Дело №2-2414/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2010 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Мучкаевой Е.П.,
с участием в деле:
истца – Артемова Михаила Михайловича, его представителя Конкиной Лидии Михайловны, действующей по доверенности от 15 октября 2009 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Артемова Валерия Михайловича,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Песковой Людмилы Макаровны,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Афанасьевой Ларисы Анатольевны,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Мещерякова Андрея Геннадьевича, действующего по доверенности от 14 июля 2010 года №172-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемова Михаила Михайловича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда городского округа Саранск от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес> пригодным для проживания,
установил:
Артемов М.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения пригодным для проживания, возложении на городскую администрацию обязанности создать межведомственную комиссию по оценке соответствия жилого дома <адрес> Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признании кв.№ <адрес> непригодной для проживания.
В обоснование иска указал, что он является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Письмом Администрации городского округа Саранск от 14 апреля 2010 года №ПР-2587 он был уведомлен, что ему отказано в обследовании жилищных условий со ссылкой на заключение от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения пригодным для проживания.
Данное заключение от 2 апреля 2010 года № истец считает незаконным, поскольку фактически в апреле 2010 года комиссия не обследовала жилищные условия Артемова М.М. Истец фактически в <адрес> не проживает вследствие непригодности указанного дома для проживания. По состоянию здоровья в силу преклонного возраста истец не может самостоятельно себя обслуживать. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не имеет никаких удобств. В нем отсутствует туалет, горячая вода. Само по себе жилое помещение является ветхим.
В связи с этим Артемов М.М. проживает у свой дочери Конкиной Л.М. по адресу: <адрес>.
Заключение от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения пригодным для проживания препятствует постановке Артемова М.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие чего он не может реализовать гарантированное ему государством, как участнику Великой Отечественной войны, право на обеспечение жильем.
По данным основаниям Артемов М.М. просил суд признать незаконным заключение Администрации городского округа Саранск о признании жилого помещения пригодным для проживания от 2 апреля 2010 года №, обязать Администрацию городского округа Саранск создать межведомственную комиссию по оценке соответствия жилого дома <адрес> Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Признать кв.<адрес> непригодной для проживания.
Вступившим в законную силу 21 сентября 2010 года определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 сентября 2010 года Артемову М.М. отказано в принятии искового заявления в части требования о признании квартиры <адрес> непригодной для проживания по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года производство по данному гражданскому делу в части рассмотрения и разрешения искового требования Артемова М.М. к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск создать межведомственную комиссию по оценке жилого дома <адрес> Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска в данной части.
29 ноября 2010 года представитель истца Конкина Л.М. обратилась в суд с заявлением, в котором от имени Артемова М.М. уточнила предмет иска. Просила суд признать недействительным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания.
В судебное заседание истец Артемов М.М. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще.
В судебном заседании представитель истца (одновременно являющаяся третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца) Конкина Л.М. иск поддержала по тем же основаниям. Суду объяснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, фактически непригодно для проживания.
По сложившемуся порядку пользования Артемов М.М. пользуется частью указанного жилого дома, обозначенной в техническом паспорте домовладения как квартира №, состоящей из трех жилых комнат площадью 21,6 кв.м, 16, 6 кв.м, 10, 1кв.м, и кухни площадью 6, 6 кв.м, расположенных в строениях под литерами А, А1 и А2.
Заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес> пригодным для проживания, является незаконным, так как фактически членами комиссии указанный жилой дом не осматривался, собственники жилого дома к участию в работе комиссии не привлекались.
Наличие заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 2 апреля 2010 года № препятствует принятию городской администрацией Артемова М.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и как следствие реализации права истца на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Конкина Л.М. как собственница 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания претендовать на получение вне очереди жилого помещения не намерена.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Артемов В.М. иск Артемова М.М. поддержал, суду объяснил, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, непригодно для проживания. Дом ветхий, изношенный, промерзает. Артемов М.М. инвалид первой группы проживать в нем не может, так как в доме нет горячей воды, канализации, деревянная уборная расположена на улице. Фактически членами межведомственной комиссии указанный жилой дом не осматривался. Артемов В.М., как собственник жилого дома, к участию в работе комиссии не привлекался, об осмотре жилого помещения не уведомлялся. Артемов В.М. как собственник 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, претендовать на получение вне очереди жилого помещения не намерен.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Пескова Л.М. и Афанасьева Л.А. не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известили.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Мещеряков А.Г. иск Артемова В.М. не признал, просил суд отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания является законным и обоснованным, а также на то, что согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав заключение судебной строительно-технической экспертизы, имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Артемова М.М. является обоснованными и подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Артемов М.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением участника Великой Отечественной войны (л.д. 142).
Артемов М.М. является инвалидом первой группы по зрению, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 141).
Жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, находится в общей долевой собственности Артемова М.М. (1/3 доли в праве общей долевой собственности), Афанасьевой Л.А. (1/4 доли), Артемова В.М. (1/12 доли), Конкиной Л.М. (1/12 доли), Песковой Л.М. (1/12 доли), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости (л.д.19,20,21) и сведениями о правообладателях объекта в техническом паспорте дома (оборотная сторона л.д. 13).
По сложившемуся между сособственниками порядку пользования Артемов М.М. пользуется частью указанного жилого дома, состоящей из трех жилых комнат площадью 21,6 кв.м, 16, 6 кв.м, 10, 1кв.м, и кухни площадью 6, 6 кв.м, расположенных в строениях под литерами А, А1 и А2, обозначенной в техническом паспорте домовладения как квартира №.
11 декабря 2009 года представитель Артемова М.М., действующая по доверенности Конкина Л.М. подала Главе Администрации городского округа Саранск заявление о принятии Артемова М.М. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, в связи с тем, что он, являющийся участником Великой Отечественной войны и инвалидом 1 группы, проживает в неблагоустроенном жилом доме, в котором нет горячей воды, канализации и ванной.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск Сушкова В.Ф. от 24 декабря 2009 года №3029 утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при городской администрации от 23 декабря 2009 года №, согласно которому Артемову М.М. отказано в постановке на учет со ссылкой на подпункт «а» пункта 4, подпункт «б» пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №, так как нуждающимся в улучшении жилищных условий он не является, поскольку на одного члена семьи приходится более 12, 5 кв.метра общей площади.
Вступившим в законную силу 1 июня 2010 года решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2010 года по гражданскому делу по иску Артемова М.М. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 23 декабря 2009 года об отказе в постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в удовлетворении исковых требований Артемова М.М. отказано в связи с тем, что жилой дом <адрес>, собственником которого является Артемов М.М. в установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, порядке непригодным для проживания не признавался, к заявлению Артемова М.М. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, не было приложено заключение комиссии о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания, а других оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имелось.
2 апреля 2010 года межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания составила заключение №, согласно которому комиссия приняла решение о признании жилых помещений по <адрес>, пригодными для проживания.
Данное заключение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 7, 8, 42 и 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, вправе принимать орган местного самоуправления и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Распоряжением Главы Администрации г. Саранска от 29 августа 2005 года №2031-р создана межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания и утвержден ее состав.
Из материалов дела следует, что оспариваемое заключение принято межведомственной комиссией по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск (далее по тексту межведомственной комиссией) по результатам рассмотренных документов: письма Администрации Ленинского района городского округа Саранск от 31 марта 2010 года №, заключения технического центра по обследованию и контролю качества строительных материалов и конструкций при МГУ им. Н.П. Огарева, технического описания жилого дома и поэтажного плана. Обследование жилого помещения непосредственно межведомственной комиссией не проводилось, о чем свидетельствуют отсутствие акта обследования помещения среди перечня документов, на основании которых комиссия принимала решение, а также объяснения третьих лиц Конкиной Л.М. и Артемова В.М., из которых следует, что жилой дом <адрес> членами межведомственной комиссии непосредственно не осматривался.
К работе межведомственной комиссии в нарушение требований пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, с правом совещательного голоса собственник жилого помещения Артемов М.М., либо уполномоченное им лицо, другие собственники жилого помещения, не привлекались.
Межведомственная комиссия приняла решение о признании жилых помещений по <адрес>, пригодным для проживания и необходимости проведения выборочного капитального ремонта. Однако мотивы принятия такого решения в заключении не приведены.
Согласно пунктам 10, 12, 15, 16, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, устанавливающего требования, которым должно отвечать жилое помещение:
несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;
основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;
наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома;
жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Как следует из заключения о техническом состоянии квартиры <адрес>, составленного руководителем технического центра по обследованию и контролю качества строительных материалов и конструкций при МГУ им. Н.П. Огарева ФИО 1, физический износ квартиры <адрес> составляет 47, 81%, техническое состояние характеризуется как «ограниченно работоспособное». Жилой дом не отвечает или не удовлетворяет требованиям СНиП II-3-79* по тепловой защите наружных стен и оконных проемов, СНиП 2.08.01-89*, поскольку в квартире отсутствуют подсобные помещения: ванная или душевая, уборная, а также отсутствует водопровод с холодным и горячим водоснабжением.
Имея в наличии указанный документ о техническом состоянии квартиры <адрес>, из которого следует, что жилое помещение не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений, межведомственная комиссия тем не менее безосновательно принимает решение о признании жилого помещения пригодным для проживания и необходимости проведения выборочного капитального ремонта, что незаконно.
Согласно пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По смыслу указанной нормы принятие решения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, с одновременным принятием решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта недопустимо.
Согласно заключению судебной комплексной строительно-технической экспертизы № ООО «Экспертно-Оценочное Бюро» от 12 ноября 2010 года общий физический износ строения под литером А жилого дома <адрес> составляет 65%, пристроя под литером А1- 64%, пристроя под литером А3 – 59%. Конструкции фундаментов не отвечают требованиям СНиП 2.02.01- 83 «Основания зданий и сооружений». Конструкции стен и перегородок не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Конструкции перекрытия не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Конструкции деревянных оконных блоков не соответствуют требованиям СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника». Конструкции полов не соответствуют требованиям СНиП 2.03.13-88 «Полы» и СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия». Конструкции кровли не отвечают требованиям СНиП II-26-76 «Кровли».
Неравномерная осадка стен, трещины в цоколе, свидетельствующие о разрушении фундаментов, трещины в стенах приводят к дальнейшему образованию трещин, снижают несущую способность и ухудшают эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом, в конечном итоге приводя к разрушению строения.
Коммуникации не отвечают требованиям СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства» и СНиП 2.04.01- 85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». Наружные и ограждающие конструкции не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника», СНИП II-26-76 «Кровли».
Заключение судебной комплексной строительно-технической экспертизы № ООО «Экспертно-Оценочное Бюро» от 12 ноября 2010 года мотивировано, содержит ответы на все поставленные судом вопросы, сомнений в его правильности и обоснованности не вызывает, в связи с чем принимается судом в качестве достоверного доказательства по делу.
Таким образом на основании заключения о техническом состоянии квартиры <адрес>, составленного руководителем технического центра по обследованию и контролю качества строительных материалов и конструкций при МГУ им. Н.П. Огарева ФИО 1 и заключения судебной комплексной строительно-технической экспертизы № ООО «Экспертно-Оценочное Бюро» от 12 ноября 2010 года можно сделать вывод о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия <адрес>, не отвечает требованиям для жилых помещений, установленным пунктами 10, 12, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, и согласно пункту 33 Положения подлежит признанию непригодным для проживания из-за наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности жилого дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, помимо прочих предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Согласно пунктам 3-11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, размер социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства.
Для рассмотрения вопроса о получении социальной выплаты граждане представляют в Министерство помимо прочих документов сведения из органов местного самоуправления, подтверждающие факт постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда городского округа Саранск от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания, по вышеприведенным мотивам не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №, как по процедуре принятия решения, так и по содержанию.
Указанное заключение препятствует принятию Артемова М.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие чего он не может реализовать гарантированное ему государством как участнику Великой Отечественной войны право на обеспечение жильем, что с учетом возраста истца – 90 лет и его заслуг по защите Отечества, недопустимо.
По смыслу Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны должны быть созданы условия, обеспечивающие им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
При таких обстоятельствах иск Артемова М.М. к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда городского округа Саранск от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск Артемова Михаила Михайловича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда городского округа Саранск от 2 апреля 2010 года № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания.
Признать недействительным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск от 2 апреля 2010 года №14 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, пригодным для проживания.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва