РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 года город Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Джапарова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара к лузанов А.Ю. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с указанным административным иском к Лузанову А.Ю. о взыскании задолженности за 2018г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 3 239 руб., пени в размере 14,52 руб., а всего 3 253,52 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный 26 мая 2020 г. судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению должника определением мирового судьи от 29 июля 2020 г. На момент подачи административного иска Лузанов А.Ю. сумму задолженности не оплатил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Исаева О.В. заявленные административные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик Лузанов А.Ю. заявленные административные исковые требования не признал, указал, что задолженность по транспортному налогу и пени им погашена на основании судебного приказа в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Установлено, что Лузанов А.Ю. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения.
За 2018 г. налоговым органом Лузанову А.Ю. начислен транспортный налог в общем размере 3 239 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 44326196 от 25 июля 2019 г.
По причине неуплаты транспортного налога налогоплательщику выставлено требование № 48485 по состоянию на 24 декабря 2019 г., которым Лузанову А.Ю. предложено в срок до 27 января 2020 г. погасить недоимку по транспортному налогу в размере 3 239 руб., а также начисленные пени в размере 14,52 руб.
Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается выдержками из личного кабинета налогоплательщика.
Указанное требование оставлено без исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как указано выше, срок исполнения требования № 48485 по состоянию на 24 декабря 2019 г., установлен до 27 января 2020 г.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 27 июля 2020 г.
Как видно из материалов дела, 26 мая 2020 г. мировым судьей судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от мая 2020 г. вынесен судебный приказ №... о взыскании с лузанов А.Ю. в пользу Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары недоимки за 2018 г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 3 239 руб., пени в размере 14,52 руб., а всего 3 253,52 руб.
Определением того же мирового судьи от 29 июля 2020 г. судебный приказ по заявлению Лузанова А.Ю. отменен в связи с оплатой задолженности.
В связи с тем, что до момента подачи в суд административного иска у налогового органа не имелось сведений о погашении вышеуказанной задолженности административным ответчиком 03 декабря 2020 г., то есть в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском о взыскании с Лузанова А.Ю. недоимки и пени по транспортному налогу за 2018 год, в принудительном порядке.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком в суд представлены чеки-ордера № 99 от 29 мая 2020 г. и № 100 от 29 мая 2020 г. об оплате задолженности по транспортному налогу и по начисленным пени в заявленном размере.
Доводы представителя административного истца о том, что поступившие денежные средства зачислены в счет погашения задолженности иные периоды не принимаются судом во внимание, поскольку согласно представленным Лузановым А.Ю. чекам-ордерам он произвел оплату транспортного налога с физических лиц за 2018 год на основании вынесенного судебного приказа № 2а-1185/2020, указав в платежном документе за какой налоговый период произведена оплата, КБК по транспортному налогу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о взыскании с Лузанова А.Ю. недоимки и пени по транспортному налогу за 2018 г. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по адрес к лузанов А.Ю. о взыскании задолженности по налогам и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 10 марта 2021 года.
Судья подпись Н.В. Полякова
Копия верна
Судья:
Секретарь: