Дело № 2а-3355/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2020 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Богомолова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Холназаровой Р.Б.,
с участием административного истца Гурьянова Д.В., представителей административного ответчика Законодательного Собрания Ульяновской области Стерлядева Э.В. и Фазылзяновой А.М., представителя административного ответчика Избирательной комиссии Ульяновской области Гусева И.В., представителя заинтересованного лица Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Евстигнеева Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гурьянова Д.В. к Законодательному Собранию Ульяновской области, Избирательной комиссии Ульяновской области о признании решений и постановления незаконными и возложении обязанности восстановить в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва,
установил:
Гурьянов Д.В. обратился в суд с административным иском к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании решений и постановления незаконными и возложении обязанности восстановить в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области 6 созыва.
В обоснование административного иска указано, что на основании Постановления Избирательной Комиссии Ульяновской области от 04.10.2018 № 62/409-6 административный истец был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.
Во исполнение Закона Ульяновской области от 29.02.2012 № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» Гурьянов Д.В. 27 марта 2019 года представил в комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, сведения за отчётный период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и своих несовершеннолетних детей.
Указанные сведения в отношении своей супруги ФИО8 Гурьянов Д.В. представить не смог, так как фактически брачные отношения были полностью прекращены в сентябре 2018 г.
При этом 24.12.2018 Мировым судьей судебного участка №7 Засвияжского судебного района г. Ульяновска по заявлению ФИО8 был вынесен судебный приказ о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Решением Мирового судьи судебного участка №7 Засвияжского судебного района г. Ульяновска брак между Гурьяновым Д.В. и ФИО8 был расторгнут.
После этого 05.03.2019 ФИО8 подала исковое заявление об изменении размера и порядка уплаты алиментов.
Таким образом, учитывая расторжение брака и, отсутствие супруги на момент предоставления сведений о доходах, то есть на 27.03.2019, административный истец предоставил сведения о себе и своих несовершеннолетних детях.
При этом 27.03.2019 Гурьяновым Д.В. было направлено заявление о невозможности представления сведений на бывшую супругу.
Рассмотрев указанное заявление, комиссия Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, приняла решение от 04.04.2019 о том, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений комиссии.
За основу для вынесения такого решения Комиссии послужило заявление ФИО8 от 02.04.2019 о том, что Гурьянов Д.В. к ней по вопросу предоставлений сведений о доходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера на неё и несовершеннолетних детей не обращался.
Данное заявление бывшей супруги административный истец расценивает как своего рода месть с её стороны, и к данному заявлению, считает, надо было относиться критически.
Все необходимые пояснения по семейному положению, а также переписка, подтверждающая факт неприязненных отношений с бывшей супругой, были представлены и озвучены на заседании Комиссии, но Комиссия демонстративно отказалась их изучать и анализировать. По мнению административного истца, в данной ситуации сказалось желание политических оппонентов свести с ним счёты за активную позицию по выявлению нарушений закона со стороны чиновников.
Решением Мандатной комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.04.2019 принят проект Постановления Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Гурьянова Д.В.».
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.04.2019 № 289/126 полномочия депутата Гурьянова Д.В. прекращены.
Просил признать решения комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, и решения Мандатной комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области, постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Гурьянова Д.В.» незаконными и обязать административных ответчиков восстановить Гурьянова Д.В. в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области 6 созыва.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Избирательная комиссия Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Алексеев Д.В.
В судебном заседании административный истец Гурьянов Д.В. требования и доводы административного искового заявления поддержал. Также указал, что сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей бывшей супруги представить не смог, ввиду неприязненных отношений с ней. Его бывшая супруга ФИО8 отказала ему в предоставлении указанных сведений. При этом пояснил, что иных причин, кроме неприязненных отношений с бывшей супругой и ее отказа в представлении ему необходимых сведений, препятствующих предоставлению сведении о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не имелось.
Представители административного ответчика Законодательного Собрания Ульяновской области в судебном заседании требования административного иска не признали, в письменных возражениях указали, что факт не представления супругой депутата сведений о своих доходах и имуществе, чем бы это не было обусловлено, сам по себе не может служить основанием для освобождения депутата от обязанности соблюдения требований законодательства по представлению указанных сведений. Иное толкование предоставляло бы возможность нарушителю антикоррупционного законодательства безосновательно ссылаться на факт не получения им необходимых сведений от своего(ей) супруга(и) во всех возможных случаях. Поскольку заседание Комиссии проводилось 04.04.2019, то есть уже после истечения срока подачи сведений о доходах, что явилось следствием достаточно поздней подачи административным истцом заявления от 27.03.2019, принятие решения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 части 11 статьи 4 закона №22-ЗО с представлением административному истцу времени для исправления создавшейся ситуации, исключалось. Считают, что при должной осмотрительности и добросовестном ответственном подходе к исполнению своей прямой обязанности, административный истец имел возможность направить заявление о невозможности по объективным причинам предоставить сведения об имуществе и доходах супруги и несовершеннолетних детей много раньше, по сути, с начала года и постараться исправить создавшееся положение. Полагают, что административный истец неверно трактовал нормы материального права и, по сути, устранился от принятия необходимых и возможных мер по получению сведений о доходах и имуществе своей бывшей супруги. Административный истец с января по март 2019 года не запросил указанные сведения непосредственно от своей бывшей супруги, имея возможность сделать это как в устной, так и в письменной форме, доказательств обратного не представлено.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ульяновской области в судебном заседании требования административного искового заявления не признал, указав, что оспариваемые решения приняты законно и обоснованно.
Представитель заинтересованного лица – Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебном заседании с требованиями и доводами административного искового заявления согласился.
Заинтересованное лицо Алексеев Д.В. в судебном заседании не участвовал, извещался о дне и времени судебного разбирательства.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 2 постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 04.10.2018 № 62/409-6 «О передаче вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва зарегистрированным кандидатам из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва зарегистрирован Гурьянов Д.В.
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.04.2019 № 289/12-6 досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва Гурьянова Д.В. в связи с установленным комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области и Мандатной комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области (далее – Мандатная комиссия) факта не предоставления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей бывшей супруги.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, государственные гарантии ее осуществления регламентированы Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Закона № 184-ФЗ перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Такой перечень в настоящее время утвержден Указом Президента РФ от 04.12.2009 № 1381.
В соответствии с п. 6 указанного Перечня депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится к числу государственных должностей субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Закона № 184-ФЗ на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Так, согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1), а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3).
Как установлено пунктом 3 названного Положения, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными служащими, замещающими должности государственной службы, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
Аналогичная обязанность закреплена в ч. 3.1 ст. 12 Закона № 184-ФЗ, в соответствии с которой депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
На региональном уровне данная обязанность установлена статьей 9 Закона Ульяновской области от 07.10.2002 № 045-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области» (далее – Закон № 045-ЗО) и в статье 1 Закона Ульяновской области от 29.02.2012 № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» (далее – Закон № 22-ЗО).
При этом согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 22-ЗО, в случае непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей в связи с расторжением брака, проживанием несовершеннолетних детей с бывшей супругой (бывшим супругом) и иными подобными объективными обстоятельствами соответствующие факты на основе заявления депутата, подаваемого в комиссию не позднее окончания срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, подлежат рассмотрению комиссией.
Основанием для проведения заседания комиссии является решение председателя комиссии, принятое на основании поступившего в комиссию заявления депутата о невозможности предоставления указанных сведений в отношении супруга (супруги), брак с которым расторгнут (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 22-ЗО).
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих от общего числа членов комиссии (ч. 5).
Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами (ч. 6).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона №22-ЗО в случае, предусмотренном пунктом 4 части 2 настоящей статьи: а) о том, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной; б) о том, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. При этом комиссия рекомендует депутату принять меры по представлению указанных сведений; в) о том, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений.
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 23.01.2019 № 1/8-6 создана Комиссия Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области (далее – Комиссия).
27 марта 2019 г. в Комиссию поступило заявление депутата Гурьянова Д.В. о невозможности предоставления им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера бывшей супруги ФИО8 в связи с расторжением брака 05 марта 2019 г. и отказом супруги представить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указанное заявление было рассмотрено на заседании Комиссии 04.04.2019.
Решением Комиссии установлено, что причины непредставления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги необъективны и являются способом уклонения от представления указанных сведений (протокол от 04.04.2019 № 1). За принятие решения проголосовали 6 членов из 6 присутствующих.
Указанное решение направлено в мандатную комиссию Законодательного Собрания для принятия соответствующего решения в пределах своих полномочий, а также в кадровую службу аппарата Законодательного Собрания для обеспечения опубликования решения Комиссии в официальном печатном издании Законодательного Собрания и размещения его на официальном сайте Законодательного Собрания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что необходимый кворум для принятия указанного решения Комиссии имелся, принятое решение соответствует полномочиям Комиссии, установленным пп. «в» п. 4 ч. 11 ст. 4 и п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона № 22-ЗО.
При этом как следует из материалов дела, в целях объективного и всестороннего рассмотрения заявления Гурьянова Д.В. Комиссией на заседание была приглашена бывшая супруга административного истца – ФИО8
ФИО8 на заседание Комиссии не явилась, однако предоставила в Комиссию заявление, в котором, в частности, указала, что её бывший супруг Гурьянов Д.В. по вопросу получения от неё сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 г. к ней не обращался.
Допрошенная ранее в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела в качестве свидетеля ФИО8 подтвердила, что Гурьянов Д.В. к ней не обращался по вопросу предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также указала на отсутствие неприязненных отношений.
Свидетель был судом предупрежден об уголовной ответственности, в том числе за дачу заведомо ложных показаний, в материалы дела не представлено допустимых доказательств, позволяющих усомниться в правдивости его показаний.
В свою очередь, Гурьяновым Д.В. ни на заседании Комиссии, ни в ходе рассмотрения настоящего административного дела в суде не предоставил относимых и допустимых доказательство того, что им предпринимались достаточные меры к истребованию у ФИО8 указанных сведений.
Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
К механизмам реализации указанных принципов противодействия коррупции указанный закон в ч. 4 ст. 12.1 относит, в числе прочего, обязанность лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанные сведения в отношении своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Сам по себе факт непредставления или несвоевременного представления сведений уже является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, поскольку наступление такого последствия прямо предусмотрено и установлено законодателем.
Принимая на себя обязанности депутата, приобретая статус лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, лицо, тем самым, приобретает не только права, но и принимает на себя обязанности. В том числе у депутата возникают и формальные обязанности, само несоблюдение которых, учитывая повышенные требования к депутату, не может быть оправдано чем-либо, а должно, по замыслу законодателя, влечь наступление неблагоприятных последствий для такого лица в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.
При этом, предвидя возникновение на практике возможных ситуаций, при которых лица, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, по объективным причинам не могут предоставить указанные сведения в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей, предусмотрел особый механизм разрешения таких ситуаций.
Следовательно, юридически значимым в таких ситуациях является то обстоятельство, может ли такое лицо предоставить указанные сведения или нет, и являются ли причины их не предоставления объективными.
Само по себе расторжение брака с бывшим супругом (супругой) либо раздельное проживание с несовершеннолетними детьми не свидетельствуют о невозможности предоставления указанных сведений в отношении данных лиц.
Иное толкование закона могло бы привести к преднамеренному уклонению лиц, обладающих специальным статусом, от возложенных на них обязанностей и ограничений.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Гурьянов Д.В. указывает, что предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ему помешали неприязненные отношения с ней.
Между тем, имеющиеся между Гурьяновым Д.В. и ФИО8 судебные разбирательства относительно расторжения брака, а также порядка и размера уплаты административным истцом алиментов на содержание несовершеннолетних детей, не свидетельствуют о том, что Гурьянов Д.В. был лишен возможности получить у своей бывшей супруги указанные сведения.
В частности, Гурьяновым Д.В. не представлено каких-либо доказательств того, что им принимались меры к получению у бывшей супруги необходимых сведений, что в сложившейся ситуации представляется необходимым и обязательным условием исполнения возложенной на него обязанности.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 года отменены ранее состоявшиеся по настоящему делу судебные постановления, а именно решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года.
Отменяя указанные судебные постановления, суд кассационной инстанции указал, что доводам административного истца о невозможности представления названных сведений в отношении бывшей супруги в связи со сложившимися неприязненными отношениями оценка судебными инстанциями не дана. Отсутствие факта истребования Гурьяновым Д.В. у ФИО8 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нельзя расценивать в отрыве от иных, имеющих значение для дела, обстоятельств, в том числе реальной возможности представить такие сведения в установленный законом срок после возникновения обстоятельств, препятствующих этому. Таким образом, фактически вопрос наличия обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, остался невыясненным.
В ходе настоящего судебного разбирательства судом проверены данные обстоятельства.
Судом установлено, что административный истец не обращался к бывшей супруге с просьбой представить необходимые сведения (допустимых и относимых доказательств обратного административным истцом не представлено), что в принципе исключало перспективу их представления, так как сама ФИО8 не является лицом в силу закона обязанным представлять такие сведения, и данная инициатива должна была исходить именно от Гурьянова Д.В.
Анализ представленных доказательств, в частности заявления ФИО8 адресованного в Комиссию, ее показаний в качестве свидетеля позволяет суду сделать вывод о том, что обстоятельств, объективно препятствующих для исполнения административным истцом обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством, не имелось. И единственной причиной непредставления указанных сведений явилось то, что административный истец самоустранился от принятия достаточных мер к их получению.
Если даже предположить, что Гурьянов Д.В. устно обращался к бывшей супруге и получил отказ, зная о возложенных на него законом обязанностях, в том числе, об обязанности доказывания уважительности причин непредставления сведений, после получения такого отказа он мог принять меры по письменному истребованию данных сведений, однако, этого им сделано не было.
Действительно, закон не возлагает на депутата обязанность письменно истребовать необходимые сведения от бывшего(ей) супруга(и).
Однако, в силу закона данное лицо несет риск доказывания уважительности причин их непредставления, и в данной ситуации факт обращения к супруге с такой просьбой мог бы являться такой причиной, что могло бы быть подтверждено письменным обращением с приложением доказательств отправки данного обращения.
В данном случае, административный истец ограничился голословным заявлением о том, что он истребовал у супруги указанные сведения, а она ему отказала в их представлении, однако доказательств тому ни в Комиссию, ни в суд не представил.
При этом, административный истец имел достаточно времени для принятия данных мер за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, однако, вместо этого он ограничился подачей заявления в Комиссию, сделав это за несколько дней до предусмотренного законом срока представления сведений, что в свою очередь лишило Комиссию возможности принять решение, предусмотренное пп. «б» п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона №22-ЗО и рекомендовать ему принять меры по представлению указанных сведений.
Своими действиями (а фактически бездействием) Гурьянов Д.В. лишил Комиссию, обоснованно установившую, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является уважительной, возможности принять иное решение, кроме как предусмотренное пп. «в» п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона №22-ЗО.
На основании принятого Комиссией решения состоялось заседание Мандатной комиссии Законодательного собрания Ульяновской области (далее – Мандатная комиссия).
По результатам обсуждения Мандатная комиссия решила, что причины непредставления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги необъективны и являются способом уклонения от представления указанных сведений (протокол от 22.04.2019 № 13).
В соответствии с пп. «н» ч.1 ст. 4 Закона № 045-ЗО Мандатной комиссией был подготовлен проект постановления Законодательного Собрания «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Гурьянова Д.В.».
Процедура и кворум принятия указанного решения соблюдены.
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.04.2019 № 289/12-6 полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Гурьянова Д.В. прекращены с 23 апреля 2019 г. в связи с непредставлением им сведений, указанных в статье 9 Закона № 045-ЗО.
За принятие указанного постановления проголосовали 20 депутатов; против – 10.
Таким образом, процедура принятия Законодательным Собранием Ульяновской области решения о досрочном прекращении полномочий депутата Гурьянова Д.В. была проведена в соответствии с действующим законодательством.
В связи с изложенным, оснований для признания незаконными решения комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, и решения Мандатной комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области, постановления Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.04.2019 № 289/12-6 «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Гурьянова Д.В.» не имеется.
В удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Гурьянова Д.В. к Законодательному Собранию Ульяновской области, Избирательной комиссии Ульяновской области о признании решения комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, и решения Мандатной комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области, постановления Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.04.2019 № 289/12-6 «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Гурьянова Д.В.» незаконными и возложении обязанности восстановить Гурьянова Д.В. в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.