Дело № 2-437/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2016 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Антушевой О.И.,
при секретаре Дергачевой Е.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора города Кандалакши Масловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц
к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»
о возложении обязанности обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода,
установил:
Прокурор города Кандалакши обратился в Кандалакшский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Перспектива» (далее – ООО «УК <данные изъяты>») о возложении обязанности обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода и обследование технического состояния вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой города Кандалакши была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения хозяйствующими субъектами безопасности внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, в ходе которой установлено, что газифицированные многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, находятся под управлением ООО «<данные изъяты>». Нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования в указанных многоквартирных домах истекли (более 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию). В нарушение требований действующего законодательства, диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования с привлечением специализированной организации ответчиком не проведено, проведение проверки состояния вентиляционных каналов в многоквартирных домах с газовым оборудованием ответчиком не обеспечено.
Обращает внимание, что непринятие мер по своевременному проведению диагностирования технического состояния внутридомового газового оборудования в связи с истечением их нормативного срока службы, не проведение периодического обследования технического состояния вентиляционных каналов может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера и создаст угрозу сохранности жилищного фонда, безопасности жизни и здоровья граждан, не только жителей вышеприведенных домов, но и других граждан, которые могут находиться в жилых домах или рядом с ними.
Просит суд обязать ООО «УК Перспектива»:
в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, путем заключения соответствующего договора со специализированной уполномоченной организацией;
в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение обследования технического состояния вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>.
Определением суда от 14 марта 2016 года производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить проведение обследования технического состояния вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах прекращено, в связи с отказом прокурора от данной части исковых требований.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Кандалакши Маслова Ю.Н. поддержала исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода многоквартирных жилых домов по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на иск не представили.
Суд, заслушав объяснения старшего помощника прокурора Масловой Ю.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «УК Перспектива» является управляющей организацией, в управлении которой находятся газифицированные многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения.
В пункте 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, перечислены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Пунктом 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, определено, что выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 (далее - Правила № 410), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Согласно пункту 11 названных Правил № 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 указанных Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 данных Правил;
б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 названных Правил.
Пунктом 14 Правил № 410 установлено, что договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 12 Правил № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
В соответствии с пунктом 8 вышеприведенных Правил № 410 работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом).
Из положений пункта 3 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 июня 2009 года № 239, следует, что содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию.
В частности, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования включены работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления (пункт 4.2 Порядка).
Из пунктов 6, 7 данного Порядка следует, что минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к названному Порядку, в котором предусмотрено техническое диагностирование газопроводов. Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается, в том числе, путем технического диагностирования стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления.
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий (Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000), утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 мая 2000 года № 101, первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
В силу пункта 5 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 года № 613, работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что прокуратурой города Кандалакши во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Мурманской области с привлечением специалистов Северо-Западного управления Ростехнадзора по Мурманской области, муниципального жилищного контроля, проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения хозяйствующими субъектами безопасности внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, в ходе которой было установлено, что в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства ООО «УК Перспектива» не обеспечивало проведение проверки состояния вентиляционных каналов в вышеуказанных многоквартирных домах с газовым оборудованием. Проверка проведена <дата>, то есть после обращения прокурора с иском в суд, о чем в деле представлен акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов.
Как следует из материалов дела, нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, истекли (более 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию). Однако, в нарушение требований действующего законодательства, диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования с привлечением специализированной организации ответчиком до настоящего времени не проведено. Доказательств иного ответчик суду не представил, доводы прокурора не опроверг.
При таком положении, суд приходит к выводу, что на дату судебного разбирательства выявленные прокурором нарушения в данной части не устранены ответчиком, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что срок, заявленный прокурором, в течение которого должно быть исполнено решение суда, является разумным и достаточным для выполнения соответствующих работ.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Принимая во внимание удовлетворение заявленного требования неимущественного характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика по данному делу, составляет <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Перспектива» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, путем заключения соответствующего договора со специализированной уполномоченной организацией.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Перспектива» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.И. Антушева