Копия
№2а-683/2020
70RS0004-01-2020-000236-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Татаренко В.А., Боргояковой А.В.,
с участием:
помощника прокурора г.Томска Семёнова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по иску прокурора г.Томска о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор г. Томска (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил о признании информации, размещенной на Интернет-сайтах: http://medkomspb.su, http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Томска проверки соблюдения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» выявлены вышеуказанные Интернет-сайты, на которых размещена информация о возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанных URL-адресов в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту. Наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства медицинских справок нарушает права неопределенного круга лиц и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских справок об установлении юридического факта отсутствия заболеваний лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких справок. Действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских справок. При этом подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) является уголовно-наказуемым преступлением. В соответствии со ст.11.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанных выше Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайтам http://medkomspb.su, http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В судебном заседании помощник прокурора г. Томска отказался от требований в части признания информации, размещенной на Интернет-сайтах http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, о чем представил соответствующее заявление, указав, что по состоянию на 16.03.2020 доступ к Интернет-сайтам: http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com ограничен по решениям судов в иных регионах Российской Федерации.
Определением суда принят отказ административного истца прокурора г. Томска от требования о признания информации, размещенной на Интернет-сайтах http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, производство по делу в указанной части прекращено.
Требования административного иска в остальной части прокурор поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), в судебное заседание своего представителя не направило, возражений относительно заявленного требования не представило.
Суд на основании ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Томска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что помощником прокурора г.Томска Семёновой О.С. 21.01.2020 проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на Интернет-сайтах: http://medkomspb.su, http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com.
Проверка проведена в служебном кабинете № 216 прокуратуры города Томска (ул. Белинского, 14 в г. Томске) с использованием служебного персонального компьютера под управлением операционной системы «Windows 8» с помощью компьютерной программы «Google Chrome», путем введения в адресную строку URL-адресов http://medkomspb.su, http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com осуществлен доступ к указанным Интернет-сайтам и их контенту.
В ходе проверки установлено, что на вышеуказанных сайтах размещена информация о возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанных URL-адресов в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту.
Об указанных обстоятельствах помощником прокурора г. Томска Семёновой О.С. составлен акт проверки от 21.01.2020 с приложением скриншотов страниц с указанных Интернет-сайтов.
Повторной проверкой, проведенной помощником прокурора г. Томска Семёновой О.С., установлено, что по состоянию на 16.03.2020 доступ к Интернет-сайтам: http://medicgarant.com, http://tvoispravki2.com ограничен по решениям судов в иных регионах Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 149-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
Абзацем 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное в установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки противопоказаний к владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Более того, согласно пункту 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских справок.
При этом подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) является уголовно-наказуемым преступлением.
В соответствии со ст.11.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанных выше Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайту http://medkomspb.su, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Принимая во внимание, что прокурором г. Томска заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанном Интернет-сайте, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанного Интернет-сайта как таковых или о запрете использования самого сайта http://medkomspb.su, удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администраторов этих сайтов, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванных Интернет-сайтах, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информация о возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей на Интернет-сайте http://medkomspb.su, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора г. Томска обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: http://medkomspb.su, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (г.Томск, ул.Енисейская, 23/1) – оператору «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для внесения сведений в Единый реестр.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 23.03.2020
Копия верна
Судья Н.Ю. Лобанова
Секретарь В.А. Татаренко
Оригинал решения находится в деле №2а-683/2020 (70RS0004-01-2020-000236-15) Советского районного суда г. Томска