<***>
Дело № 2-3960/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение изготовлено 13.08.2018 года)
06 августа 2018 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савельева Ю.В., при секретаре Сидской И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мигалова Н.Ю. к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Мигалов Н.Ю. обратился в суд с иском к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обосновании иска указано, что решением комиссии ЦВО от 12.12.2017 г. ему отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, предусмотренного Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах». По заключению комиссии, причиной отказа в выдаче удостоверения является отсутствие документального подтверждения непосредственного участия истца в боевых действиях в Республике Таджикистан. С принятым заключением не согласен, считает его нарушающим законные права на получение льгот установленным законодательством о ветеранах. Истец проходил службу в войсковой части полевая почта *** и исполнял обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. В период с 03.01.1996 г. по декабрь 1997 г. он выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности правопорядка на территории Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения.
Просит признать решения комиссии Центрального военного округа об отказе в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий незаконными. Обязать ответчика комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Определением суда от 16.07.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЦВО» (л.д. 50)
Истец в судебное заседание не явился, был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с отдаленностью проживания.
Ответчики комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЦВО» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили и не просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что *** г. Комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий вынесено заключение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которыми Мигалову Н.Ю. отказано в выдаче соответствующего удостоверения. Причина отказа: факт непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвержден.
С принятым заключением истец не согласен, считает его нарушающим законные права на получение льгот установленным законодательством о ветеранах. Истец проходил службу с 1993 г. по июнь 2009 г. по контракту на территории Республики Таджикистан в войсковой части полевая почта ***
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие и лица, уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
В приложении к настоящему Федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В указанный Перечень включено выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года (раздел III).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 ноября 2011 года № 24-П для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 12 января 95 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Согласно абзацу 7 пункта 9 названного Порядка факт участия в боевых действиях военнослужащего, в том числе уволенного в запас (отставку), направленного в Республику Таджикистан органами государственной власти Российской Федерации, подтверждается выписками из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документами, подтверждающими полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другими документами, подтверждающими непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованным наградным материалом.
Содержание названного положения указывает на то, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69, решение о выдаче военнослужащему удостоверения принимается при наличии документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях. К ним относятся: военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений, летные книжки и другие документы.
Исходя из положений приведенных выше норм, следует, что для получения статуса ветерана боевых действий военнослужащим, уволенным в запас, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо подтвердить как факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, так и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
При этом, в качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), распоряжения (выписки из распоряжений), записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, судовые роли, архивные справки, медицинские справки, выписки из истории болезни, удостоверения о награждении орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.
Несмотря на то, что законодательство не содержит легитимного определения понятия «боевые действия», однако из смысла Федерального закона «Об обороне» следует, что боевые действия - это действия по отражению агрессии независимо от объявления войны.
В силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данное разъяснение содержится в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» и пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Принцип непосредственности исследования доказательств судом установлен и ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части полевая почта *** от 29.03.1993 г. № *** с 29.03.1993 г. Мигалову Н.Ю. установлено исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях (один месяц военное службы за три месяца) (л.д. 23)
Вместе с тем архивными справками ЦАМО РФ от 29.07.2016 г. № *** и от 03.08.2016 г. № *** указанные сведения не подтверждаются, как и не подтверждается факт непосредственного участия истца в боевых действиях на территории Республики Таджикистан.
Само по себе нахождение Мигалова Н.Ю. в зоне вооруженного конфликта и выполнение им задач в условиях чрезвычайного положения или отнесенной к зоне вооруженного конфликта о его непосредственном участии в боевых действиях не свидетельствует. Фактическое участие в боевых действиях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Между тем, ни ответчику, ни суду истцом не были представлены приказы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, рекомендации по представлению документов, подтверждающих полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, не представлен.
Таким образом, из анализа представленных документов следует, что в период прохождения военной службы с 1993 г. по июнь 2009 г. по контракту на территории Республики Таджикистан в войсковой части полевая почта *** Мигалов Н.Ю. не принимал непосредственное участие в боевых действиях, а выполнял должностные обязанности в Республике Таджикистан без пересечения границы, что не тождественно понятию непосредственного участия в боевых действиях.
Принимая во внимание, что для получения статуса ветерана боевых действий, необходимо представление доказательств, которые однозначно и достоверно подтверждали бы не только направление истца органами государственной власти в другое государство, но и факт непосредственного его участия в боевых действиях на территории данного государства, что должно быть подтверждено определенными документами, учитывая, что таких доказательств истцом не предоставлено, суд не находит оснований для удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<***>
<***>
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.