Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-317/2014 от 04.04.2014

Дело № 12 - 317 28.05.2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И.,

при секретаре Мингараевой Ю.Ю.

с участием защитника Мормуль Н.Ш. (по доверенности)

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Г.Хасана д.6, административное дело по жалобе Салиховой Ф. Р. на постановление руководителя межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинг по ПФО) государственного советника 1 класса ФИО1 от 9.12.2013г.

у с т а н о в и л а:

Постановлением должностного лица от 9.12.2013г. Салихова Ф.Р. признана виновной по ст..15.27 ч.2 КоАП Российской Федерации за то, что при проведении проверки исполнения -ОРГАНИЗАЦИЯ1- требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, было выявлено, что Салихова Ф.Р., как руководитель общества и специальное должностное лицо - в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - ответственное за реализацию проведения внутреннего контроля в обществу, не исполнила требования законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а именно:

в нарушение положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы с период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не принимала мер к постановке -ОРГАНИЗАЦИЯ1- на учет в межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу;

в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации № 667 от 30.06.2012г. «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемом организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в обществе с 19.11.2012г. действовали утвержденные директором правила внутреннего контроля, в которых отсутствовали необходимые нормы: в программе выявления операций не отражен порядок выявления необычных операций (сделок), в т.ч. подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в программе документального фиксирования не отражен порядок документарного фиксирования операций (сделок), подпадающих под критерии выявления и (или)признаки необычной операции (сделки), а также иных операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также составления внутреннего сообщения;

в программе по приостановлению операций (сделок)не предусмотрены сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании ст. 8 федерального закона № 115 –ФЗ, а также приостановление операций (сделок) клиента на дополнительный срок в случае получения решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

в программе проверке внутреннего контроля не верно определен срок проведения внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля;

в нарушение п.2 положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 3.08.2010г. № 203 в обществе отсутствовал утвержденный директором общества перечень сотрудником, обязанных проходить обучение в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма,

в нарушение требований приказа Росфинмониторинга № 59 от 17.02.2011г., не проводилась идентификация клиентов, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя по сведениям о наличии (отсутствие) в отношении них сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, а также оценка и присвоение клиенту степени(уровня) риска;

в связи с отсутствием в правилах внутреннего контроля общества порядка документальной фиксации информации о необычных сделках, в нарушение требований приказа Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении изменений в основные критерии и признаки необычных сделок в правилах внутреннего контроля, входе выборочной проверки установлено, что между -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и крупнейшими поставщиками тепла -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, с пользу которых общество собирает денежные средства с населения за оказанные услуги используется нестандартная, сложная конструкция по порядку проведения расчетов, отличающая от обычной рыночной практики, совершаемые операции не соответствуют целям -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в части сбора счет и их расходования- денежные средства в полном объеме не перечисляются в адрес поставщика услуг, направляются со счетов -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в оплату услуг третьих лиц, с которыми у общества отсутствуют договорные отношения. Денежные средства перечисляются по письмам поставщиков коммунальных услуг. Но в обществе данные сделки не были зафиксированы во внутренних сообщениях, и сведения о них не были направлены в Росфинмониторинг, как об операциях соответствующим критериям необычных сделок в течение 3х дней следующих за днем выявления таких сделок.

За допущенные нарушения ей назначено наказания в виде административного штрафа в сумме 30000 руб.

Салихова Ф.Р., не согласившись с постановлением, подала жалобу, в которой указала, что никакого правонарушения не совершала, т.к. не выполнила требования о сроках постановки на учет общества в Федеральной службе финмониторинга, т.к. была занята на организации работы вновь созданного юридического лица, принятии кадров, подысканием помещений для приема платежей. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. общество осуществляло меры по внутреннему контролю, несмотря на то что на учет не встали, уже имело правила внутреннего контроля, было назначено специальное должностное лицо, проводило идентификацию клиентов, руководитель общества и главный бухгалтер прошли целевой инструктаж в службе Росфинмониторинга. Не согласна он с тем, что утвержденные ею правила внутреннего контроля не соответствовали требованиям, которые изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2012г. № 667, т.к. в правилах отражен порядок документальной фиксации операций (сделок), подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, в отношении которых возникаю подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в приложении имеется форма внутреннего сообщения о сделках, в программе по приостановлению сделок содержатся сроки и порядок организации мер, направленных на приостановление операций. По отсутствию в обществе перечня лиц, обязанных проходить обучение в целях противодействия легализации доходов и (или) финансирования терроризма, они не согласна с данным нарушением, поскольку сама и главный бухгалтер на момент начала действия общества уже прошли специальный инструктаж и имели сертификаты. В период проведения проверки, был издан приказ об устранении данного нарушения. Не согласна она с тем, что в обществе не проводится идентификация клиентов с учетом степени их риска, т.к. такие мероприятия в обществе проводятся – запрашивается клиент, в пользу которого принимаются платежи, сумма которых подпадает под обязательный контроль, при получении сведений о клиенте, платежи принимаются. Также эти клиенты проверяются на наличие сведений о них в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности. О чем было доведено до сведения лиц, проводивших проверку. В отношении крупных клиентов в организации имеются все необходимые документы для идентификации и им присвоена степень риска. В отношении других лиц, от которых поступают платежи за коммунальные услуги в сумме меньше 15000 руб., т.к. их поступает множество, идентификация не проводится и степень риска не присваивается в соответствии с правилами внутреннего контроля( п.4.1.2,4.1.3). При осуществлении расчетов с клиентами по их письмам путем перечисления денежных средств третьим лицам, она, как руководитель, получала необходимые объяснения и документы, после чего принимала решение об оплате, поскольку эти денежные средства шили в счет оплаты ресурсов необходимых для получения тепловой энергии компаниями, в чьих интересах общество принимает платежи за предоставленные услуги. Данные сделки относятся к обычным хозяйственным сделкам и не являются необычными сделками, следовательно, отсутствовали основания для фиксации данных сделок внутренними документами, и направлении сведений в Росфинмониторинг. Фактически в связи с небольшим сроком действия общества, выявлены несколько нарушений, которые являются малозначительными, они устранены, никаких вредных последствий от них не наступило, поэтому привлечение её к ответственности в виде штрафа является чрезмерным наказанием. Имелись все основания для применения к ней требований ст.2.9 КоАП Российской Федерации. Поэтому она просит постановление должностного лица отменить.

В суд Салихова Ф.Р. не явилась, извещена судом в порядке, предусмотренном законом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В суде защитник на доводах жалобы настаивает полностью, пояснила, что Салихова Ф.Р. необоснованно была привлечена к ответственности, поскольку в её действиях нет нарушений требований закона, как указано в постановлении. Выявленные при проверке отдельные нарушения являются малозначительными, поэтому возможно было прекращение производства по делу. По данной проверке протокол был составлен и в отношении общества, также в отношении него было вынесено постановление о привлечении к ответственности. Решением Арбитражного суда Нижегородской области постановление в отношении -ОРГАНИЗАЦИЯ1- отменено как незаконное. Поскольку Салихова Ф.Р. привлекается к ответственности за аналогичные правонарушения, то постановление должно быть отменено, производство по делу прекращено с объяснением ей устного замечания.

Судья, выслушав защитника, изучив материалы административного дела, материалы к постановлению от 9.12.2013г. МРУ Росмониторинга по ПФО, приходит к следующему:

Статья 3 федерального закона Российской Федерации № 115–ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" указывает, что доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;

финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно ст. 4 закона, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

организация и осуществление внутреннего контроля;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Из требований ст. 5 закона следует, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: операторы по приему платежей.

Исходя из требований ст. 6 закона следует, что ч.1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

ч.2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствие с требованиями ст. 7 ч. 1закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи, установив следующие сведения:

отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;

3) обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;

4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

7) не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

1.1. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

.2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Ч.3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

Ч.9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

П.1. положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003г. № 28 (действующее на 16.12.2012г.) устанавливал, что настоящее Положение определяет порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее именуются - организации).

П.2. п.п. г - постановке на учет подлежат следующие организации: операторы по приему платежей.

П. 3. Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

П.1 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012г. № 667 указывает, что настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке организациями (за исключением кредитных организаций, в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля (далее соответственно - организация, правила внутреннего контроля) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

П.4. Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации).

П.6. Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления:

а) операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;

б) операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям;

в) необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

П.27. Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения - документа, содержащего следующие сведения о такой операции (сделке) (далее - внутреннее сообщение):

П.28. Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.

П.29. Программа по приостановлению операций (сделок) предусматривает сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на:

а) приостановление в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона операций (сделок), в которых одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме, и информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

б) приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона;

в) приостановление операций (сделок) клиента на дополнительный срок в случае получения решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона.

П.30. Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П.31. Программа проверки осуществления внутреннего контроля обеспечивает осуществление контроля за соблюдением организацией и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.

Согласно требованиям п.1 положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, настоящее Положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

П.2. Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

П.3. В перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

П.6. Обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж

д) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

П.8. Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

П.19. Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

П.1.1. Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (ред. от 03.09.2012) предусматривает, что настоящее Положение устанавливает требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Настоящее Положение применяется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), указанными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), за исключением кредитных организаций, в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

П.1.2. Организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя,

П.1.6. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

П.1.7. Организация при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

Организация также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации на законных основаниях.

П.1.9. Организация в соответствии с пунктом 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3901) (далее - Требования), в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

П.2.1. Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

П.2.4. Организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень).

П.2.5. Результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

П.2.6. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Риск).

П.2.10. Организации следует обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера либо при повторном обращении клиента, совершавшим "разовые операции", а также если у нее возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

П.2.12. В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

П.2.13. Организация оценивает степень (уровень) Риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - признаки повышенной степени (уровня) Риска), самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

П.2.14. Организация оценивает степень (уровень) Риска при возникновении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание), в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)), в иных случаях, предусмотренных организацией в правилах внутреннего контроля.

П.2.16. Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

П.2.17. Организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда:

в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона.

Для целей реализации организациями данного пункта датой начала течения установленного в нем срока обновления сведений следует считать день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, присвоения степени (уровня) Риска.

П.2.18. Пересмотр степени (уровня) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные организацией в правилах внутреннего контроля.

Из рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаком необычных сделок, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 8.05.2009 № 103 следует, что настоящие Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (далее - критерии и признаки необычных сделок) разработаны Федеральной службой по финансовому мониторингу в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), индивидуальными предпринимателями, перечисленными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон, организации), а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона (далее - иные лица).

Организациям и иным лицам рекомендуется включать критерии и признаки необычных сделок в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, разрабатываемую в составе правил внутреннего контроля, в целях определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

К критериям и признакам необычных следок относятся: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом, Наличие нестандартных или необычно сложных схем (инструкций) по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики, внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества, явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) с участием организации, общепринятой рыночной практике совершения операций, поручение клиента перечислить полученные по операции (сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке, иные критерии.

(Согласно примечанию критерии и признаки групп 11 - 22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 - 46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.)

Статья 1 федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 3.09.2009г. № 103-ФЗ указывает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Согласно ст.2 п.4 закона, в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Из ст. 3 ч.1 закона следует, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Статья 4 ч.1 закона устанавливает, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Ч.5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Согласно требованиям ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Ст. 15.27 ч.2 КоАП Российской Федерации устанавливает, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 (неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока) настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании исследованных доказательств – акта проверки от 25.11.2013г. (л.д. 8 – 22 т.1 в деле МРУ Росфинмониторинга по ПФО), копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 1 т.1), копии устава -ОРГАНИЗАЦИЯ1- (л.д.26-31 т.1), копии приказов о приеме на работу 1- п от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 35,36 т.1), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 32 т.1), копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 38 т.1), копии правил внутреннего контроля с приложениями (л.д. 49- 63 т.1), копии договоров с клиентами (л.д. 74-119 т.1), копий платежных поручений и писем -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, -ОРГАНИЗАЦИЯ3- (л.д.131 – 185 т. 1), протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 213 -225) следует, что Салихова Ф.Р. является руководителем -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, который имеется право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также специальным должностным лицом, ответственным за организацию и ведение внутреннего контроля в обществе с целью выполнения требований законодательных актов, регулирующих вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Поскольку общество является оператором по приёму платежей от населения, поэтому оно должно быть постановлено на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в течение 30 дней с момента регистрации общества. Как видно из копии свидетельства о регистрации юридического лица -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании нового юридического лица внесена ДД.ММ.ГГГГ. С этой даны общество стало юридическим лицом. Поэтому оно должно было быть постановлено на учет не позднее ДД.ММ.ГГГГ., но директором общества никаких мер к постановке общества на учет не было принято, что является нарушением требований п.9 ст.7 федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поэтому доводы жалобы Салифовой Ф.Р., что допущенное ею нарушение – несвоевременная постановка на учет общества, вызванная причинами организации деятельности общества, не влекут отмену постановления должностного лица, в связи с тем, что ею нарушены прямые указания нормативных актов.

