Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2480/2013 ~ М-1877/2013 от 17.04.2013

Дело № 2-2480/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.,

при секретаре Долгодворовой В.Г.,

с участием: истца Харченко Н.И., представителя истца Харченко Н.В., представитель ответчика – Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – Смирновой А.В., представителя ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области – Александрова А.М., представитель ответчика – Правительства Волгоградской области – Сычева Д.В.,

«04» июля 2013 года в городе Волжском Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харченко Н.И. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Правительству Волгоградской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Харченко Н.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить ему вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах городского округа – город Волжский Волгоградской области, жилой площадью не менее 12 квадратных метров.

В обоснование иска указал, что зарегистрирован и проживает в квартире № ... дома ... по <адрес>. Вместе с ним в квартире проживают супруга Харченко Н.В., её дочь ФИО1, внук ФИО2 и ФИО3. Собственниками этого жилого помещения являются Харченко Н.В. и ФИО1. Согласно заключению врачебной комиссии № ... от ... года его проживание в одной квартире с супругой невозможно ввиду имеющегося у него заболевания. Постановлением главы Администрации городского округа – город Волжский № ... от ... года признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения; контроль за исполнением этого постановления возложен на Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский. Однако с момента вынесения указанного постановления должностные лица Администрации городского округа – город Волжский в части обеспечения его отдельным жильем проявляют бездействие. Считает, что обеспечение его жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.

В судебном заседании истец Харченко Н.И. и его представитель Харченко Н.В., действующая на основании доверенности от ... года, поддержали исковые требования по основаниям, указанным в заявлении, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика – Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – Смирнова А.В., действующая на основании доверенности № ... от ... года, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 02 ноября 2004 года № 954-ОД «О <...> помощи и предупреждении распространения <...> в Волгоградской области» больным заразными формами <...>, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Волгоградской области. Предоставление жилых помещений лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с <...>, и больным <...> осуществляется в порядке, установленном Правительством Волгоградской области. Постановлением Правительства Волгоградской области от 16 октября 2012 года № 438-п утвержден Порядок учета граждан, больных заразными формами <...>, нуждающихся в предоставлении отдельного жилого помещения на территории Волгоградской области. Ведение реестра граждан, больных заразными формами <...>, осуществление государственного учета и управление жилищным фондом Волгоградской области возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства возложено. Просила освободить администрацию городского округа – город Волжский от обязанности по предоставлению жилого помещения.

Определениями суда от ... года, от ... года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Волгоградской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

Представитель ответчика – Правительства Волгоградской области – Сычев Д.В., действующий на основании доверенности № ... от ... года, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства, градостроительной деятельности и архитектуры на территории Волгоградской области является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, осуществляет учет и управление жилищным фондом Волгоградской области, принимает решение и осуществляет предоставление жилых помещений жилищного фонда Волгоградской области, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отведенных к ведению министерства. Министерство также является уполномоченным органом по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам предоставления на территории Волгоградской области отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами <...>. Считает, что обязанность по обеспечению жилым помещением указанной категории граждан лежит на Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области. Просил освободить Правительство Волгоградской области от обязанности по предоставлению жилого помещения.

Представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области – Александров А.М., действующий на основании доверенности от ... года, в судебном заседании, не оспаривая право истца на внеочередное обеспечение его отдельным жилым помещением в связи с наличием у него тяжелого заболевания, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что указанным категориям граждан вне очереди отдельные жилые помещения предоставляются в пределах средств, поступивших из федерального бюджета на эти цели. В настоящее время субвенции из федерального бюджета на реализацию льгот, установленных Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ для больных заразными формами <...> в бюджет Волгоградской области не поступали. Постановлением администрации городского округа – город Волжский от ... года № ... года № ... Харченко Н.И. признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения. При поступлении указанных субвенций из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, право истца на внеочередное обеспечение его отдельным жилым помещением в связи с наличием у него тяжелого заболевания будет реализовано.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Харченко Н.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой МКУ <...> от ... года (л.д. 18).

Вместе с ним по указанному адресу значатся зарегистрированными и проживают его супруга Харченко Н.В., дочь супруги ФИО1, ... года рождения, внук супруги ФИО2, ... года рождения.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Харченко Н.В. и ФИО1, по ? доле каждой, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права общей долевой собственности от ... года (л.д. 11, 12).

Супружеские отношения между Харченко Н.И. и Харченко Н.В. подтверждаются свидетельством о заключении брака (л.д. 6); родственные отношения между дочерью супруги истца ФИО1 и её сыном ФИО2, ... года, подтверждаются свидетельством о рождении ФИО2 (л.д. 9).

Согласно справке ГКУЗ «<...> областной <...> диспансер № ...» <...> от ... года № ..., Харченко Н.И. с ... года в состоит на учете в <...> по поводу <...>, совместно проживание с ним невозможно, имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д. 13).

Постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от ... года № ... истец признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения при администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, в связи с наличием у него вышеуказанного заболевания (л.д. 17).

Администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении во внеочередном порядке отдельного жилого помещения Харченко Н.И..

Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодексам РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 активные формы <...> имеют Код А15 - А19.

В силу частей 5 и 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Городским положением об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятым постановлением Волжской городской Думы от 04 мая 2011 года № 31/1, установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 квадратных метров общей площади на одного человека.

Оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая приведенные нормы права, суд считает, что истцу, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, подпадающего под Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде городского округа – город Волжский Волгоградской области, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Поскольку, истцу до настоящего времени не предоставлено вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений в городе Волжском Волгоградской области требование истца о понуждении предоставления жилого помещения суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Обязанность по предоставлению Харченко Н.И. благоустроенного жилого помещения суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

К такому выводу суд приходит из следующего.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) больным заразными формами <...>, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой <...>, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой <...>, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъекта РФ.

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральными законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанных в части 3 настоящей статьи могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

На основании подпункта 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Предоставление жилых помещений категориям граждан, указанным в части первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 16 октября 2012 года N 438-п утвержден Порядок учета граждан, больных заразными формами <...>, и семей, имеющих ребенка, больного заразной формой <...>, нуждающихся в предоставлении отдельного жилого помещения на территории Волгоградской области.

Согласно пункта 2 Порядка учет осуществляется путем ведения реестра граждан, больных заразными формами <...>, проживающих в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой <...>, в квартирах коммунального заселения, в общежитиях, а также семей, имеющих ребенка, больного заразной формой <...> (далее именуется - реестр). Ведение реестра осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее именуется - уполномоченный орган).

Указанным постановлением установлено, что гражданам, больным заразными формами <...>, …предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения в пределах средств, поступивших из федерального бюджета на эти цели, в порядке, определенном решением о предоставлении указанных средств. ( п. 1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области определено уполномоченным органом по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам предоставления на территории Волгоградской области отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза ( пункт 3).

На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области возложено в установленном порядке обеспечение подачи заявки на выделение средств федерального бюджета на предоставление вне очереди отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза,...( пункт 4)

В соответствии с утвержденным выше Порядком приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от ... года № ... Харченко Н.И. был включен в реестр граждан, больных заразными формами <...>, проживающих в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату, что следует из письма от ... года № ... (л.д. 21).

Указанное также не оспаривалось и представителем ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.1.16 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области осуществляет государственный учет и управление жилищным фондом Волгоградской области, принимает решение и осуществляет предоставление жилых помещений жилищного фонда Волгоградской области ; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отведенных к ведению министерства.

Таким образом, указанными выше правовыми актами обязанность по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Волгоградской области гражданам, больным заразными формами <...> возложена на ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, которое в свою очередь также является главным распорядителем получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отведенных к их ведению. В связи с чем, администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области, Правительство Волгоградской области следует освободить от гражданско-правовой ответственности по заявленным требованиям.

Доводы представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области об отсутствии субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области не является основанием к удовлетворению требований истца, поскольку как указано выше жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Харченко Н.И. удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области предоставить Харченко Н.И. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений в городе Волжском Волгоградской области.

Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области, Правительство Волгоградской области освободить от обязанности по предоставлению Харченко Н.И. жилого помещению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: <...>

<...>

<...>

2-2480/2013 ~ М-1877/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Харченко Николай Иванович
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области
Правительство Волгоградской области
Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области
Другие
Харченко Наталья Викторовна
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Попова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
17.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2013Передача материалов судье
18.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2013Подготовка дела (собеседование)
13.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2013Судебное заседание
05.06.2013Судебное заседание
13.06.2013Судебное заседание
03.07.2013Судебное заседание
04.07.2013Судебное заседание
10.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2013Дело оформлено
17.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее