Дело № 2-4473/14-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Семериковой Т.А., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисициной С. И. о признании незаконным бездействия Карельской таможни по выдаче транспортного средства, возложении обязанности выдать транспортное средство, о признании незаконным отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации, признании незаконными требований об уплате таможенных пошлин, признании незаконным требования о предоставлении информации,
у с т а н о в и л :
Лисицина С.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Карельской таможни в возврате автомобиля А1, государственный регистрационный знак №, VIN: №, ключей от автомобиля, свидетельства о регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ., возложении на Карельскую таможню обязанности возвратить ей указанный автомобиль, ключи от автомобиля, свидетельства о регистрации, заявлены также требования о признании незаконным отказа Карельской таможни в регистрации пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными требований Карельской таможни об оплате таможенных пошлин, содержащихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконным требования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ. Лисицина С.И., являясь иностранным гражданином в нарушение п.3 ст. 358 ТК ТС и п.2 ст.11 Соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18.06.2010г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" передала своей матери - Каймулдиевой П.К. временно ввезённое на территорию РФ транспортное средство - автомобиль А1, рег. №, без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством таможенного союза. ДД.ММ.ГГГГ Петрозаводским городским судом было она была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей без конфискации предмета административного правонарушения. Штраф оплачен в полном объёме. Суд постановил о возврате изъятого транспортного средства - автомобиля А1, государственный регистрационный знак №, VIN: №, ключей от автомобиля, свидетельства о регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ. Лисициной С.И. Таким образом, судом определена обязанность Карельской таможни в виде возврата автомобиля иностранному лицу для его вывоза с таможенной территории РФ. ДД.ММ.ГГГГ. ей было направлено уведомление № о необходимости предоставления декларации на транспортное средство с уплатой необходимых таможенных пошлин.
ДД.ММ.ГГГГ. заявителем на МАПП <данные изъяты> Карельской подана таможенная декларация на обратный вывоз с таможенной территории транспортного средства, который находится на МАПП <данные изъяты> Карельской таможни в соответствии с протоколом изъятия по административному делу. В графе «Для служебных отметок» должностным лицом Карельской таможни сделана отметка «Отказано в регистрации в связи с не предъявлением декларируемого товара». .
ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. заявителю направлены требования «о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке» и «о направлении информации», в соответствии с которыми она обязана повторно предоставить пояснения по факту передачи транспортного средства иному лицу, принять меры к выпуску в свободное обращение транспортного средства и уплатить таможенные пошлины. Таким образом, Карельской таможней допущены: бездействие в возврате транспорта средства и действия по возложению на заявителя обязанностей по предоставлению пояснений по передаче транспортного средства иному лицу, по декларированию товара и уплате таможенных пошлин, отказано в регистрации декларации на обратный вывоз транспортного средства. Допущенное бездействие и совершенные действия являются незаконными. Все пояснения по факту передачи автомобиля иному лицу были предоставлены Карельской таможне в ходе производства по делу об административном правонарушении, повторное предъявление требования о предоставлении тех же сведений, не может быть основано на законе, требование об уплате таможенных пошлин не основано на законе. Указанный автомобиль не подлежит выпуску в свободное обращение на территории Российской Федерации, так как был ввезен на территорию Российской Федерации временно, зарегистрирован в иностранном государстве и передавался иному иностранному лицу, которые не могут являться декларантами. Требование об уплате таможенных пошлин фактически возлагает на заявителя дополнительную ответственность за совершенное правонарушение, тогда как постановлением суда на неё возложена ответственность в виде штрафа.
В судебное заседание Лисицина С.И., её представитель Каймулдиева П.К. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Карельской таможни Датская Е.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на п.4. ст. 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что назначение административного наказания не освобождает лицо от обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Пояснила, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. Уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами сопряжена с таможенным декларирование товаров. Пунктом 11 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010г. предусмотрены случаи освобождения физического лица от обязанности декларирования транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства, временно ввезенных на территорию таможенного союза: если в отношении таких транспортных средств наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктами 5 и 6 пункта 1 ст. 5 Соглашения (обращенные в собственность государства и уничтоженные (безвозвратно утраченные) в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения). Данный перечень случаев является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с приказом ФТС России от 20.07.2012 № 1471 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли» возврат изъятых товаров декларанту или иным лицам осуществляется исключительно после таможенного декларирования. В соответствии со статьей 7 Соглашения, а также статьей 354 ТК ТС в случае не совершения физическими лицами таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, либо невозможности их выпуска, указанные товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС. Согласно протоколу задержания товаров и документов на них от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежащее заявителю транспортное средство задержано. Принимая во внимание отсутствие на момент обращения Лисициной С.И. поданной декларации на транспортное средство и сведений об уплате таможенных пошлин, налогов, автомобиль возвращен не был. Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу закреплен в Инструкции, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 311, в соответствии с которой декларация не регистрируется таможенным органом в случае не предъявления декларируемых товаров. ДД.ММ.ГГГГ гр. Лисициной С.И. была подана пассажирская таможенная декларация на вывоз транспортного средства А1, при этом, в нарушение п. 4 Инструкции, декларируемый товар не был предъявлен таможенному органу. Вопросы принудительного взыскания таможенных платежей регулируется главой 18 Федерального закона № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации. Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности. Письма таможенного органа № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ не являются требованиями таможенного органа об уплате таможенных платежей, а направлялись заявителю с целью уведомления о предусмотренных законодательством действий с изъятыми товарами, письма не влекут за собой юридических последствий, предусмотренных главой 18, регулирующей порядок выставления и направления требований об уплате таможенных платежей, а также принудительного взыскания. До настоящего времени таможенным органом не произведены действия, предусмотренные ст. 150 Закона, в связи с чем права заявителя обжалуемыми письмами не нарушены. Выставлению требования об уплате таможенных платежей в обязательном порядке предшествуют проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки, при которой устанавливается факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, который фиксируется актом таможенного органа, производившего выпуск товара в установленные сроки. В соответствии с п. 12 ст. 110 ТК ТС таможенная проверка является формой таможенного контроля. Порядок проведения таможенных проверок регулируется главой 19 Закона № 311-ФЗ, главой 20 ТК ТС и Приказом ФТС № 1371 от 06.07.2012г. «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». В соответствии с п.5 приказа таможенная проверка проводится в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. С ДД.ММ.ГГГГ в отношении Лисициной СИ. начата камеральная таможенная проверка Карельской таможней. В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 134 ТК ТС при проведении таможенной проверки, должностные лица таможенных органов вправе требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также иную информацию, в том числе на электронных носителях, относящихся к проверяемым товарам. Проверяемое лицо в соответствии с ч.2 ст. 135 ТК ТС несет ряд обязанностей, в том числе предоставлять по требованию таможенного органа документы, независимо от того, на каких носителях они содержаться. Обязательность требований в части предоставления документов и информации относительно проверяемого товара подтверждается и содержанием ч.3 ст. 16.12 КоАП РФ, в соответствии с которой непредставление в установленные таможенным органом сроки документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет наложение административного штрафа. У Карельской таможни, как таможенного органа проводящего таможенную проверку, имелись все правовые основания для направления в адрес гр.Лисициной С.И. требования о предоставлении информации, содержащееся в исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, рассмотрев заявление, заслушав представителя Карельской таможни, исследовав доказательства по делу и материалы административного дела №, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Судом установлено, что постановлением судьи Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Лисицина С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.24 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. без конфискации предмета административного правонарушения - автомобиля А1. Постановление обжаловано не было.
К административной ответственности Лисицина С.И. была привлечена по тем основаниям, что являясь иностранным лицом, в нарушение п.3 ст.358 ТК ТС и п.2 ст.11 Соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18.06.2010г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" передала своей матери - Каймулдиевой П.К. временно ввезённое на территорию РФ транспортное средство - автомобиль А1, рег. №, без получения разрешения таможенного органа либо таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.
В ходе производства по административному делу автомобиль, ключи от него и свидетельство о регистрации транспортного средства были изъяты. При вынесении постановления судьей был разрешен вопрос о судьбе изъятого товара, товар (автомобиль, ключи от него и свидетельство о регистрации) подлежал возвращению Лисициной С.И.
На момент рассмотрения жалобы товар не был задекларирован, таможенные платежи не уплачены.
В соответствии с ч.4 ст.4.1 назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
ДД.ММ.ГГГГ. Лисициной С.И. на имя Каймулдиевой П.К. была выдана доверенность на право управления транспортным средством автомобиль А1.
Вышеуказанное транспортное средство было ввезено владельцем –Лисициной С.И. на территорию Российской Федерации из Финляндии ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Частью 3 ст. 358 ТК РФ предусмотрено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство было изъято у Каймулдиевой П.К., управлявшей автомобилем по доверенности, на таможенном посту МАПП <данные изъяты> при её выезде из Российской Федерации в <адрес>, возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.16.24 КоАП РФ в отношении Лисициной С.И.
В соответствии со статьей 11 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, принятого 18.06.2010г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые любым способом на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами, а также физическими лицами государств - членов Таможенного союза, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств -членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения.
Автомобиль являлся предметом административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ст. 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся предметом административного правонарушения, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим кодексом, подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда или таможенного органа о привлечении к административной или уголовной ответственности.
Транспортное средство было задержано на основании ст. 354 ТК ТС и протокола задержания от ДД.ММ.ГГГГ. Данные действия не обжалуются.
Анализ вышеприведенного законодательства и установленных фактических обстоятельств по делу, позволяет придти к выводу о том, что у Лисицыной С.И. имелась обязанность по истечении 30 дневного срока со дня вступления в силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ. задекларировать временно ввезенный автомобиль и уплатить таможенные платежи в установленном законом порядке.
Поскольку в рамках таможенного контроля было обнаружен факт нарушения условий об ограничении по пользованию и (или) распоряжению товаром (автомобилем), в отношении которого были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, в силу положений ст.168 Федерального закона от 27.11.2010г № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Ссылка заявителя на то, что постановлением суда Карельская таможня обязана возвратить автомобиль не свидетельствует о том, что заявитель освобожден от обязанности по уплате таможенных пошлин и соблюдению других требований таможенного законодательства.
Письма от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ. № носят разъяснительный, информационный характер и направление их заявителю не свидетельствует о нарушении каких-либо прав заявителя.
Поскольку в отношении ввезенного автомобиля проводится камеральная таможенная проверка, таможенный орган в силу положений ст. 99, 131, 134 ТК ТС вправе направлять требование проверяемому лицу о предоставлении сведений и документов отношении проверяемого товара, в связи с чем законных оснований для признания незаконным требования от ДД.ММ.ГГГГ. № не имеется.
Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о признании незаконным отказа Карельской таможни в регистрации пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Лисициной С.И. была подана пассажирская таможенная декларация на вывоз транспортного средства, в регистрации которой было отказано в связи с непредъявлением декларируемого товара.
Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу закреплен в Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 311.
Согласно п.4 Инструкции после заполнения декларации декларант подает ее уполномоченному лицу таможенного органа с одновременным предъявлением декларируемого товара и документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации.
Согласно п.п. 5 п.6 Инструкции декларация не регистрируется таможенным органом в случае не предъявления декларируемых товаров.
В соответствии с п. 7 Инструкции отказ в регистрации декларации оформляется путем внесения должностным лицом таможенного органа на оборотную сторону формуляра декларации записи: «Отказано в регистрации в связи с…», с указанием мотивированной причины отказа, даты и номерной печати должностного лица таможенного органа.
Должностным лицом Карельской таможни выполнены действия в соответствии с требованиями Инструкции, в связи с чем не могут быть признаны незаконными.
Поскольку по делу не установлено факта нарушений должностными лицами Карельской таможни требований действующего законодательства, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Лисициной С. И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.А. Семерикова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