УИД 28RS0---67
Дело № 2-69/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 13 мая 2019 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Чиверь М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора -- к администрации Молчановского сельсовета о возложении обязанности организовать работу по переводу земельного участка с кадастровым номером -- из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»,
УСТАНОВИЛ:
-- обратился в суд с иском к администрации Молчановского сельсовета, в обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой -- проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой установлено, что Молчановскому сельсовету -- принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером -- Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под скотомогильник площадью 600 кв.м. В нарушение требований ч. 4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (ред. от 30 сентября 2015 года), которым утверждён Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, указанный земельный участок используется для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, т.е. под скотомогильник.
Согласно информации ведущего консультанта отдела по организации противоэпизоотических мероприятий и ветеринарного надзора государственного ветеринарного инспектора Мазановского и --ов Управления ветеринарии и племенного животноводства -- от -- скотомогильник, расположенный на территории Молчановского сельсовета является действующим.
По мнению истца, в нарушение требований земельного законодательства РФ, а именно, п.п. 2 п.2 ст. 13, ст. 42, 78 Земельного кодекса РФ, администрацией Молчановского сельсовета не проводится комплекс обязательных мероприятий и не выполняются обязанности по охране земель сельскохозяйственного назначения, а именно: земельный участок в соответствии с его целевым назначением не используется, мероприятия по охране земель, а именно по защите земель от загрязнения микроорганизмами, отходами производства и другого негативного воздействия не осуществляется.
Ссылаясь на ст. 58 Конституции РФ, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.79, ч.1 ст.88 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, п. 2 ст. 2 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утверждённый приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года № 540, истец полагал, что в целях использования указанного земельного участка по назначению (для размещения скотомогильника) необходимо проведение работ по переводу из категории «земель сельскохозяйственного назначения» в иную категорию.
23 августа 2018 года прокурором Мазановского района в адрес главы Молчановского сельсовета внесено представление, которое рассмотрено --, однако по состоянию на -- нарушения устранены не были, категория земель не изменена.
Истец просил суд обязать администрацию Молчановского сельсовета изменить категорию земельного участка с кадастровым номером -- из «земель сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности».
С учетом последующего уточнения требований прокурор просил возложить на администрацию Молчановского сельсовета обязанность в срок до -- организовать работу по переводу земельного участка с кадастровым номером -- из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» путем подачи соответствующего ходатайства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно ст.39 ГПК РФ - истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. В данном случае уточнение исковых требований прокурором не противоречит требованиям закона и не нарушает прав и интересов участвующих лиц.
Определением суда от -- к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечены Министерство имущественных отношений --, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --».
От третьего лица - Министерства имущественных отношений поступил письменный отзыв, из которого следует, что перевод земель находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. В соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области от 24 августа 2005 года №485, которым утверждено Положение о содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, подается заинтересованным лицом в министерство имущественных отношений области - орган, уполномоченный на рассмотрение ходатайства.
Согласно п. 3.55 Положения о министерстве имущественных отношений Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 04 апреля 2008 года №148, министерство имущественных отношений в соответствии с законодательством рассматривает ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и готовит проекты правовых актов губернатора области о переводе земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе, а также об отнесении земельных участков к определенной категории.
В силу п. 3 ст. 3 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года №166-03 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области», губернатор Амурской области в случаях, установленных федеральным законодательством, принимает решение о переводе земель из одной категории в другую. Администрация Молчановского сельсовета не обладает полномочиями по изменению категории земель сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --, представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --» ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие: представителей третьих лиц: Министерства имущественных отношений, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по --, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по --.
В судебном заседании помощник прокурора -- Москвин В.В. на уточненных исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в иске, пояснил, что в настоящее время скотомогильник, расположенный на земельном участке, принадлежащем Молчановскому сельсовету действующий.
Представитель ответчика – глава Молчановского сельсовета Мартынюк В.А. показал, что в связи с уточнением исковых требований прокурором, возражений по иску не имеет.
Свидетель --5 показал, что работает главным государственным ветеринарным инспектором по Мазановскому, --м на землях Молчановского сельсовета расположена биотермическая забетонированная яма, которая отвечает требованиям Ветеринарно-санитарных правил. Выбор и отвод земельного участка под данную биотермическую яму (скотомогильник) был проведен местной администрацией, согласован с государственной ветеринарной службой и центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч.1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статья 42 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (ч.1); земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (ч.4).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 года) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером -- с местоположением: --, категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», с разрешенным использованием: «под скотомогильник», площадь участка 600 кв.м., находится в собственности муниципального образования «Молчановский сельсовет --», граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается представленным свидетельством государственной регистрации права --, выданным --, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по --.
Из представленных материалов кадастрового дела следует, что Постановлением администрации -- -- от -- была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала --, из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 600+/-214 квадратных метров, расположенного: --, район села Молчаново, разрешенное использование «под скотомогильник», проведены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет и земельному участку присвоен кадастровый номер --.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на указанном земельном участке администрацией Молчановского сельсовета оборудован скотомогильник (биотермическая яма), который в настоящее время является действующим.
Из пунктов 6.6, 6.8 «Ветеринарно-санитарные правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утв. Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469) (ред. от 16 августа 2007 года) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05 января 1996 года №1005), следует, что на территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается: пасти скот, косить траву, брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы; в исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения: в биотермическую яму прошло не менее 2 лет; в земляную яму - не менее 25 лет, при этом промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов. Данные нормы свидетельствуют о том, что земельный участок, на котором оборудован скотомогильник, впоследствии не может быть использован для ведения сельскохозяйственного производства.
Рассматривая требование прокурора Мазановского района о возложении обязанности на администрацию Молчановского сельсовета обязанности организовать работу по изменению категории земельного участка с кадастровым номером --, на котором расположен скотомогильник, судом учитывается следующее:
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 03 августа 2018 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21 октября 2018 года), при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м. Скотомогильники с биологическими камерами отнесены к объектам II класса, для которых ориентировочный размер санитарно-защитной зоны устанавливается равным 500 м (пункт 7.1.12 раздела VII СанПиН).
Статьей 87 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу п. 3 ст. 3 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года №166-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области», губернатор области в соответствии с федеральным и областным законодательством в случаях, установленных федеральным законодательством, принимает решение о переводе земель из одной категории в другую.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ 1. Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что полномочия по переводу земель из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию в соответствии с действующим законодательством находится в ведении исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администрация Молчановского сельсовета, как собственник спорного земельного участка, наделена правом подачи соответствующего ходатайства в орган, уполномоченный осуществлять такой перевод, суд считает подлежащим удовлетворению требование прокурора -- о возложении на администрацию Молчановского сельсовета обязанности организовать работу по переводу земельного участка с кадастровым номером -- из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» путем подачи соответствующего ходатайства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую в соответствии с требованиями Федерального закона от -- №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенный действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. С учётом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора -- о возложении обязанности организовать работу по переводу земельного участка с кадастровым номером -- из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в срок до --.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер разрешенных требований, учитывая положения ст.206 ГПК РФ, суд полагает достаточным требуемый прокурором срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
В силу ст.103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины. Данное положение распространяется на органы, входящие в систему (структуру) органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины во всех случаях, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков. В данном случае применяются правила части 4 ст.103 ГПК РФ - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора -- к администрации Молчановского сельсовета о возложении обязанности организовать работу по переводу земельного участка с кадастровым номером -- в другую категорию, удовлетворить.
Возложить на администрацию Молчановского сельсовета обязанность в срок до -- организовать работу по переводу земельного участка с кадастровым номером -- из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» путем подачи соответствующего ходатайства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий судья: Е.Г. Кузнецова
Мотивированное решение суда изготовлено --