Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4789/2020 ~ М-5243/2020 от 09.11.2020

Дело №2-4789/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2020 г.      г. Ульяновск

    Ленинский районный суд города Ульяновска в составе судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Фахуртдиновой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой С.А к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Николаевой С.А., обратился в суд с указанным иском.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Николаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» с диагнозом: <данные изъяты>

Согласно назначениям врачей-специалистов истец нуждается в обеспечении лекарственными препаратами Ацетилсалициловая кислота, Бисопролол, Амлодипин, Верошпирон, Аторис, Кетостерил, Линаглиптин, Метформин.

Однако в текущем году ежемесячные рецепты на указанные препараты и изделия медицинского назначения, выписанные истцу в установленном порядке лечащим врачом, аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» не обеспечивались.

Так, не обеспечены рецепты на лекарственные препараты: кетаналоги аминокислот от 24.07.2020 серия 732013 № 27324, от 24.08.2020 серии 732013 № 30873, «Нитроглицерин» от 13.03.2020 серии 732013 № 10917, «Спиронолактон» от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.

В связи с этим истец вынужден был приобретать кетоаналоги аминокислот (торговое наименование – «Кетостерил») самостоятельно: 24.07.2020 на сумму 3097 руб., 02.08.2020 на сумму 2929 руб., 08.08.2020 на сумму 2938 руб., 15.08.2020 на сумму 3097 руб. Всего на приобретение льготных лекарственных препаратов в текущем году истцом затрачено 12 061 руб.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае если гражданин по состоянию здоровья и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой С.А. в возмещение средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, 12061 руб. 00 коп. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву С.А. лекарственными препаратами: кетоаналоги аминокислот от 24.08.2020 серии 732013 № 30873, «Нитроглицерин» от 13.03.2020 серии 732013 № 10917, «Спиронолактон» от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.

В судебном заседании помощник прокурора, истец исковые требования и доводы иска поддержали. При этом Николаева С.А. пояснила, что она была вынуждена приобрести медицинские препараты за счет личных средств, поскольку дожидаться их получения она не могла ввиду того, что они жизненно необходимы ей. Не отрицала, что по выписанному рецепту от 24.07.2020 медицинские препараты ею были получены.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал. В отзыве указал, что истец по рецепту от 24.07.2020 на кетоаналоги аминокислот был обслужен, в связи с чем приобретал лекарственные препараты по своему усмотрению. Предоставить лекарственные препараты по иным рецептам не предоставляется возможным ввиду истечения срока годности данных рецептов.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались. Представитель ГУ «Ульяновская государственная аптека» в отзыве указал, что лекарственные препараты отпускаются при наличии их поставки на склад учреждения. Истец лекарственным препаратом «Кетостерил» по рецепту от 24.07.2020 обеспечен.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.

В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Согласно п. 2.10. Положения осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.

В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Судом установлено, что Николаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., является инвалидом <данные изъяты>, наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» с диагнозом: <данные изъяты>

Лечащим врачом Николаевой С.А. были выписаны следующие рецепты: на кетаналоги аминокислот - от 24.07.2020 серия 732013 № 27324, от 24.08.2020 серии 732013 № 30873, на «Нитроглицерин» - от 13.03.2020 серии 732013 № 10917, на «Спиронолактон» - от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.

Указывая на тот факт, что по выписанному льготному рецепту от 24.07.2020 истец не был обеспечен необходимым лекарственным препаратом или был обеспечен несовременно, он был вынужден приобрести его за свой счет.

Так, истец указывает, что рецепт на кетаналоги аминокислот - от 24.07.2020 серия 732013 № 27324 обеспечен не был, в связи с чем был приобретен препарат «Кетостерил» самостоятельно: 24.07.2020 на сумму 3097 руб., 02.08.2020 на сумму 2929 руб., 08.08.2020 на сумму 2938 руб., 15.08.2020 на сумму 3097 руб. на сумму 1076 руб., что подтверждается товарными чеками.

Всего по расчету истца на приобретение льготного лекарственного препарата им затрачено 12061 руб. 00 коп.

Расходы на приобретение лекарственных препаратов, в силу положений ст. 15 ГК РФ, являются убытками истца и подлежат взысканию в его пользу с ответчика.

Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания их с ответчика.

Так, согласно материалам дела, что не отрицалось Николаевой С.А. и в судебном заседании, лекарственным препаратом «Кетостерил» в количестве 4 упаковок по льготному рецепту от 24.07.2020 серия 732013 № 27324 она была обеспечена 08.09.2020.

Взыскание денежных сумм с ответчика в данном случае приведет к неосновательному обогащению, поскольку от получения препаратов Николаевой С.А. не отказалась.

Те доводы стороны истца о том, что она не имела возможности ожидать получение лекарственных препаратов, не являются основанием для удовлетворения иска к Министерству здравоохранения Ульяновской области в этой части, поскольку рецепт от 24.07.2020 на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом был обеспечен ответчиком в том объёме, который был определен непосредственно лечащим врачом по медицинским показаниям.

Как следует из представленной суд выписки из Региональной медицинской информационной системы, на момент рассмотрения гражданского дела истец не обеспечен лекарственными препаратами - кетаналоги аминокислот по рецепту серии 732013 № 30873 от 24.08.2020, «Нитроглицерин» по рецепту серии 732013 № 10917 от 13.03.2020, «Спиронолактон» по рецепту серии 732013 № 21610 от 02.06.2020.

Таким образом, права Николаевой С.А. на льготное получение лекарственных препаратов грубо нарушены.

Следовательно, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить истца лекарственными препаратами - кетаналоги аминокислот №100 в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 30873 от 24.08.2020, «Нитроглицерин» 0,4 мг/доза/10 гр/180 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту серии 732013 № 10917 от 13.03.2020, «Спиронолактон» 25 мг №20 в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 21610 от 02.06.2020.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

    Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву С.А лекарственными препаратами - кетаналоги аминокислот №100 в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 30873 от 24.08.2020, «Нитроглицерин» 0,4 мг/доза/10 гр/180 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту серии 732013 № 10917 от 13.03.2020, «Спиронолактон» 25 мг №20 в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 21610 от 02.06.2020.

В остальной части требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой С.А к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 12061 руб. 00 коп. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н.Бахарева

2-4789/2020 ~ М-5243/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой Светланы Алексеевны
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновскойобласти
Другие
АО "Ульяновскфармация"
ГУ "Ульяновская государственная аптека"
ГУЗ "ЦК МС им.Егорова"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Бахарева Н. Н.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2020Передача материалов судье
10.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.01.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.01.2022Дело оформлено
24.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее