16 августа 2019 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Антонова А.М., при секретаре ШотенкоА.В., с участием представителя истца Кахтаевой А.А., представителей ответчика Гуськова А.В. и Равич М.Д., в открытом судебном заседании рассмотрев материалы гражданского дела по иску Федерального государственного казенного образовательного учреждения Высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ВУНЦ ВВС «ВВА») в лице филиала этого образовательного учреждения в <адрес> к бывшему военнослужащему филиала упомянутого образовательного учреждения <данные изъяты> запаса Васильеву П.М. о взыскании с него 969 810 рублей, затраченных на его военную и специальную подготовку за период обучения в указанном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
31 июля 2017 года п. 66 § 3 приказа Министра обороны Российской Федерации № Васильев, полагается военнослужащим, проходящим с 01 августа 2017 года военную службу и замещающим должность курсанта филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в <адрес> по военной специальности «Применение подразделений армейской авиации».
01 ноября 2018 года Васильев заключил контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации на период освоения в упомянутом военно-учебном заведении образовательной программы высшего образования и пять лет военной службы после получения высшего образования на воинской должности, для которой предусмотрено воинское звание офицера.
08 мая 2019 года п. 38 § 10 приказа начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» № Васильев отчислен из указанного филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» по неуспеваемости.
13 мая 2019 года приказом начальника филиала (<адрес>) ВУНЦ ВВС «ВВА» № Васильев с указанной даты исключен из списков личного состава филиала.
13 мая 2019 года начальник указанного филиала предложил Васильеву в добровольном порядке, возместить средства федерального бюджета в размере 969 810 рублей, затраченные на его военную подготовку.
Однако, Васильев возместить денежные средства, затраченные на его военную подготовку отказался.
19 июля 2019 года начальник филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в <адрес> направил в суд иск о взыскании с Васильева средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовкув упомянутом размере в пользу Российской Федерации, мотивируя его тем, что с ним был заключен контракт о прохождении военной службы, в котором была указана сумма подлежащих возмещению средств в случае, если он, по своей вине, не завершит обучение.
Истец своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайства о невозможности проведения слушания этого дела без его участия в суд не направил. Его представитель Кахтаева в судебном заседании поддержала заявленные требования и настаивала на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.
Ответчик, своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания в него не прибыл, ходатайства о невозможности проведения этого судебного разбирательства без его участия в суд не представил, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) считает необходимым рассмотреть данное гражданское дело без его участия.
Представитель ответчика Гуськов довел до суда правовую позицию Васильева, согласно которой Васильев предъявленные к нему требования не признает, поскольку из филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» он был отчислен не по неуспеваемости, а из-за предвзятого отношения к нему начальника филиала.
Также Гуськов утверждал, что приказ об отчислении Васильева подписан не уполномоченным лицом, поскольку Васильев на обучение зачислен Приказом Министра обороны, а отчислен из учебного заведения приказом начальника ВУНЦ ВВС «ВВА».
Кроме того, Гуськов утверждал, что Васильеву не было известно об условиях возмещения средств затраченных на его обучение в указанном учебном заведении, поскольку все представленные истцом документы якобы были подписаны Васильевым только 13 мая 2019 года.
Более того, Гуськов утверждал, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку Васильев несколько раз в период обучения в указанном учебном заведении находился на стационарном лечении и естественно в указанное время обучатся не мог.
Также Гуськов утверждал, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку Васильев в настоящее время не работает и дохода не имеет, кроме того истец предоставлял, Васильеву 6-ти месячный срок для добровольного удовлетворения предъявленных к нему требований.
Представитель ответчика Равич, поддержала правовую позицию своего доверителя и просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку, по её мнению, контракт о прохождении военной службы между Васильевым и Министерством обороны Российской Федерации не заключен, поскольку не содержит существенного условия, а именно срока прохождения военной службы.
Заслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 39. Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
В силу ст. 41 указанного Устава приказ должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.
Так, из выписки из п. 66 § 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2017 года №, следует, что Васильев полагается военнослужащим, проходящим с 01 августа 2017 года военную службу и замещающим должность курсанта филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в <адрес> по военной специальности «Применение подразделений армейской авиации».
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы с Василевым 01 ноября 2018 года был заключен контракт о прохождении военной службы, о вступлении в силу которого, был издан приказ начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» <адрес> от 20 ноября 2018 года №.
Из контракта о прохождении военной службы, заключенным между Васильевым и от имени Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в <адрес>, вступившим в законную силу 02 ноября 2018 года, усматривается, что Васильев добровольно дает обязательства возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 554 176 рублей в год.
Из выписки из п. 242 § 2 приказа начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» <адрес> от 02 ноября 2018 года № четко следует, что Васильев полагается заключившим первый контракт на период освоения образовательной программы высшего образования и пять лет военной службы после получения высшего образования на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера.
Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Из светокопии п. 37 § 10 приказа начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения Высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (<адрес>) Министерства обороны Российской Федерации от 08 мая 2019 года № следует, что Васильев отчислен из филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Сызрань, по неуспеваемости.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 402 от 25 июня 2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования» утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.
В соответствии с п.п. 2 - 7 вышеназванной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен.
Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав вышеуказанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.
Период, на который определяются данные расходы, составляет 1 финансовый год.
Согласно расчета размера фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размеры которых включаются в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2018 году в ВУНЦ ВВС «ВВА», исполненной начальником указанного научного центра и утвержденных Главнокомандующим Воздушно-космическими силами и индивидуальной карте учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военном - учебном заведении, исполненной начальником филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» <адрес>, сумма подлежащих возмещению с курсантов денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, по специальности «Применение подразделений армейской авиации» составляет 554 176 рублей в год.
Из расчета размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина Васильева, составленного начальником финансово-экономической службы указанного филиала, усматривается, что с ответчика предлагается взыскать денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку за один год в размере 554 176рублей, а всего за 1 год 9 месяцев обучения 969 810 рублей.
Из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Васильева в период обучения в ВУНЦ ВВС «ВВА» видно, что контракт о прохождении военной службы заключен с ним 01 ноября 2018 года с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению денежных средств размере 554 176 рублей. Также из этой карты усматривается, что Васильев на основании приказа начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» <адрес> от 08 мая 2019 года № отчислен из военно-учебного заведения за неуспеваемость.
Оценивая изложенные выше доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями приведенных выше Федеральных законов, Положения, Постановления Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Васильева денежных средств, затраченных на его обучение, поскольку 01 ноября 2018 года с ним был заключен контракт о прохождении военной службы уполномоченным должностным лицом от имени Министерства обороны Российской Федерации, а затем введен в действие приказом начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» <адрес> от 02 ноября 2018 года №.
Определяя размер денежных средств, подлежащих взысканию с Васильева, суд принимает во внимание, что он причинил ущерб государству при исполнении служебных обязанностей находясь на военной службе, каких-либо обстоятельств, позволяющих суду снизить размер взыскиваемой с него суммы по делу не установлено, в связи с чем суд не находит оснований для уменьшения взыскиваемой с ответчика суммы и полагает необходимым удовлетворить предъявленный к ответчику иск в полном объеме, поскольку Васильев не завершил обучение, по неуспеваемости.
Довод стороны ответчика о том, что подлежащая взысканию с Васильева не соответствует действительности, основанный на том, что, по мнению стороны ответчика в 2017 году, на Васильева была израсходована другая сумма, которая не прописана в контракте, суд полагает несостоятельным.
Поскольку Методикой определен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных учреждений, в том числе по неуспеваемости.
При исчислении расходов государства, подлежащих возмещению указанной категорией граждан, предполагается учет стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов, расходы на содержание преподавателей и штатную численность переменного состава образовательной организации. Исходя из данных объективных критериев, а также с учетом полных лет обучения, производится окончательный расчет средств, затраченных на обучение гражданина в конкретной военной образовательной организации.