При исследовании доказательств, имеющих в административном деле, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в обществе действовали правила внутреннего контроля, не соответствующие требованиям к ним, изложенном в постановлении Правительства Российской Федерации № 667, который были утверждены Салиховой Ф.Р. как руководителем общества. Так в разделе 4.1.4 правил – программа выявления операций, подлежащих обязательному контролю, отсутствует порядок выявления необычных сделок. Также в разделе 4.1.5 правил- программа документального фиксирования необходимой информации…- отсутствует порядок документального фиксирования необычных сделок, несмотря на то, что требования к правилам указывает на необходимость включения в правила такого порядка.

Доводы жалобы Салиховой Ф.Р. о том, что правила содержат все необходимые сведения о порядке выявления и фиксации необычных сделок, не состоятельны, поскольку в правилах в разделах 4.1.4 и 4.1.5 были сделаны указания только на сделки, подлежащие обязательному контролю, указанные в ст.6 закона, но в отсутствуют указания на контроль за сделками, которые указаны в ст.7 ч.2 закона.

Не влекут отмену постановления доводы жалобы Салиховой Ф.Р. в части того, что в правилах раздел 4.1.6 «программа, регламентирующая порядок по приостановлению операций …» соответствует требования нормативных актов, поскольку в них предусмотрены сроки и порядок принятия мер, направленных на приостановление операций, потому что в данном разделе внутренних правил контроля общества предусмотрены сроки и порядок принятия мер только в отношении лиц, которые внесены в перечень физических лиц и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об участии в экстремистской деятельности. Но в данном разделе правил, действовавших в период с ДД.ММ.ГГГГ. по день проверки отсутствовали срок и порядок принятия мер, направленных на приостановление операция по принятию и перечислению денежных средств при поступлении обществу постановлений Росфинмониторинга и решений суда о приостановлении операций с денежными средствами, вынесенных на основании ст.8 федерального закона № 115-ФЗ.

Не влекут отмену постановления доводы жалобы Салиховой Ф.Р. о том, что в обществе, несмотря на то, что не было утвержденного перечня лиц сотрудников, обязанных проходить обучение, руководитель и главный бухгалтер уже прошли обучение. Поскольку в постановлении Правительства Российской Федерации № 667 о требованиях к правилам внутреннего контроля указано, что работники организаций обязаны проходит обучение в целях противодействия легализации доходов, а согласно положению о требованиях к подготовке и обучению кадров, в число лиц подлежащих обязательному обучению входит юрист общества, то отсутствие приказа о направлении его на обучение на день проверки, является нарушением требований правил внутреннего контроля. Фактически Салихова Ф.Р. данное нарушение не оспаривает, после проведения проверки ею издан приказ о направлении на обучение юриста общества.

Не влекут отмену постановления и доводы жалобы Салиховой Ф.Р. о том, что в обществе не проводился внутренний контроль с целью идентификации клиентов, и им не присваивалась степень риска в связи с тем, что из материалов дела следует и не оспаривается факт, что крупные клиенты, в интересах которых общество собирает платежи, находятся на обслуживании в обществе менее 1 года, при этом, в соответствие с требованиями нормативных актов, внутренний контроль таких клиентов должен проводиться периодически, а также регулярно проверяться по перечню лиц, в отношении которых имеется информация об участии их в экстремисткой деятельности, но как видно из исследованных доказательств – по перечню они обществом не проверялись, а степень риска их была определена один раз при заключении договора. Доказательств обратного Салиховой Ф.Р., как руководителем общества, так и специальным должностным лицом, не представлено.

Не влекут отмену постановления доводы жалобы Салиховой Ф. Р. о том, что общество по письмам -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и -ОРГАНИЗАЦИЯ3- производила перечисление полученных в их интересах средств о потребителей коммунальных услуг за полученные услуги третьим лицам в счет исполнения обязательств этих обществ перед третьими лицами, и расценивало данные указания клиентов как обычные сделки, поэтому не фиксировалась информация о них как о необычных сделках и не направлялась информация о данных сделках в установленном порядке Федеральную службу финансового мониторинга. Данные доводы должностного лица не состоятельны, поскольку находятся в противоречии с законодательными актами, которыми регламентирована деятельность общества как оператора по сбору платежей от населения за предоставленные коммунальные услуги, уставу общества, а также условиям заключенных с этими юридическими лицами. Из совокупности регулирующих отношения сторон нормативных актов условий договоров– -ОРГАНИЗАЦИЯ1- не имело право производить такие переводы денежных средств, поскольку получало от населения платежи целевого назначения, и обязано было зачислять их на банковские счета обществ в полном объеме. Право перечислять денежные средства в интересах -ОРГАНИЗАЦИЯ3- третьим лицам появилось у -ОРГАНИЗАЦИЯ1- только с ДД.ММ.ГГГГ., после заключения дополнительного соглашения к договору оказания услуг с обществом, и после внесения изменений в устав общества, где было указана сфера деятельности – денежное посредничество. Поскольку обществом по указаниям клиентов производились перечисления на сумму более -СУММА-. не на счет сторон по договору, а иным лицам, при этом оплачивались услуги и товары, которые не имели целевого назначения – оплату ресурсов для получения тепловой энергии. Следовательно, такие переводы денежных средств соответствовали признакам необычных сделок, но обществом они не фиксировались документально, и информация о них не сообщалась органу финансового контроля. Следовательно, Салихова Ф.Р. проявила в данном случае бездействие и как руководитель общества, и как специальное должностное лицо.

Не влекут отмену постановления и доводы защитника о том, что за аналогичные правонарушения, которые указаны в постановлении в отношении Салиховой Ф.Р., арбитражным судом общество освобождено от ответственности, постановление признано необоснованным и отменено, потому что из копии решения Арбитражного суда Нижегородской области следует, что постановление в отношении общества отменено не по реабилитирующим основаниям. Согласно нормам КоАП Российской Федерации, данное решение не имеет преюдициальной силы, и не может служить основанием для освобождения должностного лица от ответственности за допущенные нарушения.

Доводы Салиховой Ф.Р. о том, что зафиксированные нарушения в постановлении о привлечении к ответственности и в протоколе об административном правонарушении - малозначительные, не повлекли за собой наступление вредных последствий, а также выводы должностного лица, что в обществе отсутствует организация внутреннего контроля при совершении денежных операция, не влекут отмену постановления в связи с тем, что совокупностью законодательных актов, предусмотрено, что и своевременная постановка общества на учет в Федеральной службе финансового мониторинга, и выполнение всех требований к организации и проведению внутреннего контроля при совершении денежных операций, составляют систему внутреннего контроля, поэтому она как руководитель общества и специальное должностное лицо обязана знать и выполнять указания нормативных актов. Из содержания статьи 15.27 ч.2 КоАП Российской Федерации следует, что наличия наступивших вредных последствий при действиях (бездействии), составляющих состав административного правонарушения, не требуется.

Иных оснований, влекущих отмену или изменение постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании вышеизложенного, прихожу к выводу, что доводы жалобы Салиховой Ф.Р. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, совершения ею малозначительного правонарушения, не нашли своего подтверждения, поэтому она удовлетворению не подлежит.

Постановление должностного лица от 9.12.2013г. в отношении Салиховой Ф.Р. вынесено законно, обоснованно, с соблюдением требований норм КоАП Российской Федерации, с указанием мотивов принятого решения. Оценка, имеющимся в деле доказательствам, дана в соответствии с требованием ст. 26.11 КоАП Российской Федерации. Действия Салиховой Ф.Р. правильно квалифицированы по ст. 15.27 ч.2 КоАП Российской Федерации. Наказание Салиховой Ф.Р. назначено в соответствии с требованием ст. 4.1 ч. 1 и ч. 2 КоАП Российской Федерации и в пределах санкции ст. 15.27 ч.2 КоАП Российской Федерации, с учетом всех смягчающих ответственность обстоятельств.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 1, 2 КоАП Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление руководителя межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинг по ПФО) государственного советника 1 класса ФИО1 от 9.12.2013 г. оставить без изменения, жалобу Салиховой Ф.Р. – без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней со дня получения копии решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: Л.И. Роготнева.

12-317/2014

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Салихова Фарида Рифкатовна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Роготнева Любовь Ивановна
Статьи

КоАП: ст. 15.27 ч.2

Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
04.04.2014Материалы переданы в производство судье
28.05.2014Судебное заседание
03.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2014Вступило в законную силу
30.09.2014Дело оформлено
24.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее