Дело № 2-580/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2013 года г. Олонец
Республика Карелия
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Мерлиной Т.А.,
с участием прокурора Прокопьевой Е.В.,
заявителя Протасова А.В.,
представителей заинтересованных лиц Кондратьевой М.Г.,Макаровой А.А., Печенкина О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Протасова А.В. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от 02 августа 2013 года
УСТАНОВИЛ:
Протасов А.В., обратился в суд с заявлением о признании решения территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от 02 августа 2013 года № 76/301-3 незаконным и обязании территориальную избирательную комиссию Олонецкого района принять решение о регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по одномандатному избирательному округу № №. Заявление предъявлено по следующим основаниям: 19 июня 2013 года решением Совета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия за № 36 назначены выборы депутатов Совета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия шестого созыва.
16 июля 2013 года Протасовым А.В. было подано заявление, о согласии баллотироваться в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по одномандатному избирательному округу № 1 как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
При проверке подписных листов комиссией были выявлены нарушения, которые ему не были разъяснены и была выдана ведомость проверки подписных листов.
Полагая, что комиссия откажет ему в реализации права быть избранным в органы местного самоуправления, заявитель 01 августа 2013 года закрыл счет в банке, сдал отчеты и написал заявление об аннулировании ранее поданного им заявления.
01 августа 2013 года заявитель обратился в территориальную избирательную комиссию Олонецкого района с заявлением об аннулировании ранее поданного заявления. Однако он не был принят по той причине, что комиссия работала до 16 часов.
На следующий день Протасов А.В. сдал в комиссию заявление об аннулировании ранее поданного заявления.
Решением территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от 02 августа 2013 года № 76/294-3 было решено аннулировать заявление Протасова А.В. от 16 июля 2013 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района.
После этого 02 августа 2013 года Протасовым А.В. было подано новое заявление о согласии баллотироваться в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по одномандатному избирательному округу № № как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
02 августа 2013 года ему выдали подтверждение приема документов с подписью члена территориальной избирательной комиссии Олонецкого района.
После этого решением от 02 августа 2013 года № 76/301-3 избирательная комиссия признала заявление Протасова А.В. от 02 августа 2013 года о согласии баллотироваться в депутаты Совета по одномандатному избирательному округу № № поданным с нарушением п. 9 ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как поданное кандидатом одновременно по нескольким избирательным округам на одних и тех же выборах. Таким образом, заявитель был лишен права стать кандидатом в депутаты Совета.
С указанным решением заявитель не согласен, так как им не было подано, как указано в оспариваемом решении, несколько заявлений баллотироваться по нескольким избирательным округам на одних и тех же выборах. В обоих случаях заявителем подавалось заявление о согласии баллотироваться по одному и тому же одномандатному избирательному округу № №. При этом второе заявление было подано им после подачи заявления об аннулировании первого. Кроме того, судя по нумерации вышеуказанных решений избирательной комиссии, момент рассмотрения второго заявления о согласии баллотироваться избирательная комиссия уже приняла решение об аннулировании первого заявления.
03 августа 2013 года заявителем были собраны подписи избирателей в поддержку своего выдвижения и предоставлены в установленном порядке в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата. Избирательная комиссия представленные заявителем подписи приняла, но при этом выдала ему оспариваемое решение и вопрос о регистрации не рассматривала.
В судебном заседании заявитель Протасов А.В. требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.
Представители территориальной избирательной комиссии Олонецкого района Кондратьева М.Г., Печенкин О.Л. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что территориальной избирательной комиссией Олонецкого района было вынесено решение № 76/301-3 от 02 августа 2013 года. Указанным решением было признано, что заявление от 02 августа 2013 года о выдвижении Протасова А.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района подано с нарушением пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 5 статьи 19 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» как поданное кандидатом одновременно по нескольким избирательным округам на одних и тех же выборах. Считают, что Протасов А.В. не имел право подавать заявление о выдвижении в качестве кандидата после подачи заявления об аннулировании аналогичного заявления поданного ранее не дождавшись результатов решения комиссии. В связи с допущенным нарушением считают, что регистрация Протасова А.В. в качестве кандидата в депутаты Олонецкого национального муниципального района невозможна.
Представитель администрации Олонецкого национального муниципального района Макарова А.А.действующая на основании доверенности, считает требования Протасова А.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, с учетом мнения прокурора полагавшего удовлетворить требования о признании решения избирательной комиссии незаконным и отказать Протасову А.В. в регистрации его качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района, возложив обязанность на территориальную избирательную комиссию принять решение о регистрации кандидата, приходит к следующим выводам.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-ЗРК « О муниципальных выборах» (далее Закон «О муниципальных выборах», Закон) участие гражданина Российской Федерации в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в муниципальных выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В судебном заседании установлено, что 19 июня 2013 года решением Совета Олонецкого национального муниципального района за № 36 были назначены выборы депутатов Совета Олонецкого национального муниципального района на 08 сентября 2013 года.