Оценивая доказательства представленные стороной истца, в части касающейся именно размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета затраченных на обучение Васильева, а именно:
- расчет размера фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размеры которых включаются в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2018 году в ВУНЦ ВВС «ВВА» <адрес>, согласно которого стоимость обучения одного курсанта по специальности «Применение подразделений армейской авиации» в указанном году, составляет 554 176 рублей в год;
- расчет размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина Васильева, согласно которого с него предлагается взыскать денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку за один год в размере 554 176 рублей, а всего за один год 9 месяцев обучения 969 810 рублей;
- индивидуальную карту учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Васильева в период обучения в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА», согласно которой установлено фиксированное значение суммы, подлежащей возмещению денежных средств размере 554 176 рублей в год и подлежащих взысканию 969 810 рублей, - суд полагает, что предъявленная к взысканию с Васильева сумма в размере 969 810 рублей, является обоснованной.
Оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе и приведенных выше, суд полагает, что командование при издании приказов о досрочном увольнении Васильева с военной службы в запас, в связи с неуспеваемостью и исключении из списков личного состава филиала волокиты и необоснованного нахождения Василева в списках филиала не допустило.
Довод представителя ответчика Гуськова о том, что Васильев был отчислен из упомянутого учебного заведения не по успеваемости, а из-за предвзятого к нему отношения начальника филиала, суд полагает надуманным, приведенным с целью уклонения от возмещения средств, затраченных на его военную подготовку.
Поскольку из светокопии аттестата о среднем образовании Васильева, хранящемся в его личном деле, видно, что хорошие отметки он имеет только по Технологии, МХК и Физической культуре, отличную оценку по ОБЖ, а по остальным предметам удовлетворительные оценки.
Из светокопии учебной карточки курсанта Васильева следует, что за три семестра обучения в упомянутом учебном заведении он имеет единственную отличную оценку по Культурологии и единственную хорошую оценку по общей тактике, а другим предметам, за исключением Математики и Физики удовлетворительные оценки. Также из этой карточки усматривается, что Математику Васильев сдал только с 3-й попытки, а Физику не сдал и с 3-й попытки.
Оценивая указанные доказательства в их совокупности, суд полагает, что отчисление Васильева по неуспеваемости закономерно, а не случайно. При этом причину отчисления необходимо искать в действиях самого Васильева, а не в якобы предвзятом к нему отношении начальника филиала.
Довод представителя ответчика Гуськова о том, что предъявленный к Васильеву иск не подлежит удовлетворению основанный на его утверждении о том, что приказ об отчислении Васильева подписан не уполномоченным лицом, поскольку Васильев на обучение зачислен Приказом Министра обороны Российской Федерации, а отчислен из учебного заведения приказом начальника ВУНЦ ВВС «ВВА», суд полагает надуманным.
Поскольку п. 1 и 9 «Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (далее Порядок), утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» определено, что назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу (далее - приказы).
Приказы о приеме граждан на военную службу по контракту и заключении соответствующих контрактов подписываются статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Приказы об освобождении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от воинских должностей, увольнению их с военной службы подписываются должностными лицами Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по назначению на воинские должности.
Из п. 10 Порядка видно, что начальнику высшего военно-учебного заведения для которого штатом предусмотрено воинское звание генерал-полковник предоставлено право освобождать от воинских должностей военнослужащих проходящих военную службу по контракту до подполковника включительно.
Как усматривается из приказа о зачислении Васильева в упомянутое учебное заведение ему присвоено воинское звание рядовой, в связи с указанным Порядком полномочий у начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» для освобождения Васильева от воинской должности более чем достаточно.
Довод Гуськова о том, что предъявленный Васильеву иск удовлетворению не подлежит, мотивированный тем, что Васильеву не было известно об условиях возмещения средств затраченных на его обучение в указанном учебном заведении, так как все представленные истцом документы якобы были подписаны Васильевым только 13 мая 2019 года, суд находит не состоятельным.
Поскольку как видно из материалов личного дела курсанта Васильева, в частности его заявления поданного им 11 июля 2017 года на имя начальника учебного заведения, Васильев своей подписью подтвердил, что он ознакомлен с порядком возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его обучение в случае отчисления по неуспеваемости.
Кроме того, из упомянутого контракта о прохождении военной службы усматривается, что при его подписании 01 ноября 2018 года Васильев взял на себя обязательства по возмещению средств федерального бюджета затраченных на его военную подготовку исходя именно из фиксированного значения суммы в размере 554 176 рублей в год.
Довод Гуськова о том, что предъявленный Васильеву иск не подлежит удовлетворению, мотивированный тем, что Васильев несколько раз в период обучения в указанном учебном заведении находился на стационарном лечении и естественно в указанное обучатся не мог, суд находит надуманным.
Поскольку действительно из исследованной в судебном заседании справки, выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации следует, что Васильев находился на стационарном лечении в этом лечебном учреждении с:
- 28 сентября по 09 октября 2017 года, с диагнозом острый тонзиллит;
- 28 января по 16 февраля 2018 года, с диагнозом внебольничная правосторонняя среднедолевая пневмония;
- 02 по 16 апреля по 2018 года, с диагнозом левосторонний острый катаральный гайморит;
- 18 декабря 2018 года по 04 января 2019 года с диагнозом двусторонний острый катаральный гайморит.
Однако, по мнению суда, каких - либо препятствий у Васильева получить знания по военной подготовке на следующих занятиях после его выздоровления, не имелось.
Более того, как усматривается из указанного контракта о прохождении военной службы, в нем указана именно фиксированная сумма, которая должна быть возмещена Васильевым в случае отчисления его из учебного заведения по не реабилитирующему основанию.
Довод Гуськова о том, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку Васильев в настоящее время не работает и дохода не имеет, кроме того истец, по его мнению, предоставлял, Васильеву 6-ти месячный срок для добровольного удовлетворения предъявленных к нему требований, суд полагает надуманным.
Поскольку из обязательства о возмещении денежных средств федерального бюджета затраченных на военную подготовку Васильева видно, что он отказывается добровольно возместить упомянутые денежные средства. Так же из указанного обязательства следует, что Васильев не взял на себя обязательства возместить эти средства в течение 6-ти месяцев с момента отчисления его из числа курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА».
Что касается, довода Гуськова о невозможности возмещения упомянутых денежных средств федерального бюджета основанным на том, что в настоящее время Васильев не работает, то суд находит его не состоятельным, поскольку Васильев не лишен возможности к труду, а следовательно и возмещению указанных денежных средств.
Довод представителя ответчика Равич, о том, что предъявленный Васильеву иск не подлежит удовлетворению мотивированный тем, что по её мнению, контракт о прохождении военной службы между Васильевым и Министерством обороны Российской Федерации не заключен, поскольку не содержит существенного условия, а именно срока прохождения военной службы, суд находит надуманным.
Поскольку как следует из п. 1контракта о прохождении военной службы заключенного рядовым Васильевым с Министерством обороны Российской Федерации этот контракт заключен между ним и начальником филиала в <адрес> ВУНЦ ВВС «ВВА» <данные изъяты> Асановым А.А. на период освоения Васильевым в упомянутом военно-учебном заведении образовательной программы высшего образования и пять лет военной службы после получения высшего образования на воинской должности, для которой предусмотрено воинское звание офицера.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в соответствующий бюджет.
Согласно положений абзаца 5 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1000 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере - 5 200 рублей плюс 1 процента суммы, превышающей 200 000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в доход местного бюджета необходимо взыскать 12 898 рублей 10 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, гарнизонный военный суд, -
РЕШИЛ:
Иск Федерального государственного казенного образовательного учреждения Высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (<адрес>) Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту Военная академия) в лице филиала этого образовательного учреждения в <адрес> к бывшему военнослужащему филиала упомянутого образовательного учреждения <данные изъяты> запаса Васильеву П.М. о взыскании с него 969 810 рублей, затраченных на его военную и специальную подготовку за период обучения в указанном образовательном учреждении,- удовлетворить.
Взыскать с Васильева П.М. в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (<адрес>) Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (<адрес>) Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> 969 810 (девятьсот шестьдесят девять тысяч восемьсот десять) рублей.
Взыскать с Васильева П.М. в бюджет городского округа Самара Самарской области денежные средства в размере 12 898 (двенадцать тысяч восемьсот девяносто восемь) рублей 10 копеек, в счет возмещения судебных расходов, связанных с необходимостью уплаты государственной пошлины при обращении с исковым заявлением в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 21 августа 2019 года.