Решение по делу № 2-2122/2014 ~ М-1523/2014 от 15.04.2014

Дело№2-2122/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2014 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Емельяновой Л.В.

с участием прокурора Самухова С.И.

при секретаре Душевской К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Борисова А.Б. о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки Муниципального образования «Город Псков», утвержденных решением Псковской городской Думы №795 от 05 декабря 2013 года,

УСТАНОВИЛ:

Борисов А.Б. обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков», утвержденных решением Псковской городской Думы № 795 от 05 декабря 2013 года, недействующими.

Требования мотивированы тем, что решением Псковской городской Думы № 795 от 05 декабря 2013 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков». В соответствии с указанными Правилами установлены границы территориальных зон, которые противоречат требованиям Градостроительного кодекса РФ. 16 декабря 2013 года Борисов А.Б. обратился в ГК Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о выборе на территории города Пскова земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов строительства односемейных индивидуальных жилых домов по адресам: на четной стороне Дачного переулка на пересечении с улицей Я. Райниса, рядом с домом №66-А по ул. Советской Армии, на чётной стороне ул. Плехановский посад на пересечении с улицей Кузнецкой (напротив дома №3 по ул. Плехановский Посад). Письмом от 05.02.2014 года Комитет уведомил заявителя о том, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» испрашиваемые земельные участки на Дачном переулке и ул. Советской Армии располагаются в границах территориальных зон Р-2 (зона городских лесов) и Р-3 (зона рекреационных ландшафтов), земельный участок на ул. Плехановский посад накладывается на границы ранее сформированного земельного участка с КН 60:27:0020101:165. Заявитель указывает, что заявление о выделении указанных выше земельных участков было составлено с учетом зон, установленных Генеральным планом города Пскова. Полагает, что Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» в части установления границ территориальных зон Р-2,Р-3,Д-3 на четной стороне Дачного переулка, рядом с домами №66, 66-А по ул. Советской Армии и на четной стороне ул. Плехановский посад от ул. Искры до ул. Кузнецкой соответственно противоречат градостроительному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В этой связи Борисов А.Б. просил суд признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков», утвержденные решением Псковской городской Думы от 05 декабря 2013 года №795, в части перезонирования земель на четной стороне Дачного переулка, рядом с домами №66, 66-А по ул. Советской Армии и на четной стороне ул. Плехановский посад от ул. Искры до ул. Кузнецкой из территориальной зоны усадебной или сблокированной односемейной индивидуальной застройки в нежилые территориальные зоны Р-2, Р-3 и Д-3.

В судебном заседании заявитель Борисов А.Б. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Псковской городской Думы Веремеенко Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что установление территориальных зон Р-2, Р-3, Д-3 в отношении испрашиваемых Борисовым А.Б. земельных участков не нарушают права ИП Борисова А.Б. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявитель не является собственником данных земельных участков и не владеет этими участками на каком-либо ином праве, и не владел на момент вступления Правил в силу. Полагает, что несостоятельны доводы заявителя в части противоречий по установлению территориальной зоны Р-2 (зона городских лесов) в отношении земельного участка на четной стороне Дачного переулка. Установление территориальной зоны Р-2 для данного земельного участка было обусловлено нахождением его на территории городских лесов, и с учетом п.11 ст. 35 ГрК РФ, допускающей включение в состав зон рекреационного назначения зоны в границах территорий, занятых городскими лесами.

Указала, что установление территориальной зоны Р-3 (зона зеленых насаждений общего пользования) в отношении земельного участка рядом с домами №66,66-А по ул. Советской Армии, не противоречит Генеральному плану, т.к. в Генеральном плане для данного земельного участка не установлена какая-либо функциональная зона. Также установление данной территориальной зоны не противоречит п. 9.6 и п. 9.25 Свода правил 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» которые регламентируют, какие размеры земельных участков следует принимать для размещения зон массового отдыха. Градостроительным регламентом Правил предусмотрен более широкий перечень разрешенных видом использования для зоны Р-3, среди которых есть и иные виды использования, кроме использования таких территорий для размещения зон массового отдыха, и на такие виды использования не распространяются вышеназванные ограничения по размерам земельных участков.

Относительно требований заявителя о признании ст. 5 Правил «Карта градостроительного зонирования» недействующей и противоречащей Генеральному плану в части установления территориальной зоны Д-3 (зона обслуживающих и деловых объектов) в отношении земельного участка с четной стороны ул. Плехановский посад от ул. Искры до ул. Кузнецкой г. Пскова, пояснила, что исходя из положений ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Для земельного участка с КН 60:27:0020101:165 в Правилах установлена территориальная зона Д3 (зона обслуживающих и деловых объектов). Объекты делового назначения и жилые дома предусмотрены в Правилах в градостроительном регламенте и территориальной зоны Ж4, и территориальной зоны Д3. Кроме того, в предоставлении указанного земельного участка Борисову А.Б. было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок накладывается на границы земельного участка с КН 60:27:0020101:165, ранее сформированного и постановленного на кадастровый учет, и формирование его невозможно.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц – Администрации города Пскова и Управления по градостроительной деятельности Администрации города Пскова Егорова И.А. возражала против заявленных требований. Поддержав позицию представителя Псковской городской Думы и доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации Псковской области Гатилова С.Ю. вопрос по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя ИП Борисова А.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований предусмотрен нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с п. 15 ст. 23 Устава муниципального образования "Город Псков" к полномочиям городской Думы относятся утверждение генерального плана развития города Пскова, проектов планов и программ развития городского округа, правил землепользования и застройки.

В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В части 3 этой же статьи установлено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (части 4 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. В сообщении указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы организации работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (части 9 - 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, с приложением протоколов публичных слушаний и заключений о результатах публичных слушаний, должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Пскова от 05.06.2009 года №938 утвержден порядок деятельности комиссии по землепользованию и застройке города Пскова (л.д. 49-52, 53).

Постановление Главы города Пскова от 25.04.2013 года №104 «О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» было опубликовано в газете «Псковские Новости» от 26.04.2013 года №30 и размещено на официальном сайте муниципального образования «Город Псков».

Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки города Пскова проведены 25 июня 2013 года, что подтверждается выпиской из протокола (л.д.55-63).

Решением Псковской городской Думы №795 от 05.12.2013 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» (л.д. 64).

Оценивая представленные в суд доказательства, с учетом указанных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Обязательный порядок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления соблюден.

В части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно части 11 названной статьи в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Парки, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц) согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Постановление Российской Федерации от 30.07.2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" принято в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", согласно которой Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеры Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О землеустройстве" объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территориальных зон.

Согласно пункту 27 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства на плане границ объекта землеустройства отображаются: границы объекта землеустройства (характерные точки и части границ); установленные границы административно-территориальных образований; границы природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ объекта землеустройства определено через местоположение указанных объектов); границы и кадастровые номера земельных участков (если местоположение объекта землеустройства определено через местоположение границ указанных земельных участков); необходимые обозначения; используемые условные знаки; масштаб.

Из материалов дела следует, что 16 декабря 2013 года заявитель обратился в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов строительства односемейных индивидуальных жилых домов, с указанием предполагаемых мест размещения объектов: г. Псков, четная сторона Дачного переулка на пересечении с улицей Я. Райниса; г. Псков, рядом с домом 66-А по ул. Советской Армии; г. Псков, четная сторона ул. Плехановский посад на пересечении с улицей Кузнецкой (напротив дома №3 по ул. Плехановский посад). К заявлению был приложен картографический материал с обозначением местоположения испрашиваемых земельных участков (л.д. 11,12,13,14).

Из ответа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 27.12.2013 года №1/4/П-13436 установлено, что Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям на заявление ИП Борисова А.Б. от 16.12.2013 года о предоставлении в аренду земельных участков направлена информация в Администрацию города Пскова об указанных земельных участках для проведения работ по их формированию. Заявителю сообщено, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется посредством проведения торгов, в связи с чем выбор испрашиваемых земельных участков и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта невозможно (л.д. 16).

05.02.2014 года на имя ИП Борисова А.Б. Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям направлено сообщение о том, что земельный участок местоположением: г. Псков, четная сторона Дачного переулка на пересечении с ул. Я. Райниса, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Псков», утвержденным Решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 года №795, располагается в границах территориальной зоны Р-2 «Зона городских лесов». Запрашиваемый вид использования не соответствует разрешенным видам использования территориальной зоны Р-2, формирование участка невозможно. Земельный участок местоположением: г. Псков, четная сторона, ул. Плехановский посад на пересечении с ул. Кузнецкой (напротив дома №3 по ул. Плехановский посад) накладывается на границы земельного участка с КН 60:27:0020101:165, по адресу: г. Псков, ул. Плехановский посад, у дома №6, ранее сформированного и постановленного на учет Государственного кадастра недвижимости, формирование участка невозможно. Земельный участок местоположением: г. Псков, рядом с домом 66-А по ул. Советской Армии, согласно Правилам, располагается в границах территориальной зоны Р-3 «Зона рекреационных ландшафтов». Запрашиваемый вид использования не соответствует разрешенным видам использования территориальной зоны Р-3, формирование участка невозможно (л.д. 16).

Заявителем ставится вопрос о соответствии карты градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Псков", утвержденных решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 года №795 в части отнесения земельного участка на четной стороне Дачного переулка г. Пскова к территориальной зоне Р-2 (зона городских лесов); в отношении земельного участка рядом с домами №66,66-А по ул. Советской Армии к территориальной зоне Р-3 (зона зеленых насаждений общего пользования); в отношении земельного участка на четной стороне ул. Плехановский посад от ул. Искры до ул. Кузнецкой к территориальной зоне Д-3 (зона обслуживающих и деловых объектов); положениям Градостроительного кодекса РФ, Своду правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Генеральному плану муниципального образования «Город Псков», утвержденному Решением Псковской городской Думы от 19.02.2010 года №1125.

Как следует из материалов дела, при установлении градостроительного регламента территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок на четной стороне Дачного переулка г. Пскова, изложенные требования закона органом местного самоуправления были соблюдены.

В частности, на момент принятия и утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» было учтено, что данный земельный участок находится на территории городских лесов, что в силу положений норм лесного и земельного законодательства, не предусматривает возможности предоставления испрашиваемого земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

В лесопарковых зонах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

В силу ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок попадает в границы городского леса в урочище «Корытово», границы которого определены и установлены, вследствие чего размещение объектов капитального строительства не предусмотрено законом.

Согласно п. 13.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Псков" рекреационная зона Р-2 - "Зона городских лесов" предусматривает виды разрешенного использования, ограничение использования к охране, защите, воспроизводству городских лесов устанавливаются лесохозяйственным регламентом в соответствии с правовым режимом городских лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, установленных лесным законодательством. Условно разрешение виды использования объектов капитального строительства и земельных участков для зоны Р2 не устанавливаются. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны Р2 не устанавливаются.

Судом установлено, что в ходе публичных слушаний было представлено два заявления о необходимости отнесения данной территории к зоне городских лесов. Так, по данному вопросу поступило обращение от руководителя общественного движения «Свободный берег» Батова И.В. и жительницы города Пскова Костромы И.Е.

Из указанных обращений следует, что жители считают необходимым сохранение на испрашиваемой заявителем территории существующего лесного массива.

Статьей 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В статье 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, с учетом мнения населения Администрация муниципального образования «Город Псков» пришла к выводу о необходимости совершенствования порядка регулирования землепользования и застройки на соответствующей территории путем закрепления в границах городского леса в урочище «Корытово», статуса зоны природных рекреаций, что соответствует фактическому назначению и использованию этой территории.

В связи с этим было принято решение об отнесении данной зоны к рекреационной зоне Р-2 - "Зона городских лесов".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности решения органа местного самоуправления, связанного с отнесением спорного земельного участка к рекреационной зоне Р-2.

Также заявителем ставится вопрос о несоответствии Генеральному плану ст. 5 Правил в части установления территориальной зоны Р-3 (зона зеленых насаждений общего пользования) в отношении земельного участка рядом с домами №66, 66-А по ул. Советской Армии города Пскова.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Согласно ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу положений ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

Согласно Генеральному плану города Пскова испрашиваемый заявителем земельный участок относится к территории не вовлеченной в градостроительную деятельность, что не предусматривает строительство.

Правилами землепользования и застройки города Пскова, положения которых, оспариваются заявителем, спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-3 – зоне зеленых насаждений общего пользования.

Так, пунктом 13.3 Правил землепользования и застройки города Пскова установлено, что видами разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков для зоны Р-3 являются: парки, скверы, бульвары, сады, набережные, объекты для аттракционов и игр, летние театры и эстрады, танцплощадки, дискотеки, объекты организаций общественного питания, отделения, участковые пункты полиции, пляжи, спасательные станции, парки, автостоянки. Условным разрешенными видами являются: гостиницы, открытые и закрытые спортивные сооружения, культовые объекты, площадки для выгула собак.

Принимая решение об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне рекреационного назначения, орган местного самоуправления правомерно учитывал и другие требования действующего законодательства.

В частности, в соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Как подтверждается материалами дела, при подготовке и утверждении Правил землепользовании и застройки органом местного самоуправления учитывалось, в том числе и фактическое использование земельного участка, на территории которого находятся зеленые насаждения, которые выполняют функцию по защите жилого массива от расположенной рядом с ним территориальной зоны К-2 (зона коммунально-складских предприятий IV и V классов опасности), для которой предусмотрена санитарно-защитная зона 100 и 50 метров.

Доводы заявителя о том, что в карте градостроительного зонирования, внесенной на публичные слушания, спорный земельный участок находился в территориальной зоне Ж4 (зона индивидуальной жилой застройки усадебного типа) и установление в Правилах территориальной зоны Р-3, противоречат положениям ст. 31 ГрК РФ, суд отклоняет.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 38 Устава муниципального образования «Город Псков» правотворческая инициатива принадлежит депутатам городской Думы, комитетам и комиссиям городской Думы, главе города, главе Администрации города, председателю Контрольно-счетной палаты, избирательной комиссии муниципального образования "Город Псков", прокурору города Пскова, депутатам областного Собрания депутатов, губернатору Псковской области, органам территориального общественного самоуправления, а также гражданам в соответствии со статьей 13 Устава муниципального образования "Город Псков", если иное не предусмотрено отдельными нормами Устава муниципального образования "Город Псков".

В силу ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 31 ГрК РФ после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, запрещающих органам местного самоуправления вносить изменения в правила землепользования и застройки в части закрепления за той или иной территорией статуса территории общего пользования при наличии заявлений о проведении выбора земельного участка на данных территориях. Запрет на внесение изменений в правила землепользования и застройки, в случае если с проектом изменений не согласны население городского округа или отдельно взятый гражданин, действующее законодательство также не содержит.

Следовательно, оспариваемое положение Правил принято полномочным представительным органом муниципального образования город Псков - Псковской городской Думой, в пределах компетенции в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Как следует из материалов дела земельный участок (на четной стороне ул. Плехановский посад от ул. Искры до ул. Кузнецкой) с КН 60:27:0020101:165, согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» расположен в территориальной зоне Д3. Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» к основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж4 и территориальной зоны Д3, отнесены в том числе объекты делового назначения и жилые дома, что соответствует градостроительным регламентам и назначению данной зоны.

При рассмотрении вопроса об оспаривании Правил в части несоответствия территориальной зоны Д-3 Генеральному плану, суд считает необходимым отметить, что Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям заявителю было отказано в предоставлении спорного земельного участка вследствие того, что испрашиваемый земельный участок накладывается на границы земельного участка с КН 60:27:0020101:165, ранее сформированного и постановленного на кадастровый учет, вследствие чего формирование земельного участка невозможно.

Для признания нормативного правового акта недействующим необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.

Вместе с тем, из материалов дела судом установлено, что основанием для оспаривания Правил землепользовании и застройки муниципального образования "Город Псков" послужил отказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношении в формировании испрашиваемых ИП Борисовым А.Б. земельных участков с целью осуществления строительства.

Выражение намерения осуществить застройку на испрашиваемом земельном участке, который заявителю не принадлежит на каком-либо праве, и с учетом необходимости соблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной ст.30.1 ЗК РФ, указывает на то, что оспариваемый заявителем нормативный акт не может нарушать его права и законные интересы.

При этом, для осуществления экономической деятельности по строительству индивидуальных жилых домов в оспариваемых Правилах предусмотрены земельные участки, расположенные в территориальных зонах Ж-4 и Ж-3.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Борисова А.Б. - оставить без удовлетворения.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ***2014 года.

Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

Решение обжаловано в апелляционном порядке.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.

2-2122/2014 ~ М-1523/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самухов С.И.
Борисов Александр Борисович
Другие
Администрация Псковской области
Управление по градостроительной деятельности Адм. г.Пскова
Администрация г.Пскова
Псковская городская Дума
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Лукьянова Людмила Викторовна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
15.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2014Передача материалов судье
20.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2014Предварительное судебное заседание
21.05.2014Предварительное судебное заседание
29.05.2014Предварительное судебное заседание
06.06.2014Судебное заседание
16.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее