РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2013 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Ляпаеве Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Козловой Л.В. о признании незаконными действий департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указала, что является собственницей земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, СДТ «Подлесное». Данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт за её счёт, он соответствует материалам межевания, каких-либо ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на запрос о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в котором указано, что часть принадлежащего ей земельного участка, расположена на территории общего пользования. При этом ей ранее не поступало каких-либо уведомлений или сообщений, которые указывали на изменение земельного участка, на изменении границ красных линий и на появление на её земельном участке территории общего пользования.
По её мнению, указание на нахождение части её земельного участка на территории общего пользования является необоснованным и противоречащим требованиям действующего законодательства.
В силу положений ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со ст.43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории.
Однако, в свидетельстве государственной регистрации права на земельный участок, существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы. В кадастровом паспорте земельного участка также отсутствуют указания на какие-либо ограничения в пользовании земельным участком.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. При этом любое лицо может пройти через земельный участок, если он не огорожен, либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, и это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Возведение в установленном градостроительным законодательством порядке на земельном участке здания исключает его общедоступность, которая является обязательным признаком.
Её участок огорожен забором, на нём имеются строения, что не указывает на его общедоступность.
Таким образом, на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, не могут располагаться территории общего пользования. Кроме того, департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара не указаны границы территории общего пользования.
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об отнесении к территории общего пользования части земельного участка и нанесении красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308003:528, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Подлесное» и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенные нарушения её прав и интересов путём произведения корректировки и вынесения красных линий за границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308003:528, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Подлесное».
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Козлова Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308003:528, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Подлесное».
Материалами дела подтверждается, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, соответствует материалам межевания, каких-либо ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ 63-A3 № и кадастровым паспортом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что свидетельство о праве собственности на земельный участок выдано Козловой Л.В. на основании свидетельства о праве собственности на землю серия РФ-II САМ 01-03-00 № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено также, что Козлова Л.В. обращалась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предоставлении ей сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по указанному участку.
ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на вышеуказанный запрос, в котором указано, что часть земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0308003:528, принадлежащего ей на праве собственности, расположена на территории общего пользования.
Установлено, что ранее заявителю не поступало каких-либо уведомлений или сообщений, которые указывали на изменение земельного участка, на изменении границ красных линий и на появление на данном земельном участке территории общего пользования.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды и т.д.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со ст.43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятых Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (РДС 30-201-98), предусмотрено, что красные линии подлежат обязательному отражению и учёту в земельном и градостроительном кадастрах.
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.5 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещённого с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой её частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. Красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000 после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топодосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.
В соответствии с пунктом 5.9 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ при расчёте геодезических координат красных линий необходимо учитывать опорную застройку и подземные коммуникации, материалы разбивки осей зданий, землеотводы.
Согласно требованиями Градостроительного кодекса РФ разработка, утверждение либо изменение красных линий осуществляются путём разработки проектов планировки соответствующих территорий.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учётом результатов публичных слушаний.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством изменение расположения красных линий на обозначенной территории может быть осуществлено исключительно путём разработки и утверждения проекта планировки территории.
Между тем, заинтересованное лицо не представило суду сведений о том, что в отношении вышеуказанной территории, осуществлялась разработка документации по планировке территории в соответствии с действующим Градостроительным кодексом РФ.
Судом установлено также, что земельный участок заявителя огорожен забором, на нём имеются строения, что исключает его общедоступность.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, не может являться территорией общего пользования, в связи с чем, информация, содержащаяся в системе обеспечения градостроительной деятельности о том, что часть земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0308003:528, принадлежащего заявителю на праве собственности, расположена на территории общего пользования, нарушает права заявителя, поскольку, создаёт для него препятствия в осуществлении прав и свобод, в связи с чем, заявленные требования, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что письмом о предоставлении сведений не могли быть нарушены права заявителя, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Из пояснений представителя заявителя следует, что её доверитель запрашивал соответствующую информацию, чтобы в будущем начать строительство на земельном участке. Между тем, исходя из сведений, представленных заинтересованным лицом, заявитель лишён указанной возможности, что является созданием ему препятствия для осуществления прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Козловой Л.В. – удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об отнесении к территории общего пользования части земельного участка и нанесении красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308003:528, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Подлесное» и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара произвести корректировку красных линий посредством вынесения их за границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308003:528, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Подлесное».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья