Дело № 2-939/2019
УИД № 24RS0024-01-2019-000288-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой ИА к МКУ «Межведомственный центр обслуживания» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «Межведомственный центр обслуживания» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работала у ответчика, при этом ответчик нарушал ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по октябрь 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика недоначисленную заработную плату за указанный период в размере 36007,03 руб.
В судебное заседание истец Смирнова И.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще, отзыва, возражений на иск не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, и исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отмененыи не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года;11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, Смирнова И.А. 01.09.2017 г.принята на работу в МКУ «Межведомственный центр обслуживания» уборщика служебных помещений, с 01.09.2017г. установлен оклад в размере 2454, северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30%, 28.02.2019г. с истцом заключено дополнительное соглашения к трудовому договору, согласно которому с 01.03.2018г. у нее устанавливается повременная форма оплаты труда из расчета 41р. 94 коп., за час работы, с надбавками в виде районного и северного коэффициента, шестидневная рабочая неделя по 5 часов в день, тридцатичасовая рабочая неделя, график работы с 08 до 13 час.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические.
Поскольку в силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность, то установление повременной формы оплаты труда, стоимости часа работы, также должно предполагать, что установленная работодателем стоимость часа работы должна соответствовать стоимости час работы рассчитанного исходя из МРОТ, что бы позволить работнику, при условии выполнения ежемесячной нормы труда, получать заработную плату в размере не ниже МРОТ установленного на территории всей Российской Федерации, с начислением на него надбавок за особые условия трудовой деятельности, климатических условий и иных доплат носящих компенсационный характер.
Статьей 91 ТК РФ, предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, исходя из этого рассчитана ежемесячная норма рабочего времени, которую суд полагает необходимым применить, при определении стоимости одного часа работы истца, исходя из установленного размера МРОТ, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов.
за отработанные 136 часов в январе 2018 года: 15182,40 руб./136 час. (норма времени в январе 2018г.) х 136 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено).
за отработанные 151 часов в феврале 2018 года: 15182,40 руб./151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) х 151 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40руб. (недоначислено).
за отработанные 130 часов в марте 2018 года: 15182,40 руб./159 час. (норма времени в марте 2018 г.) х 130 час. (отработано работником) = 12413,28 руб. (должно быть начислено) – 8723,52 руб. (фактически начислено) = 3689,76 руб. (недоначислено).
за отработанные 125 часов в апреле 2018 года: 15182,40 руб./167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) х 125 час. (отработано работником) = 11364,07 руб. (должно быть начислено) –8388 руб. (фактически начислено) = 2976,07 руб. (недоначислено).
за отработанные 120 часов в мае 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в мае 2018г.) х 120 час. (отработано работником) = 13479,85 руб. (должно быть начислено) – 8424,91 руб. (фактически начислено) = 5054,94 руб. (недоначислено).
за отработанные 125 часов в июне 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в июне 2018 г.) х 125 час. (отработано работником) = 14041,51 руб. (должно быть начислено без учета отпускных) – 8775,94 руб. (фактически начислено) = 5265,57 руб. (недоначислено).
за отработанные 110 часов в августе 2018 года: 17860,80 руб./184 час. (норма времени в августе2018 г.) х 110 час. (отработано работником) = 10677,65 руб. (должно быть начислено) – 7381,44 руб. (фактически начислено) = 3296,21 руб. (недоначислено).
за отработанные 125 часов в сентябре 2018 года: 17860,80 руб./160 час. (норма времени ) х 125 час. (отработано работником) = 13953,75 руб. (должно быть начислено) – 13953,91 руб. (фактически начислено) = 0 руб. (недоначислено)
за отработанные 135 часов в октябре 2018 года: 17860,80 руб./160 час. (норма времени) х 120 час. (отработано работником) = 13104,39 руб. (должно быть начислено) – 13104,54 руб. (фактически начислено) = 0 руб. (недоначислено)
Всего ответчиком недоначислено: 28615,35 руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в пользу Смирновой И.А. подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января по август 2018 г. в размере 28615,35 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1058 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 28615,35 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1058 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.