УИД: 66OS0000-01-2019-000207-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
17 июня 2019 года |
Дело № 3а-260/2019 |
Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Кармановой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-260/2019 по административному исковому заявлению Ушакова Сергея Николаевича
к административным ответчикам Правительству Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, с участием заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, при участии в судебном заседании представителя административного истца Кузнецовой С.С., представителя Правительства Свердловской области Ануфриева А.А.,
установил:
Ушаков Сергей Николаевич (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 21 января 2014 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № (далее – объект недвижимости, нежилое помещение) в размере его рыночной стоимости 5 870 000 руб.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 05 апреля 2019 года № 2019/13, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза и оценка собственности» - П.М.А.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца, который требование о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по основанию установления в размере рыночной стоимости поддержал, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, а также заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля оценщика П.М.А.
Представитель Правительства Свердловской области Ануфриев В.В. в судебном заседании возражений против удовлетворения заявленных требований не высказал.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, а также представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, допросив в судебном заседании в качестве свидетеля оценщика П.М.А., составившего отчет об оценке, суд приходит к следующему.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) являются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Согласно пункта 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и, размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законом Свердловской области от 24 ноября 2014 года № 100-ОЗ Закон Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ дополнен статьей 1-1, в соответствии с пунктом 1 которой, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5 000 квадратных метров, и помещений в них.
В целях реализации данной нормы, а также пункта 7 статьи 378.2 НК РФ на территории Свердловской области утверждены перечни торговых (административных) центров, в отношении которых налоговая база подлежала определению исходя из кадастровой стоимости: на 2015 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2014 года № 1265-ПП; на 2016 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1217-ПП; на 2017 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года № 927-ПП, на 2018 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2017 года № 880-ПП, на 2019 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22 ноября 2018 года № 820-ПП.
По материалам рассматриваемого административного дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения общей площадью 145, 7 кв.м., расположенного в здании по адресу: ...
Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права ... от 29 декабря 2011 года.
В силу части первой статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 21 января 2014 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО по состоянию на 21 января 2014 года актом определения кадастровой стоимости от 05 февраля 2014 года с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений в здании в размере 63177, 21 руб./кв.м. и составила 9204919,50 руб.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в ЕГРН 17 февраля 2014 года.
Поскольку принадлежащий административному истцу объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, следовательно, результат определения кадастровой стоимости напрямую затрагивает права и обязанности последнего, что явилось основанием для обращения 25 апреля 2019 года с административным иском в суд.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени Правительством Свердловской области не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Свердловской области, и оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая кадастровую стоимость нежилого помещения, административный истец представил в суд отчет об оценке от 05 апреля 2019 года № 2019/13, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза и оценка собственности» П.М.А. из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 21 января 2014 года составляет 5 870 000 руб.
Согласно статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки является отчет об оценке объекта оценки.
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона № 135-ФЗ).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с возникшими у суда вопросами о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, судом был допрошен в качестве свидетеля оценщик П.М.А.., который сообщил суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, касающихся оценки объекта недвижимости, и выводов, положенных в основу составленного им отчета об оценке от 05 апреля 2019 года № 2019/13.
Заслушав показания свидетеля, а также исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в правильности и обоснованности показаний свидетеля П.М.А. у суда первой инстанции не имеется на основании следующего.
Оценку объекта недвижимости выполнил оценщик П.М.А., член Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющий специальное образование в области оценочной деятельности, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 22 ноября 2017 года.
Отчет об оценке пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком и скреплен печатью общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза и оценка собственности».
В отчете указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого нежилого помещения.
Представленный в материалы дела отчет составлен на дату оценки – 21 января 2014 года.
Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки, расчет которой, сделан при использовании оценщиком сравнительного и доходного подходов, полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Применение конкретных размеров корректировок, оценщиком предметно описано, их размер является проверяемым, поскольку основан на указанных в отчете об оценке методиках.
Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, суд не нашел математических ошибок.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Оценив представленный в дело отчет, суд, признает его соответствующим требованиям Федерального закона № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, в материалах административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и установления по состоянию на 21 января 2014года кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости 5 870000 руб.
Именно эта стоимость в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 указанного постановления, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).
Датой подачи административного искового заявления в суд является 25 апреля 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ушакова Сергея Николаевича о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 21 января 2014 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 5870000 (пять миллионов восемьсот семьдесят тысяч) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № считать 25 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме
Решение изготовлено в окончательной форме 21 июня 2019 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова