Решение по делу № 2-524/2014 ~ М-470/2014 от 18.03.2014

Дело № 2-524/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием:

истца Малиновской Т.Б., её представителя адвоката Лодыгина И.Е. представившего удостоверение <Номер> и ордер <Номер>,

представителя ответчика Администрации МР «Усть-Вымский» Нетёсова А.А., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации сельского поселения «Айкино» Б., действующего на основании доверенности,

с уведомлением:

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 30 апреля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Малиновской Т. Б. к Администрации муниципального района «Усть-Вымский» о признании незаконным Постановление Администрации МР «Усть-Вымский» <Номер> от <Дата> о снятии Малиновской Т. Б. с учета, как имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Малиновская Т.Б. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района «Усть-Вымский» о признании незаконным Постановление Администрации МР «Усть-Вымский» <Номер> от <Дата> о снятии с учета, как имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

В судебном заседании истец Малиновская Т.Б. и её представитель адвокат Лодыгин И.Е. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МР «Усть-Вымский» Нетёсов А.А. возражал против заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации сельского поселения «Айкино» Б. оставил рассмотрение иска на усмотрение суда.

Заслушав истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основанием обращения Малиновской Т.Б. в суд послужило Постановление Администрации МР «Усть-Вымский» за <Номер> от <Дата> о снятии истца с учета на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Согласно требованиям статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с положениями статьи 52 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением от 5 апреля 2012 г. N 121 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и о внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 г. № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 04.09.2012 N 368, от 19.04.2013 N 124) утвержден порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Из представленных суду документов следует, что истецМалиновская Т.Б. состояла на учете на улучшении жилищных условий при Администрации МР «Усть-Вымский» с <Дата> г.

В силу положений ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договору социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

Учетной нормой площади жилого помещения в соответствии с положениями ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением муниципального образования «Усть-Вымский район» от 15.09.2005 г. № 22/3-225 на территории района установлена учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 11 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 16 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст. 56 ЖК РФ, осуществляется, в том числе в случаях:

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ);

выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Ч. 4 ст. 52 ЖК РФ в редакции, действовавшей на дату постановки семьи истца на учет, предусматривала, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела, на основании заявления Малиновская Т.Б. постановлением администрации МР «Усть-Вымский» она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как лицо не являющееся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Постановлением администрации МР «Усть-Вымский» <Номер> от <Дата> в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, и п. 5 ч. 7 ст. 3 Закона Республики Коми от 05.04.2005 г. № 30-РЗ (в ред. от 26.12.2011 г.) Малиновская Т.Б.снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для снятия с учета Малиновской Т.Б.послужило выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и постановке на учет, а именно то, что Малиновская Т.Б. с <Дата> является долевым собственником в размере <Обезличено> доли в праве жилого помещения по адресу: <Адрес>, общей площадью – <Обезличено> кв.м., а <Дата> также являлась собственником жилого помещения по адресу: <Адрес>, общей площадью <Обезличено> кв.м., а <Дата> была проведена государственная регистрация прекращения права на данное жилое помещение. Указанные действия Малиновской Т.Б. были расценены как ухудшение жилищных условий.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В данном случае речь идет о волевых действиях истца, которые были направлены на приобретение права состоять на учете, выразившиеся в отчуждении объекта недвижимости.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу ст. 53 ЖК Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим истцом, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Из материалов дела следует, что Малиновская Т.Б. на основании Договора купли-продажи от <Дата> перестала владеть и распоряжаться жилым домом по адресу: <Адрес>, что было обусловлено объективными причинами, а именно, после пожара имевшего место <Дата> г., указанный жилой дом не был пригоден для проживания. В связи с чем, Малиновская Т.Б. с дочерью Т. была вынуждена вернуться для проживания в дом <Адрес>, в котором она имеет долю собственности в праве <Обезличено>.

На период постановки Малиновской Т.Б. на учет с <Дата> её семья из двух человек, не была обеспечена общей площадью жилого помещения по норме, установленной в соответствии с требованиями действующего законодательства. С <Дата> г., при <Обезличено> доли в праве Малиновской Т.Б.,её семья не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий.

Продажа в собственность по договору купли-продажи от <Дата> дома Малиновской Т.Б. по адресу: <Адрес>, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении Малиновской Т.Б. своих жилищных условий с целью признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поскольку, <Адрес>, был разрушен огнем после пожара, соответственно, дом являлся непригодным для проживания, а нуждаемость истца Малиновской Т.Б. в жилом помещении объективно подтверждается обстоятельствами непредвиденной утраты ранее занимаемого ею жилого помещения, пригодного для проживания, наступившей в результате пожара, а в доме <Адрес> так же произошел пожар по вине ОАО «АЭК «Комиэнерго», что подтверждается материалами дела.

Закрепляя право гражданина на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858), право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.

При этом, оснований того, что истица Малиновская Т.Б. ранее воспользовалась своим правом на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, стороной ответчика не заявлялось.

Между тем, Малиновская Т.Б. была снята с учета на получение социальной выплаты по п. 5 ч. 7 ст. 3 Закона Республики Коми от 05.04.2005 г. № 30-РЗ (в ред. от 26.12.2011 г.), а именно, выявления уполномоченным органом в представленных гражданами документах сведений, послуживших основанием для принятия их на учет, но не соответствующих действительности.

Поскольку Малиновская Т.Б. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и представила все необходимые документы для получения соответствующей социальной выплаты, то она подлежит включению в список граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что оснований у ответчика Администрации МР «Усть-Вымский» для снятия истца Малиновской Т.Б. с учета о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, не имелось.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Малиновской Т. Б. удовлетворить.

Признать Постановление Администрации МР «Усть-Вымский» <Номер> от <Дата> о снятии Малиновской Т. Б. с учета, как имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, незаконным и указанное постановление отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - А.Ю. Лисиенко

Мотивированное решение изготовлено 05.05.2014 года.

<Обезличено>

<Обезличено>

<Обезличено>

<Обезличено>

2-524/2014 ~ М-470/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малиновская Татьяна Борисовна
Ответчики
Администрация МР "Усть-Вымский"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко А.Ю.
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
18.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2014Передача материалов судье
24.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.04.2014Предварительное судебное заседание
11.04.2014Предварительное судебное заседание
30.04.2014Судебное заседание
05.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2014Дело оформлено
06.06.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее