Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-538/2015 (2-7757/2014;) ~ М-7552/2014 от 11.12.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19.01.2015 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Родивиловой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Иванове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-538/15 по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение – гараж площадью 33,9 кв.м. по адресу: адрес дата в Министерство имущественных отношений Самарской области заявителем было подано заявление о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 35 кв.м., расположенного под принадлежащим ему гаражом по адресу: адрес. Уведомлением от дата №... Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка по причине того, что из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поступила информация, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях иных категорий в квартале №... Самарского лесничества. Отказ в предоставлении земельного участка заявитель считает незаконным и необоснованным.

Просит признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка площадью 35 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя ФИО1ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что согласно информации министерства лесного хозяйства от дата №... земельный участок находится в границах лесов иных категорий в квартале №... Самарского лесничества. Факт наличия информации о нахождении участка в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, является достаточным основанием, обуславливающим невозможность предоставления земельного участка в собственность заявителя в силу императивного запрета, установленного действующим законодательством.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 указанного кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 91 Лесного кодекса, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2013 г. N 528.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником гаража, расположенного по адресу: адрес

дата ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением №... о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес

В соответствии с п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74, Министерством были направлены запросы для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке.

Из ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 16.06.2014 г. следует, что испрашиваемый земельный участок, относится к зоне предприятий и складов II – I классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 500 м) (ПК-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61, к территории общего пользования не принадлежит.

Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата видно, что испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале 15 Самарского лесничества. В соответствии с Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от дата по делу №... и Определением Арбитражного суда Самарской области от дата по делу №... лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством исключены в государственном лесном реестре, из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, по состоянию на дата и отражены как лесные участки на землях иных категорий. После вступления в силу Постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от дата по делу №... были также прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Городские леса в соответствии со статьями 23, 102 Лесного кодекса РФ, пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов, используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

Отнесение к черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков к земельным участкам общего пользования.

В границах муниципальных образований могут быть земли любых категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Ст. 2 Устава г.о. Самара устанавливает, что городской округ Самара является муниципальным образованием и находится на территории Самарской области, в соответствии с законом Самарской области «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области» испрашиваемый заявителем земельный участок находится на территории муниципального образования.

Таким образом, нахождение земель лесных участков на территории муниципального образования городского округа Самара не противоречит действующему законодательству.

Согласно ответа Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №... от дата на запрос суда, испрашиваемый ФИО1 земельный участок, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат Х и У в программу ГИС ИнГЕО, находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале 15 Самарского лесничества.

Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральным законом.

По смыслу вышеуказанных норм, общим правилом является общедоступность пользования лесом, за исключением особых случаев, в которых ограничение прав граждан на пользование лесом необходимо для обеспечения безопасности государства или особо охраняемых территорий.

Принимая во внимание положения ст.ст. 8, 27 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что установление частной собственности на участок земель лесного фонда необоснованно ограничивает права граждан на свободное пользование лесом. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает в качестве определяющих признаков, по которым земли относятся к той или иной категории - наличие или отсутствие на них растительности, в связи с чем наличие на испрашиваемом земельном участке гаража, находящегося в собственности заявителя, что, по его мнению, исключает наличие на испрашиваемом земельном участке растительности, не может являться основанием для отнесения испрашиваемого заявителем земельного участка к иной категории.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия министерства совершены в соответствии с законодательством, основаны на сведениях об имущественно-правовом режиме спорного земельного участка.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.р.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка (п.25). Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, ограничен в обороте и не может быть передан в собственность граждан, при этом права заявителя по владению и пользованию земельным участком не нарушаются.

На основании изложенного, суд считает заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 245-247 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.01.2015 г.

Судья (подпись) Е.О. Родивилова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2-538/2015 (2-7757/2014;) ~ М-7552/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лавицкий С.В.
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Родивилова Е. О.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
15.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2014Предварительное судебное заседание
11.12.2014Передача материалов судье
11.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2015Дело оформлено
24.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее