Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3544/2018 от 17.07.2018

Дело № 2а-3544/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Назаровой Е.С.,

с участием представителя административного истца и заинтересованного лица ООО «Сварог» - Тимина Е.Г., представителя административного ответчика Петровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агафонова С.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Агафонов С.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска указав, что он является генеральным директором и участником общества с ограниченной ответственностью «Сварог» (ОГРН 1027301403733, ИНН 7326016023).

02 марта 2018 года в его адрес, как генерального директора и участника общества, поступило предписание Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска от 22 февраля 2018г. № 03-12/0057754, в соответствии с которым ему в срок до 28.03.2018 предписывалось внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о величине уставного капитала общества.

02.04.2018 на данное предписание в адрес налогового органа был отправлен ответ, переданный в установленном порядке по телекоммуникационным каналам связи.

15 мая 2018 года в отношении Агафонова С.А. был составлен протокол № 2067 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с невыполнением требований налогового органа, содержащихся в оспариваемом предписании.

Полагает, что оспариваемое предписание является незаконным ввиду его противоречия федеральному законодательству и возложения на административного истца не предусмотренных законом обязанностей, а также влечет за собой возможность привлечения его к административной ответственности.

Общество с ограниченной ответственностью «Сварог» создано на основании решения учредителей, оформленного протоколом № 1 от 01.12.2000. Этим же решением был утвержден устав общества, кроме того, учредителями был заключен учредительный договор от 01.12.2000.

19 декабря 2000 года регистрационной палатой городской администрации (мэрии) Ульяновска было выдано свидетельство о государственной регистрации ООО «Сварог» за № 3003033.

Согласно п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред., действовавшей на момент создания общества), сведения о размере уставного капитала общества подлежали обязательному включению в учредительный договор и устав общества. Исполнение данной обязанности обществом и его учредителями нашло свое отражение в п. 1 ст. 5 устава и п. 1 ст. 2 учредительного договора общества, согласно которым для обеспечения деятельности общества за счет вкладов его участников образуется уставный капитал в размере 8 400 руб.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 01.07.2002 был изменен порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации и внесении изменений в создаваемый единый государственный реестр (ЕГРЮЛ), ведение которого было возложено на налоговые органы (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, п. 1 Положения о федеральной налоговой службе, утв. Пост. Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

В силу пп. «к» п. 1 ст. 5 названного федерального закона в едином государственном реестре юридических лиц должны быть отражены сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала.

При этом, статьей 26 федерального закона № 129-ФЗ было установлено, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Обязанности предоставлять сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (пп. «к» п. 1 ст. 5 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») для участников общества, либо лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, переходными положениями, содержащимися в ст. 26 данного закона, установлено не было.

Таким образом, положения пп. «к» п. 1 ст. 5 и ст. 26 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в своей взаимосвязи не предполагают возложение на хозяйственное общество, созданное до 01.07.2002, или его учредителей (участников), обязанности по предоставлению в орган, осуществляющий ведение единого государственного реестра юридических лиц, сведений об уставном капитале общества. Отсутствуют такие обязанности для участников общества и их уполномоченных лиц и в иных нормативных актах. Более того, полагает, что включение данных сведений в ЕГРЮЛ на основании документов, полученных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» является обязанностью налогового органа, что влечет за собой неправомерность оспариваемого предписания.

Просил признать незаконным предписание Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска от 22 февраля 2018г. № 03-12/0057754.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Сварог», заместитель начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Сергеева Е.П.

Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель, также представляющий интересы заинтересованного лица ООО «Сварог», в судебном заседании исковые требования поддержал, приведя доводы в целом аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, приведя доводы в целом аналогичные изложенным в письменном отзыве, в котором указывается, что в соответствии с пп. «к» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).

Во исполнение писем МИФНС России по ЦОД от 17.06.2016 №01-14/021462@, №01-14/02461@, №01-14/02466@ доведенные письмом УФНС России по Ульяновской области 22.06.2016 №08-22/07189@, регистрирующим органом проведена проверка соответствия сведений о величине уставного капитала, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Инспекцией было установлено, что в отношении ООО «СВАРОГ» отсутствуют сведения, предусмотренные пп. «к» п.1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ. Согласно п.1 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ сведения о размере уставного капитала должны содержаться в ЕГРЮЛ, так как статус юридического лица - действующее, то соответственно и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ должны быть достоверными и отражать те сведения, которые предусмотрены действующим законодательством.

Задача возложенная на регистрирующий орган, это обеспечение достоверных сведений реестра и приказом ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ утверждены мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, которые проводятся регистрирующим органом. Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является в том числе, иная информация о несоответствии сведении, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.4 разд.1 приказа №ММВ-7-14/72/@).

Предписанием от 22.02.2018 №03-12/005754 генеральному директору юридического лица было предложено устранить в срок до 28.03.2018 выявленные нарушения, путем представления в регистрирующий орган соответствующих документов установленных статьей 17 Федерального закона №129-ФЗ, а также сообщено, что в случае невнесения соответствующих изменений в указанный срок, регистрирующий орган имеет право возбудить административное производство в отношении должностного лица юридического лица по ст. 19.5 КоАП РФ.

В пункте 7 устава ООО «СВАРОГ» установлено, что генеральный директор общества, как единоличный исполнительный орган общества осуществляет руководство текущей деятельностью общества; без доверенности действует от имени общества; издает приказы о назначении, переводе, увольнении, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Агафонов С.А, являясь генеральным директором ООО «СВАРОГ» не выполнил в установленный срок до 28.03.2018 предписание Инспекции об устранении выявленных нарушений, внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Установив неисполнение требований предписания, регистрирующим органом в отношении генерального директора ООО «СВАРОГ» Агафонова С.А. 15.05.2018 составлен протокол об административном правонарушении №2067 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Произвольное отражение информации в ЕГРЮЛ Инспекцией на основании данных, указанных в учредительном договоре и уставе, как ссылается представитель Агафонова С.А., не допускается возможным, поскольку не соответствует целям и задачам ведения реестра, на сновании чего Инспекцией и было выставлено предписание об устранении выявленных нарушений.

По смыслу Федерального закона №129-ФЗ регистрация носит заявительный характер, в реестр вносятся лишь сведения, сообщенные регистрирующему органу заявителем.

В связи с тем, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п.4 ст.5 Закона №129-ФЗ) Инспекция не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению, в отсутствие заявления уполномоченного лица, в котором содержатся необходимые сведения о размере величины уставного капитала и номинальной стоимости долей (в денежном выражении) его участников.

Поскольку для действующих юридических лиц законодательством предусмотрено указание сведений о размере уставного капитала в ЕГРЮЛ, то довод представителя Агафонова С.А. об отсутствии обязанности представления сведений, указанных в предписании от 22.02.2018 считает несостоятельным и необоснованным.

Так как именно Общество обязано привести реестр в соответствие с действующим законодательством, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска считает, что правомерно вынесла предписание в отношении генерального директора ООО «СВАРОГ» Агафонова С.А.

Заинтересованное лицо заместитель начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Сергеева Е.П. в судебное заседание не явилась, извещалась.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Агафонов А.С. является генеральным директором ООО «Сварог» (ОГРН 1027301403733, ИНН 7326016023), которое создано на основании решения учредителей, оформленного протоколом № 1 от 01.12.2000. Этим же решением был утвержден устав общества, кроме того, учредителями был заключен учредительный договор от 01.12.2000. 19 декабря 2000 года регистрационной палатой городской администрации (мэрии) Ульяновска было выдано свидетельство о государственной регистрации ООО «Сварог» за № 3003033.

Согласно выписки в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) отсутствует информация о размере уставного капитала. При этом, содержатся сведения об участниках общества, номинальной стоимости их долей (в рублях) и размере долей (в процентах).

Ссылаясь на отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о величине уставного капитала, на основании пп. «к» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Сергеевой Е.П. в адрес директора ООО «Сварог» Агафонова А.С. 22.02.2018 выдано предписание за номером 03-12/005754, в котором ему было указано на необходимость внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ о величине уставного капитала в установленном действующим законодательством порядке, в срок до 28.03.2018.

По мнению суда данное предписание не отвечает критериям законности.

Из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что предписание относится к мерам, принимаемым должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, и выдается юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений этим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В данном случае вынесенное в адрес административного истца предписание не содержит указания на конкретное нарушение обществом или его должностными лицами обязательных требований.

Согласно п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред., действовавшей на момент создания ООО «Сварог»), сведения о размере уставного капитала общества подлежали обязательному включению в учредительный договор и устав общества. В п. 1 ст. 5 устава и п. 1 ст. 2 учредительного договора общества содержится указание на размер уставного капитала 8 400 руб.

Как указывалось выше, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об участниках общества, номинальной стоимости их долей (в рублях) и размере долей (в процентах), при этом, при сложении номинальных стоимостей долей участников получается сумма в размере 8 400 руб., что соответствует размеру уставного капитала, указанному в уставе и учредительном договоре, в связи с чем, суд приходит к выводу, что размер уставного капитала ООО «Сварог» не изменился. При сложении долей участников, указанных в процентах, получается 100%.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 01.07.2002 был изменен порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации и внесении изменений в создаваемый единый государственный реестр (ЕГРЮЛ), ведение которого было возложено на налоговые органы (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, п. 1 Положения о федеральной налоговой службе, утв. Пост. Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Действительно, в силу пп. «к» п. 1 ст. 5 данного федерального закона в едином государственном реестре юридических лиц должны быть отражены сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала.

При этом, статьей 26 федерального закона № 129-ФЗ было установлено, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

При этом, обязанности предоставлять сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала для участников общества, либо лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, переходными положениями, содержащимися в ст. 26 данного закона, установлено не было.

Судом установлено, что устав ООО «Сварог» и учредительный договор были переданы в налоговый орган после принятия федерального закона № 129-ФЗ, что подтверждается копией регистрационного дела.

Согласно п. 6 ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений закона, сведения о размере уставного капитала, содержащиеся в уставе и учредительном договоре коммерческой организации созданной до принятия федерального закона № 129-ФЗ, во исполнение положений пп. «к» п. 1 ст. 5 данного федерального закона должны вноситься в ЕГРЮЛ налоговым органом.

При этом, как указывалось выше, размер уставного капитала ООО «Сварог» с момента его создания не изменился, следовательно, требование налогового органа о внесении данных сведений в порядке, предусмотренном для внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ также является неправомерным.

Учитывая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, возлагает на административного истца обязанности не предусмотренные законом, а также влечет возможность привлечения к административной ответственности, административный иск подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает, что административный иск подан в пределах установленного срока для обжалования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Агафонова С.А. удовлетворить.

Признать предписание Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска от 22.02.2018 № 03-12/005754 в адрес директора Общества с ограниченной ответственностью «Сварог» Агафонова С.А. незаконным.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомолов.

2а-3544/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Агафонов С.А.
Ответчики
ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Богомолов С. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
17.07.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.07.2018Передача материалов судье
19.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2018Судебное заседание
09.08.2018Судебное заседание
16.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2019Дело оформлено
29.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее