Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи ФИО10
При секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 13 марта 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, УФСИН ФИО2 по <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ с должности старшего инспектора отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН ФИО2 по <адрес>. На дату увольнения со службы имеет стаж службы в УИС более 20-ти лет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на семью составом четыре человека, включая истца, его супругу ФИО5, сыновей ФИО7 и ФИО8 Решением комиссии ФИО2, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пп. «и» п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, что истец считает незаконным, поскольку выписки из ЕГРИП на каждого члена семьи им были представлены. Истец просил признать незаконным отказ в постановке ему, с учетом членов семьи ФИО5, ФИО7 и ФИО7, на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, возложить на ответчиков обязанность поставить истца, с учетом состава семьи четыре человека, на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования.
Представитель ответчиков ФИО2 и УФСИН ФИО2 по <адрес> по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения иска по доводам аналогичным письменным возражениям, указывая также, что УФСИН ФИО2 по <адрес> в период правоотношений не являлся органом, уполномоченным на принятие решений, является ненадлежащим ответчиком.
Третьи лица ФИО5, ФИО7, ФИО8, извещавшиеся судом надлежаще, в судебном заседании не присутствовали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, что следует из части 1 статьи 1 данного закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 часть 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также, в установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ случаях, членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № утратил силу ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».
Согласно пункту 4 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов УИС и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах УИС, до вступления в силу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть - до ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваются комиссией ФИО2.
Комиссия ФИО2, в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принимает решение на основании заявления и представленных, в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, документов, по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, либо в отказе в постановке на учет.
Согласно подпункту «и» пункта 5 Правил к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Судом установлено, что истец ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ с должности старшего инспектора отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН ФИО2 по <адрес>, в звании майора внутренней службы. На дату увольнения со службы имеет стаж службы в УИС более 20-ти лет, что подтверждается письменными материалами дела, не оспаривалось стороной ответчиков.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на семью составом четыре человека, включая истца, его супругу ФИО5, сыновей ФИО7 и ФИО8
Решением комиссии ФИО2, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных подпунктом «и» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
При рассмотрении представленных документов комиссией ФИО2 установлено, что в отношении истца, а также, члена его семьи ФИО7, отсутствовали выписки о зарегистрированных правах на объекты недвижимости из ЕГРП по всем субъектам Российской Федерации, представлены только выписки о зарегистрированных правах на объекты недвижимости из ЕГРП по <адрес>, в связи с чем комиссия ФИО2 в ходе рассмотрения документов не могла установить факт нуждаемости семьи истца и проверить возможность ухудшения истцом и членами его семьи жилищных условий.
Предоставление документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, является обязательным условием при рассмотрении рапорта заявителя комиссией ФИО2.
Таким образом, истец не представил на рассмотрение комиссии ФИО2 документы, которые, в силу подпункта «и» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, являются обязательными, для проверки ответчиком обеспеченности истца и членов его семьи нормой жилой площади.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-17 по смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом, наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Суждение судебных инстанций об ином значении требований, содержащихся в Правилах, нельзя признать правомерным.
В связи с чем, доводы истца о том, что достаточность документов, представляемых с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, была предварительно проверена территориальной подкомиссией ФИО2, являются несостоятельными. Территориальная подкомиссия, в соответствии с действовавшим на период правоотношений ФИО2, осуществляла лишь функции по принятию документов для получения единовременной социальной выплаты, проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовке для направления во ФИО2 пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
Произвольное предоставление документов, либо их частей, которых, по мнению истца, являлись достаточными для принятия решения комиссией ФИО2, противоречат требованиям Правил.
В связи с чем, отсутствие указанных документов лишило комиссию ФИО2 возможности прийти к выводу о наличии оснований для отсутствии у истца и членов его семьи жилых помещений, либо обеспеченности ниже установленной нормы 15 кв.м на члена семьи, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Не являются обоснованными и доводы истца о праве ответчика запросить необходимые документы в порядке межведомственного взаимодействия, либо предложить истцу представить дополнительные документы, поскольку в силу требований приведенных выше норм законодательства, обязанность по предоставлению полного комплекта документов лежит именно на заявителе.
Поскольку действовавшим на дату правоотношений законодательством определен перечень необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов, несоблюдение истцом установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты создало препятствия комиссии в определении нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении, и явилось основанием для принятия комиссией решения об отказе в постановке сотрудника на такой учет.
Таким образом, решение комиссии ФИО2 об отказе ФИО1 в постановке на учет, в связи с непредставлением обязательных документов, является правомерным.
Учитывая изложенное, а также то, что УФСИН ФИО2 по <адрес> является ненадлежащим ответчиком, суд признает исковые требования ФИО1 необоснованными и отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искаФИО1 к ФИО2, УФСИН ФИО2 по <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
копия верна: судья ФИО11