Судья Фомина Т.А. дело №33-8210/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Гулиной Е.М., Новикова А.В.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 25 января 2017 года по делу по иску Л.Е.С. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной матери, обязании выдать удостоверение многодетной матери,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения Б.Г.В.- представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Л.Е.С. обратилась в суд с иском к Каширскому управлению социальной защиты населения о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной матери, обязании ответчика выдать удостоверение многодетной матери.
В обоснование требований указала, что является многодетной матерью, проживает с детьми по адресу: <данные изъяты>. Ответчик незаконно отказал в выдаче удостоверения многодетной матери, ссылаясь на то, что её дочь Л.К.П., <данные изъяты> г.р., зарегистрирована по месту жительства отца в г. Москве.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Каширского городского суда Московской области от 25.01.2017г. исковые требования удовлетворены. Отказ Каширского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в выдаче истице удостоверения многодетной матери признан незаконным. Семья в составе: матери Л.Е.С. и детей: Л.К.П., <данные изъяты> г.р., Л.И.Д., <данные изъяты> г.р., М.М.Д., <данные изъяты> г.р., признана многодетной семьей. На Каширское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области возложена обязанность выдать Л.Е.С. удостоверение многодетной матери.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 4.08.2015 г. № 642/29, Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Каширское управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, которое к участию в деле в качестве ответчика не привлекалось. Вместе с тем судебным решением возложена обязанность совершения определенных действий на Каширское управление социальной защиты населения, которое согласно ч.2 ст.55 ГК РФ юридическим лицом не является, не может в суде выступать в качестве ответчика и на него не может быть возложена судебным решением какая-либо обязанность.
В связи с наличием оснований, предусмотренных п.4 ч.4, ч.5 ст.330 ГПК РФ, определением от 20.02.2016 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекла Министерство социального развития Московской области в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу.
Истица в заседание судебной коллегии не явилась, её ходатайство об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения.
Представитель Министерства социального развития Московской области в заседании судебной коллегии иск не признала.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и подтверждено свидетельствами о рождении, что Л.Е.С. является матерью троих детей: Л.И.Д. <данные изъяты> г.р., Л.К.П., <данные изъяты> г.р., М.М.Д., <данные изъяты> г.р.
Истица совместно с тремя детьми проживает по адресу: <данные изъяты>.
Осенью 2016 года истица обратилась в Каширское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери, представив необходимые документы.
В выдаче удостоверения многодетной матери истице отказано со ссылкой на то, что ее дочь Л.К.П. имеет регистрацию по месту жительства в городе Москве по адресу: <данные изъяты>.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее Закон Московской области №1/2006-ОЗ).
Согласно Закону Московской области N 1/2006-03 меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области, на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
Согласно ст. 2 Закона многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке ( одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними ( в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Постановлением Правительства Московской области от №178/7 от 11.03.2016 г. утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
На основании п. 5 удостоверение не выдается в случае представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений ГК РФ и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" судом обоснованно принято во внимание, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Истица Л.Е.С. состоит в зарегистрированном браке с М.Д.Н. и от брака имеют дочь М.М.Д., <данные изъяты> г.р., которая зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>. Дочь Л.Е.С. от первого брака: Л.И.Д., <данные изъяты> г.р., зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>. Дочь истицы от второго брака: Л.К.П., <данные изъяты> г.р., зарегистрирована по месту жительства отца Л.П.Ю.: <данные изъяты>. Брак между Л.П.Ю. и Л.Е.С. расторгнут по решению мирового судьи судебного участка №203 района Крылатское г. Москвы от 06.09.2012г.
Место жительства несовершеннолетней Л.К.П. определено по месту жительства матери Л.Е.С., что подтверждено письменным согласием Л.П.Ю.., удостоверенным нотариальным способом (л.д.19).
Л.К.П. с рождения наблюдается в детской поликлинике №1 МБУ «Каширская ЦРБ», обучается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» в г.Кашира Московской области, что подтверждено письменными доказательствами (л.д.21-23).
Поскольку истица состоит в зарегистрированном браке и имеет троих несовершеннолетних детей, которые проживают с ней совместно, то она имеет право на присвоение ей статуса многодетной матери. Её право на получение удостоверения многодетной матери должно быть реализовано субъектом Российской Федерации по месту фактического проживания Министерством социальной защиты населения Московской области.
Доводы ответчика о том, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения по кругу лиц получателя мер социальной поддержки, поскольку они устанавливаются законодательством субъекта и реализуются исключительно за счет его средств, судебная коллегия находит необоснованными.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Судебная коллегия проверяет законность решения ответчика об отказе истице в выдаче удостоверения многодетной матери на момент его принятия 10.11.2016 г. Доводы представителя ответчика о том, что старшей дочери Л.Е.С.- Л.И.Д. 27 мая 2017 г. исполняется 18 лет, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку на момент принятия ответчиком решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной матери и на момент принятия судебной коллегией настоящего решения Л.И.Д. является несовершеннолетним лицом. Кроме того, как пояснил представитель ответчика, в настоящее время от истицы приняты документы, включая документы о рождении у нее четвертого ребенка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит иск Л.Е.С. подлежащим удовлетворению.
Поскольку принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является согласно подп.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, постановленное решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каширского городского суда Московской области от 25 января 2017 года отменить, принять новое решение.
Иск Л.Е.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Каширского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 10.11.2016 г. в присвоении семье Л.Е.С. статуса многодетной семьи.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Л.Е.С. удостоверение многодетной семьи.
Председательствующий
Судьи