16 июля 2013 года Протасовым А.В. в территориальную избирательную комиссию Олонецкого района было представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по избирательному округу № № как кандидата выдвинутого в порядке самовыдвижения. После сбора подписей избирателей и составления протокола об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты и сдачи документов в избирательную комиссию для проверки избирательной комиссией 01 августа 2013 года избирательной комиссией был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. По результатам проверки подписных листов были выявлены нарушения, а именно 18% подписей избирателей были признаны недействительными.
02 августа 2013 года Протасовым А.В. в территориальную избирательную комиссию было представлено заявление об аннулировании его заявления на выдвижение в депутаты районного Совета Олонецкого национального муниципального района по избирательному округу № № и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по одномандатному избирательному округу № №.
Решением территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от 02 августа 2013 года за № 76/294-3 заявление Протасова А.В. от 16 июля 2013 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района принято считать аннулированным.
Решением территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2013 года за № 76/301-3 заявление Протасова А.В. от 02 августа 2013 года признано поданным с нарушением пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 5 ст. 19 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» как поданное кандидатом одновременно по нескольким избирательным округам на одних и тех же выборах.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона «О муниципальных выборах» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.
В соответствии со ст. 20 Закона самовыдвижение кандидатов в депутаты представительного органа и на должность главы муниципального образования производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона « О муниципальных выборах» кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Аналогичную норму содержит и Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
В соответствии с ч.10 ст.26 Закона «О муниципальных выборах» кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
Как следует из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, Протасовым А.В. первоначально было подано заявление о баллотировании кандидатом в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по избирательному округу № № после чего он отозвал свое заявление и не дождавшись решения об аннулировании первоначального заявления вновь подал заявление о баллотировании кандидатом в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по избирательному округу № №
Таким образом, Протасовым А.В. не были нарушены приведенные выше нормы Законов Республики Карелия и Российской Федерации, устанавливающие ограничения при подаче заявления о желании баллотироваться в депутаты, так как оба раза Протасов А.В. подавал заявления о желании баллотироваться по избирательному округу № № Понятие «по нескольким избирательным округам» подразумевает, что кандидат выдвинул свою кандидатуру на выборы не в одном избирательном округе, а нескольких.
В связи с изложенным доводы представителей территориальной избирательной комиссии о том, что при наличии одновременно двух заявлений о согласии баллотироваться в депутаты расценивается как подача заявлений по нескольким избирательным округам не являются верными.
Подавая заявление об аннулировании своего первого заявления о желании баллотироваться на выборах, Протасов А.В. полагал, что его заявление будет рассмотрено и удовлетворено, ввиду чего подал второе аналогичное заявление о желании баллотироваться кандидатом в депутаты. Оснований для отказа в удовлетворении заявления об аннулировании ранее поданного заявления не имелось.
Отсутствие решения избирательной комиссии об аннулировании первоначального заявления Протасова А.В., не является препятствием для последующей подачи повторного заявления о выдвижении для участия в выборах.
Закон не препятствует и не ограничивает граждан в неоднократном выдвижении своей кандидатуры на выборах, что продиктовано Конституционными нормами установленными в сфере регулирования избирательных отношений и закрепляющих право избирать и быть избранными на открытых выборах путем тайного голосования.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что требование Протасова А.В. о признании решения территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от 02 августа 2013 года № 76/301-3 незаконным подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование Протасова А.В. об обязании территориальную избирательную комиссию Олонецкого района принять решение о регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по одномандатному округу № № суд отмечает, что с позиции положений ст.261ГПК РФ суд признавая оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.
Оспариваемое решение избирательной комиссии не являлось решением об отказе в регистрации Протасова А.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района, а поэтому суд не вправе удовлетворить требования заявителя о регистрации его в качестве кандидата в депутаты, а восстанавливает его право путем возложения обязанности на избирательную комиссию продолжить процедуру оценки представленных кандидатом документов и рассмотреть вопрос о регистрации Протасова А.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по избирательному округу № №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Протасова А.В. удовлетворить частично.
Признать решение территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от 02 августа 2013 года № 76/301-3 незаконным.
Обязать территориальную избирательную комиссию Олонецкого района рассмотреть вопрос о регистрации Протасова А.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Олонецкого национального муниципального района по избирательному округу № №.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд РК течение пяти дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 14 августа 2013 года