Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-12866/2012 ~ М-12592/2012 от 03.12.2012

Дело № 2-12866/2012

РЕШЕНИЕОПРЕДЕЛЕНИЕтво окончено. производства, ой области 30.12.2010 года исполнительное олжником илилицами, чьи права и

Именем Российской Федерации

город Вологда 26 декабря 2012 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием помощника прокурора города Вологды Григоровой С.Г., представителя Администрации города Вологды по доверенности Носковой С.Е., представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности Семеновой И.А., при секретаре Обласовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова И. А. об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления,

установил:

Смирнов И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в обоснование которого указал, что он является жителем г. Вологды, главой администрации которой является Шулепов. Им были изучены постановление главы г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому утвержден порядок установления тарифа на перемещение одного транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании на специализированную стоянку, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 2700 рублей, и постановление главы г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку)». Данные постановления он считает незаконными, поскольку данные нормативно-правовые акты распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на те отношения, которые уже произошли, то есть данные постановления прямо противоречат Конституции РФ, а именно ст. 54 ч. 1 «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Считает что данные постановления главы г. Вологды незаконны, они не могут распространяться на правоотношения, которые возникли до принятия и вступления в законную силу постановления, в связи с чем права жителей г. Вологды нарушены. Данные нормативно-правовые акты направлены на получение материальной сверх прибыли одного индивидуального предпринимателя Владыко, и ставят в тяжелое материальное положение других лиц. Просит суд пересмотреть постановление главы г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ИП Владыко ЮВ. тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), расположенную по адресу: <адрес>» и постановление главы г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку)». ДД.ММ.ГГГГ Смирнов И.А. заявленные требования уточнил, просил суд признать незаконными указанные постановления в той части, в которой они распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Смирнов И.А. не присутствовал, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Администрации города Вологды по доверенности Носкова С.Е. и представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности Семенова И.А. заявленные требования не признали, суду пояснили, что постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ИП Владыко Ю.В. тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), расположенную по адресу: <адрес>» издано на основании части 1 статьи закона Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)» (с последующими изменениями). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Закона Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств и внесении изменения в статью 2 закона области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)» расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются владельцем (лицом, обладающим правом пользования или распоряжения данным транспортным средством), а оплата расходов на перемещение и хранение транспортного средства производится лицу, ответственному за хранение транспортного средства. Учитывая, что указанный закон области вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, считают правомерным установление органом местного самоуправления тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку) и действие его с ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку)» является нормативным правовым актом и соответствии с письмом прокуратуры города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «О необходимости проведения предварительной проверки законности проектов муниципальных правовых актов» его проект перед утверждением был направлен в прокуратуру города Вологды на экспертизу, а также соответствии с постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов» с последующими изменениями) проект муниципального нормативного правового акта был размещен на сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поскольку полномочия органу местного самоуправления были переданы вышеуказанным законом области, считают распространение утвержденного Порядка на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ правомерным.

Помощник прокурора города Вологды Григорова С.Г. высказалась против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты были изучены прокуратурой города Вологды. По результатам рассмотрения данных постановлений прокуратурой города Вологды даны заключения о том, что оспариваемые постановления соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, не содержит коррупциогенных факторов.

Выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

В соответствии со статьями 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В Вологодской области порядок перемещения транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств устанавливает Закон Вологодской области от 28.06.2012 № 2797-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств и внесении изменения в статью 2 закона области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)» (далее - Закон Вологодской области от 28.06.2012 № 2797-ОЗ).

Пунктом 4 статьи 3 Закона Вологодской области от 28.06.2012 № 2797-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом области от 5 октября 2006 года № 1501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)» устанавливают тарифы на перемещение и хранение транспортного средства на специально отведенном охраняемом месте (специализированной стоянке).

Закон Вологодской области от 28.06.2012 № 2797-ОЗ вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (11.07.2012) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Вологодской области от 05.10.2006 № 1501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)» (в редакции закона Вологодской области от 28.06.2012 № 2797-ОЗ) определено, что органы местного самоуправления, в том числе и муниципального образования «Город Вологда», наделены отдельными государственными полномочиями по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), и хранение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенном охраняемом месте (специализированной стоянке).

При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право в пределах своих полномочий издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и осуществлять контроль за их исполнением (часть 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 05.10.2006 № 1501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)»).

Согласно подпункту 12 пункта 1 и подпункта 24 пункта 2 статьи 38 Устава муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301, Глава города Вологды обеспечивает осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; осуществляя руководство Администрацией города Вологды, организует осуществление государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

По вопросам своей компетенции и компетенции Администрации города Вологды Глава города Вологды издает постановления и распоряжения Администрации города, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в самом постановлении (распоряжении) (пункт 4 статьи 38 Устава муниципального образования «Город Вологда»).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Вологды вынесла постановление «Об установлении ИП Владыко Ю.В. тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), расположенную по адресу: <адрес>» и ДД.ММ.ГГГГ постановление «Об утверждении порядка установления тарифа на перемещение транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку)».

Изучив оспариваемые постановления, суд приходит к выводу, что они вынесены Администрацией города Вологды в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Вологодской области от 5 октября 2006 года № 1501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)», законом Вологодской области от 28 июня 2012 года № 2797-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств и внесении изменения в статью 2 закона области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)».

Оспаривая постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ , заявитель указывает, что придание им обратной силы путем распространения их действия на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, противоречит положениям части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем данный довод является несостоятельным как основанный на ошибочном толковании норм права.

В части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым, в частности, относятся задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (пункт 7).

Помещение транспортного средства на стоянку и его хранение не названы в числе мер обеспечения, данные действия осуществляются после применения таких мер на основании части 5 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отношения, связанные с помещением транспортного средства на стоянку и его хранением, возникают на основании названной нормы закона, но находятся вне сферы действия административного законодательства. В силу статьи 906 Гражданского кодекса Российской Федерации на них распространяются правила главы 47 этого Кодекса, регулирующей обязательства хранения, ответственность за их неисполнение.

Расходы на перемещение транспортного средства не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении, так как возникают не собственно в порядке применения мер обеспечения (задержание, запрещение эксплуатации), а в результате помещения транспортного средства на стоянку и последующего хранения, то есть в области гражданских правоотношений.

К имущественным отношениям при перемещении и хранении, в том числе возникшем в силу закона, применяется гражданское законодательство, основанное на принципах равенства участников регулируемых им отношений, а не административное законодательство, основанное на властном подчинении одной из сторон другой. Следовательно, владелец перемещенного и помещенного на хранение транспортного средства (поклажедатель) и хранитель, принявший вещь на хранение, обладают правами и несут обязанности, установленные гражданским законодательством.

Оспариваемые заявителем положения нормативных правовых актов не устанавливают каких-либо видов административного наказания и мер административной ответственности, являются нормативными правовыми актами, регулирующими цены (тарифы) в сфере отношений по перемещению транспортного средства, в отношении которого принято решение о задержании, на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку).

Признавая соответствующими действующему законодательству оспариваемые постановления в контексте заявленных требований, суд исходит из того, что их положения не могут рассматриваться как устанавливающие или отягчающие административную ответственность, снижающие уровень прав заявителя в сфере административного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 252 – 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Смирнова И. А. о признании незаконными постановления Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2012 года.

2-12866/2012 ~ М-12592/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Иван Александрович
Другие
Администрация города Вологды
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Колодезный Александр Васильевич
Дело на сайте суда
vologodskygor--vld.sudrf.ru
03.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2012Передача материалов судье
06.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2012Судебное заседание
26.12.2012Судебное заседание
16.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее