Дело № 2-1403/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Н.А. Малютиной
при секретаре Н.О.Поротиковой,
с участием:
истца И.И.Михайловой
представителя истца Л.Н.Губановой
третьего лица И.Н.Михайлова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Михайловой И. И. к открытому акционерному обществу (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова И.И. обратилась в суд с иском к ОАО (Наименование1), в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение <адрес>. В обоснование иска указала, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года ее отец являлся нанимателем указанной комнаты, где постоянно проживал. Общежитие было построено в (ДД.ММ.ГГГГ) г. и принадлежало федеральному государственному предприятию (Наименование1), а в дальнейшем в процессе приватизации было включено в уставный капитал АООТ (Наименование1), в настоящее время преобразованного в ОАО (Наименование1). Сделка по приватизации общежития была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, является ничтожной. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность. Истец имеет право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО (Наименование1) препятствует истцу в получении помещения в собственность в порядке приватизации (л.д.6-7).
Истец Михайлова И.И. и ее представитель Губанова Л.Н., действующая на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания (л.д. 44), в судебном заседании поддержали исковые требования.
Ответчик извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, сведения о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие. В адрес суда от ответчика поступили письменные возражения на иск (л.д.23).
Третье лицо Михайлов И.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав истца, представителя истца, третье лицо, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г.).
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, представленных ответчиком в обоснование своих возражений на иск, в судебном заседании установлено, что решением комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) создана комиссия по приватизации государственного предприятия (Наименование1), разработавшая план приватизации (Наименование1)», утвержденный в дальнейшем решением комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), и общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, вошло в указанный план приватизации. Решением Малого Совета <адрес> Совета народных депутатов (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Наименование1) приватизировано с включением в уставной фонд, в том числе, и стоимости зданий общежитий. Согласно утвержденному плану приватизации решением комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) товарищество с ограниченной ответственностью (Наименование1) преобразовано в акционерное общество открытого типа (Наименование1), в настоящее время – ОАО (Наименование1) (л.д. 24-27).
Право собственности АООТ (Наименование1) на спорное общежитие зарегистрировано бюро технической инвентаризации <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается регистрационным удостоверением (№) (л.д.28). В дальнейшем право собственности ОАО (Наименование1) зарегистрировано (Госорган2) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.24).
Судом установлено, что Михайлова И.И. была вселена в общежитие, по адресу: <адрес>, на законных основаниях в качестве члена семьи нанимателя – ее отца Михайлова И. И. (третье лицо по настоящему делу), которому ордер на право занятия жилой площади в общежитии выдан (ДД.ММ.ГГГГ), в связи с нахождением в трудовых отношениях с ответчиком с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) годы; фактически в качестве члена семьи нанимателя она вселилась в спорное жилое помещение в (ДД.ММ.ГГГГ) года, что подтверждено корешком ордера на занятие жилой площади в общежитии (№), трудовой книжкой третьего лица, пояснениями истца и третьего лица, а также не оспаривалось ответчиком (л.д. 33, 38, 44-45).
(ДД.ММ.ГГГГ) ОАО (Наименование1) заключило с Михайловым И. И. договор (№) найма спорной комнаты, что подтверждено договором и актом приема-передачи жилого помещения (л.д. 30, 31).
Таким образом, истец приобрел право пользования спорным жилым помещением в общежитии (ДД.ММ.ГГГГ), то есть до перехода права собственности на него от государства к ОАО (Наименование1) - регистрации права собственности (Госорган1) (ДД.ММ.ГГГГ).
В установленном законом порядке истец обратился с заявлением в управление жилищного фонда департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> о приватизации комнаты в общежитии, однако ему было отказано в связи с тем, что комната по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не значится (л.д. 14).
Согласно ст. 9 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Федеральным законом от 23.12.1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с требованиями ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Действующий Жилищный Кодекс также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
До внесения изменений статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» предусматривалось: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.
Основной из задач Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» законодателем определено создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
11.07.1991 года нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», вступили в действие в следующем виде (до редакций):
«Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР…
Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз…
Статья 18. Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится...».
К спорным правоотношениям в части осуществления гражданских прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации – 21.11.1992 года применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».
В силу статьи 5 главы 1, «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1)) (действовавших и подлежавших применению судами с 03.08.1992 г. - времени вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» (ст.ст. 2, 3 Закона РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» от 13 июля 1990 г.) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ (в ред. от 30.12.2012 г.) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как независимо от времени утверждения плана приватизации не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Об этом свидетельствует не только сущность, но и форма внесенных впоследствии в Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» изменений.
Законом РФ от 23.12.1992 N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в нормы указанного закона внесены изменения, в частности: статья 2 после слов "жилищного фонда" дополнена словами «, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд),»; статья 18 изложена в следующей редакции: «При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.».
Детальное уточнение объекта права граждан на приватизацию, произведенное законодателем 23.12.1992 г., полностью исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в целях защиты прав граждан от недобросовестных действий лиц, считающих допустимым лишить проживавших в общежитиях граждан права на приватизацию данного жилья.
Внесенные 23.12.1992 года изменения и дополнения являлись не основанием возникновения права проживающих в общежитиях граждан на приватизацию жилья в общежитиях, а очередным законодательным средством защиты этих прав от злоупотребляющих правом юридических лиц.
Таким образом, из смысла вышеназванных норм следует, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относится и спорное общежитие, являющееся до приватизации государственной собственностью, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность с правом граждан, занимающих данное жилое помещение, приобрести его в свою собственность в порядке приватизации.
В ходе производства по делу ответчик представил письменные возражения, согласно которым: право собственности за истцом может быть признано только после оспаривания решений органов государственной власти, на основании которых ОАО (Наименование1) стал собственником объекта недвижимости в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, и применения последствий недействительности ничтожной сделки приватизации путем погашения соответствующей записи в (Госорган3) по <адрес>; истец не оспаривает документы-основания и о применении последствий недействительности ничтожной сделки не заявляет, что исключает возможность удовлетворения исковых требований (л.д. 23).
Доводы ответчика являются несостоятельными, так как Гражданский кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ не предусматривают совершение указанных ответчиком процессуальных действий в качестве необходимого условия применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом; суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).
Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истец не была выселена, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что истец занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно справке (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) Михайлова И.И. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д. 15).
Занимаемая истцом комната (№) является изолированным жилым помещением общей площадью 17,2 кв.м., расположенным на 2 этаже в литере А, что подтверждается справкой (Госорган1) <адрес> (л.д. 13).
Михайлов И.Н. отказался от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу дочери (л.д. 45), что является его правом.
Право пользования истца спорной квартирой в судебном заседании не оспаривалось, правопритязаний на него не заявлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в обоснование требований представлена совокупность доказательств, соответствующих требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Ответчиком не опровергнута возможность передачи спорной квартиры в собственность истца в порядке приватизации.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью 4498,4 кв.м., Литер: А, (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), указания на комнату (№) площадью 17,2 кв.м. на 2 этаже Литер А.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Михайловой И. И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилое помещение (№) общей площадью 17,2 кв.м в доме <адрес> в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности ОАО «Центр кадровой и социальной работы» на общежитие по адресу: <адрес>, площадью 4498,4 кв.м., Литер: А, (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), указания на комнату (№) площадью 17,2 кв.м. на 2 этаже Литер А.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья Н.А.Малютина
Мотивированное решение
принято (ДД.ММ.ГГГГ).
Дело № 2-1403/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Н.А. Малютиной
при секретаре Н.О.Поротиковой,
с участием:
истца И.И.Михайловой
представителя истца Л.Н.Губановой
третьего лица И.Н.Михайлова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Михайловой И. И. к открытому акционерному обществу (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова И.И. обратилась в суд с иском к ОАО (Наименование1), в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение <адрес>. В обоснование иска указала, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года ее отец являлся нанимателем указанной комнаты, где постоянно проживал. Общежитие было построено в (ДД.ММ.ГГГГ) г. и принадлежало федеральному государственному предприятию (Наименование1), а в дальнейшем в процессе приватизации было включено в уставный капитал АООТ (Наименование1), в настоящее время преобразованного в ОАО (Наименование1). Сделка по приватизации общежития была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, является ничтожной. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность. Истец имеет право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО (Наименование1) препятствует истцу в получении помещения в собственность в порядке приватизации (л.д.6-7).
Истец Михайлова И.И. и ее представитель Губанова Л.Н., действующая на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания (л.д. 44), в судебном заседании поддержали исковые требования.
Ответчик извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, сведения о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие. В адрес суда от ответчика поступили письменные возражения на иск (л.д.23).
Третье лицо Михайлов И.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав истца, представителя истца, третье лицо, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г.).
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, представленных ответчиком в обоснование своих возражений на иск, в судебном заседании установлено, что решением комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) создана комиссия по приватизации государственного предприятия (Наименование1), разработавшая план приватизации (Наименование1)», утвержденный в дальнейшем решением комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), и общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, вошло в указанный план приватизации. Решением Малого Совета <адрес> Совета народных депутатов (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Наименование1) приватизировано с включением в уставной фонд, в том числе, и стоимости зданий общежитий. Согласно утвержденному плану приватизации решением комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) товарищество с ограниченной ответственностью (Наименование1) преобразовано в акционерное общество открытого типа (Наименование1), в настоящее время – ОАО (Наименование1) (л.д. 24-27).
Право собственности АООТ (Наименование1) на спорное общежитие зарегистрировано бюро технической инвентаризации <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается регистрационным удостоверением (№) (л.д.28). В дальнейшем право собственности ОАО (Наименование1) зарегистрировано (Госорган2) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.24).
Судом установлено, что Михайлова И.И. была вселена в общежитие, по адресу: <адрес>, на законных основаниях в качестве члена семьи нанимателя – ее отца Михайлова И. И. (третье лицо по настоящему делу), которому ордер на право занятия жилой площади в общежитии выдан (ДД.ММ.ГГГГ), в связи с нахождением в трудовых отношениях с ответчиком с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) годы; фактически в качестве члена семьи нанимателя она вселилась в спорное жилое помещение в (ДД.ММ.ГГГГ) года, что подтверждено корешком ордера на занятие жилой площади в общежитии (№), трудовой книжкой третьего лица, пояснениями истца и третьего лица, а также не оспаривалось ответчиком (л.д. 33, 38, 44-45).
(ДД.ММ.ГГГГ) ОАО (Наименование1) заключило с Михайловым И. И. договор (№) найма спорной комнаты, что подтверждено договором и актом приема-передачи жилого помещения (л.д. 30, 31).
Таким образом, истец приобрел право пользования спорным жилым помещением в общежитии (ДД.ММ.ГГГГ), то есть до перехода права собственности на него от государства к ОАО (Наименование1) - регистрации права собственности (Госорган1) (ДД.ММ.ГГГГ).
В установленном законом порядке истец обратился с заявлением в управление жилищного фонда департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> о приватизации комнаты в общежитии, однако ему было отказано в связи с тем, что комната по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не значится (л.д. 14).
Согласно ст. 9 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Федеральным законом от 23.12.1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с требованиями ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Действующий Жилищный Кодекс также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
До внесения изменений статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» предусматривалось: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.
Основной из задач Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» законодателем определено создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
11.07.1991 года нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», вступили в действие в следующем виде (до редакций):
«Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР…
Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз…
Статья 18. Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится...».
К спорным правоотношениям в части осуществления гражданских прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации – 21.11.1992 года применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».
В силу статьи 5 главы 1, «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1)) (действовавших и подлежавших применению судами с 03.08.1992 г. - времени вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» (ст.ст. 2, 3 Закона РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» от 13 июля 1990 г.) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ (в ред. от 30.12.2012 г.) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как независимо от времени утверждения плана приватизации не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Об этом свидетельствует не только сущность, но и форма внесенных впоследствии в Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» изменений.
Законом РФ от 23.12.1992 N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в нормы указанного закона внесены изменения, в частности: статья 2 после слов "жилищного фонда" дополнена словами «, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд),»; статья 18 изложена в следующей редакции: «При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.».
Детальное уточнение объекта права граждан на приватизацию, произведенное законодателем 23.12.1992 г., полностью исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в целях защиты прав граждан от недобросовестных действий лиц, считающих допустимым лишить проживавших в общежитиях граждан права на приватизацию данного жилья.
Внесенные 23.12.1992 года изменения и дополнения являлись не основанием возникновения права проживающих в общежитиях граждан на приватизацию жилья в общежитиях, а очередным законодательным средством защиты этих прав от злоупотребляющих правом юридических лиц.
Таким образом, из смысла вышеназванных норм следует, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относится и спорное общежитие, являющееся до приватизации государственной собственностью, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность с правом граждан, занимающих данное жилое помещение, приобрести его в свою собственность в порядке приватизации.
В ходе производства по делу ответчик представил письменные возражения, согласно которым: право собственности за истцом может быть признано только после оспаривания решений органов государственной власти, на основании которых ОАО (Наименование1) стал собственником объекта недвижимости в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, и применения последствий недействительности ничтожной сделки приватизации путем погашения соответствующей записи в (Госорган3) по <адрес>; истец не оспаривает документы-основания и о применении последствий недействительности ничтожной сделки не заявляет, что исключает возможность удовлетворения исковых требований (л.д. 23).
Доводы ответчика являются несостоятельными, так как Гражданский кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ не предусматривают совершение указанных ответчиком процессуальных действий в качестве необходимого условия применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом; суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).
Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истец не была выселена, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что истец занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно справке (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) Михайлова И.И. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д. 15).
Занимаемая истцом комната (№) является изолированным жилым помещением общей площадью 17,2 кв.м., расположенным на 2 этаже в литере А, что подтверждается справкой (Госорган1) <адрес> (л.д. 13).
Михайлов И.Н. отказался от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу дочери (л.д. 45), что является его правом.
Право пользования истца спорной квартирой в судебном заседании не оспаривалось, правопритязаний на него не заявлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в обоснование требований представлена совокупность доказательств, соответствующих требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Ответчиком не опровергнута возможность передачи спорной квартиры в собственность истца в порядке приватизации.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью 4498,4 кв.м., Литер: А, (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), указания на комнату (№) площадью 17,2 кв.м. на 2 этаже Литер А.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Михайловой И. И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилое помещение (№) общей площадью 17,2 кв.м в доме <адрес> в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности ОАО «Центр кадровой и социальной работы» на общежитие по адресу: <адрес>, площадью 4498,4 кв.м., Литер: А, (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), указания на комнату (№) площадью 17,2 кв.м. на 2 этаже Литер А.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья Н.А.Малютина
Мотивированное решение
принято (ДД.ММ.ГГГГ).