел предусмотрены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В силу п. «а» ст. 1 данного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ.
    В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

    Согласно ст. 18 данного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством РФ.

В рамках предоставленных полномочий Правительством РФ принято Постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

    Согласно п. 2 данного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел следует засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 № 1469, действующей с 07.01.2015). В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время (не более 5 лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации и получения документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 01.01.2012.

    В соответствии со ст. ст. 22, 23 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действовавшего в период обучения истца, начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Вместе с тем, согласно п. п. 1, 3 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 650, учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ. К учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональное училище; профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня. Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования.

Из приведенных норм, действовавших в период окончания истцом образовательного учреждения, следует, что профессиональный лицей относится к учреждениям начального профессионального образования. Однако в таком учреждении могут реализовываться программы среднего профессионального образования.

Также предусматривалась возможность получения среднего профессионального образования в высших профессиональных училищах Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 29.04.1990 № 293, положения из которого приведены сторонами в своих пояснениях и возражениях.

Таким образом, при действовавших общих положениях Закона о получении того или иного уровня образования в образовательных учреждениях соответствующего уровня, подзаконными актами предусматривалось получение гражданами среднего профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования отдельных типов.

В Классификаторе специальностей среднего профессионального образования, утвержденном Постановлением Госкомвуза РФ от 25.05.1994 № 4, под кодом 2602 поименована Технология деревообработки.

Приказом Минобразования РФ от 19.12.1995 № 628 «О реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в профессиональных лицеях» предусмотрено проводить в профессиональных лицеях, реализующих интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, введение, лицензирование и аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования в порядке и на условиях, установленных Госкомвузом России для средних специальных учебных заведений; выдавать с 1996 года выпускникам профессиональных лицеев, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена два диплома: на I ступени - диплом формы, установленной Минобразованием России, о получении среднего (полного) общего и начального профессионального образования по рабочей профессии; на II ступени - диплом формы, установленной Госкомвузом России, о получении базового уровня среднего профессионального образования; осуществлять заполнение дипломов о среднем профессиональном образовании в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке ведения, заполнения и выдачи документов о среднем профессиональном образовании, утвержденной Госкомвузом России (п. п. 1.1, 3.4, 3.5).

    Уставом Высшего профессионального училища № г. Костромы, утвержденным председателем педсовета ПУ 21.05.1995 и зарегистрированным 23.01.1996, было предусмотрено, что ГОУ НПО Высшее профессиональное училище , именуемое также Профессиональный лицей , в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об учреждении начального профессионального образования в Российской Федерации. ПУ – центр непрерывного профессионального образования осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения в необходимых случаях среднего профессионального образования (п. п. 1.1, 1.3, 1.6 Устава). Образовательная программа реализуется на основе профессиональных образовательных программ начального профессионального образования (I ступень профессионального обучения) и среднего профессионального образования (II ступень профессионального обучения), направленных на решение задач последовательного повышения профессионального и общего профессионального уровня, а также подготовку специалистов по особо сложным профессиям, получение которых соответствует повышенному профессиональному уровню (IV ступень квалификации). Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии) устанавливается соответствующим государственным стандартом профессионального образования. Реализация программы среднего профессионального образования имеет целью подготовку в профессиональном лицее специалистов среднего звена, способствует удовлетворению потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования с использованием сокращенных ускоренных программ. Нормативные сроки освоения профессиональных образовательных программ в государственном образовательном учреждении определяются положениями о профессиональном лицее и перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования (п. 2.2 Устава). Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа, в том числе среднее профессиональное образование – выдачей диплома (п. 2.10).

    Согласно ответу Департамента образования и науки Костромской области в адрес Петрова С.В. от <дата>, ОГБПОУ Костромской строительный техникум» (ранее – профессиональный лицей г. Костромы) является профессиональной образовательной организацией, реализующей, в том числе в период обучения истца, программы среднего профессионального образования.

    При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований не доверять представленному истцом документу о среднем специальном образовании и информации образовательного учреждении, из которых следует, что в период обучения истцом наряду с начальным профессиональным образованием получено среднее профессиональное образование.

    Поскольку законодательством, действующим на момент увольнения истца из органов внутренних дел, возможность учета периода обучения поставлена в зависимость от уровня пройденной образовательной программы и полученного образования, а не образовательного учреждения – суд считает исковые требования Петрова С.В. о зачете в выслугу лет периода обучения в Профессиональном лицее г. Костромы в заявленном исчислении подлежащими удовлетворению, поскольку по результатам обучения истцом получено среднее профессиональное образование, из документа об образовании следует, что данное образование получено за весь период обучения.

    При этом суд учитывает, что диплом государственного образца является официальным документом, подтверждающим период обучения и полученное образование. В дипломе о среднем профессиональном образовании и информации, представленной образовательным учреждением по запросу суда, не указано на разделение периодов обучения истца по различным ступеням образования.

    Также суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о включении в выслугу лет дополнительно 25 дней за счет льготной выслуги.

    При расчете льготной выслуги, исходя из периодов, отраженных в личном деле истца и ответе Управления МВД России по Костромской области от 09.09.2015, следует, что периоды льготной выслуги подлежат общему зачету в размере 145 дней.

    Однако, исходя из первоначального расчета выслуги истца, который нашел отражение в приказе об увольнении – за счет льготной выслуги включено 4 месяца или 120 дней.

    Указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиками, в расчете, представленном Управлением МВД России по г. Костроме в судебном заседании, дополнительные 25 дней засчитаны в льготную выслугу истца.

    Рассматривая требование истца об обязании назначить ему пенсию с <дата>, суд исходит из следующего.

Согласно п. «а» ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Как следует из представленного Управлением МВД России по г. Костроме расчета (расчет не согласован УМВД России по Костромской области), при включении спорных периодов выслуга истца на день увольнения <дата> составляет 20 лет 03 месяца 01 день.

Согласно ст. 6 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1, лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу ст. 51 указанного Закона лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 Закона заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее 10 дней со дня поступления заявления либо не позднее 10 дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно ст. 53 Закона, пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

В соответствии со ст. 54 Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Приведенными положениями Закона предусмотрен заявительный порядок назначения пенсии лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел.

В рассматриваемом случае Петров С.В. с заявлением о назначении пенсии в уполномоченный пенсионный орган не обращался, что подтверждается справкой Управления МВД России по Костромской области от 30.11.2015 и не оспаривалось истцом.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований Петрова С.В. в части обязания ответчика назначить пенсию истцу с даты увольнения.

    Петров С.В. не лишен возможности обращения с заявлением о назначении пенсии в уполномоченный пенсионный орган, в том числе вправе ставить вопрос о назначении пенсии с момента возникновения соответствующего права, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Исковые требования Петрова ФИО12 удовлетворить частично.

Обязать Управление МВД России по <адрес> включить в выслугу лет Петрова ФИО13 период учебы в профессиональном лицее г. Костромы с <дата> по <дата> из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы, а также 25 дней дополнительно за счет льготной выслуги лет.

В остальной части исковые требования Петрова ФИО14 оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина

2-318/2016 (2-4914/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петров С.В.
Ответчики
УМВД РФ по Костромской области
УМВД по г. Костроме
Другие
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ "Костромской строительный техникум"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
10.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2015Передача материалов судье
11.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2015Судебное заседание
24.12.2015Судебное заседание
20.01.2016Судебное заседание
25.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2016Дело оформлено
03.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее