РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-833/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Анучину Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилось в суд с административным иском, в котором просит взыскать с Анучина Сергея Анатольевича задолженность по обязательным платежам на общую сумму 20 123,59 рубля, в том числе по транспортному налогу за 2018г. в размере 2 772 рубля. пени – 40,70 рублей (за период с 03.12.2019г. по 10.02.2020г.), за 2019г. в размере 5 104 рубля, пени – 47 рублей (за период с 02.2.2020г. по 04.02.2021г.), за 2020г. в размере 12 102 рубля, пени – 57,89 рублей (за период с 02.12.2021г. по 20.12.2021г.) В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Анучин С.А. является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. Размер денежной суммы, составляющей платеж и ее размер указаны в налоговых уведомлениях № 44201199 от 25.07.2019г., № 56207530 от 01.09.2020г., № 42720089 от 01.09.2021г. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Анучин С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ШПИ 80402078650334), не сообщил суду причину неявки.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Анчин Сергей Анатольевич является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности объектов налогообложения в 2018, 2019, 2020 годах, а именно: автомобиля Опель Астра, г/н №..., 2012 года выпуска; автомобиля ВАЗ 21061, г/н №..., 1993 года выпуска; автомобиля ВАЗ 21061, г/н №..., 1993 года выпуска; автомобиля Ауди А5, г/н №..., 2019 года выпуска.
МИФНС России № 23 по Самарской области Анучину С.А. был начислен транспортный налог за 2018г. в размере 2 772 рубля, за 2019г. в размере 5 104 рубля, за 2020г. в размере 12 102 рубля.
Однако, вышеназванные налоги Анучиным С.А. в установленные сроки уплачены не были, в связи с чем МИФНС России № 23 по Самарской области были начислены пени по транспортному налогу за 2018г. в размере 70,70 рублей, за 2019г. в размере 47 рублей, за 2020г. в размере 57,89 рублей.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в адрес административного ответчика направлялись налоговое уведомление № 44201199 от 25.07.2019г.; налоговое уведомление № 56207530 от 01.09.2020г., № 42720089 от 01.09.2021г. (ШПИ 80536163718545).
Получение как налоговых уведомлений, так и требований об уплате обязательных платежей, пени за 2018, 2019, 2020 годы подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривалось.
Административному ответчику направлялось требование № 11577 по состоянию на 11.02.2020г., в котором рассчитана сумма задолженности по транспортному налогу за 2018г. в размере 2 772 рубля, пени – 40,70 рублей, предоставлен срок для погашения задолженности до 07.04.2020г. Также направлялось требование № 11 735 по состоянию на 05.02.2021г., в котором рассчитана сумма задолженности по транспортному налогу за 2019г. в размере 5 104 рубля, пени – 47 рублей, предоставлен срок для погашения задолженности до 31.03.2021г. Кроме того, направлялось требование № 83452 по состоянию на 21.12.2021г., в котором рассчитана сумма задолженности по транспортному налогу за 2020г. в размере 12 102 рубля, пени – 57,89 рублей, предоставлен срок для погашения задолженности до 15.02.2022г. (ШПИ 60384366570806).
Срок исполнения требования № 11577 истек 07.04.2020г., следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 2 772 рубля, пени – 40,70 рублей, является 07.10.2020г.
Срок исполнения требования № 11735 истек 31.03.2021г., следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019г. в размере 5 104 рубля, пени – 47 рублей, является 31.09.2021г.
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье в мае 2022 года (судебный приказ № 2а-1612/22 был вынесен 12.05.2022г.)
Таким образом, налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании с Анучина С.А. задолженности по транспортному налогу за 2018, 2019 годы с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Срок исполнения требования № 83452 истек 15.02.2022г., следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020г. в размере 12 102 рубля. пени – 57,89 рублей, является 15.08.2022г.
К мировому судье судебного участка № 33 Октябрьского судебного района г. Самары налоговый орган обратился в мае 2022 года. Судебный приказ № 2а-1612/22 был вынесен 12.05.2022г., который был отменен 06.06.2022г. на основании возражений должника.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу 2020 год, в данном случае истекал 06 декабря 2022г.
Как следует из материалов дела, с исковым заявлением МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары 02.12.2022г., что подтверждается квитанцией об отправке административного иска посредством ГАС Правосудие, то есть в установленный законом срок.
В соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Административным истцом каких-либо ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска не заявлено, о причинах уважительности его пропуска суду неизвестно.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, анализ данных должника, большой объем работы по взысканию задолженности не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Анализ данных должника, равно как и большой объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд, который нарушен налоговым органом дважды. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018, 2019 годы удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск в части взыскания задолженности по транспортному налогу ОКТМО 36701330 за 2020 год в размере 12102 рублей, пени в размере 57 рублей 89 копеек, подлежит удовлетворению.
Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомления, требований административному ответчику, а также сроки обращения в суд по задолженности за 2020 г., с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, суд пришёл к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2020 год.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 486 рублей 39 копеек подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области - удовлетворить частично.
Взыскать с Анучина Сергея Анатольевича, ИНН 631602264978, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженность по транспортному налогу ОКТМО 36701330 за 2020г. в размере 12 102 рубля, пени в размере 57 рублей 89 копеек, а всего взыскать – 12 159 рублей 89 копеек (двенадцать тысяч сто пятьдесят девять рублей восемьдесят девять копеек).
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскать с Анучина Сергея Анатольевича, ИНН 631602264978, зарегистрированного по адресу: адрес, в доход местного бюджета г.о. Самары сумму государственной пошлины в размере 486 рублей 39 копеек (четыреста восемьдесят шесть рублей тридцать девять копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Лазарев Р.Н.
Копия верна.
Судья: Секретарь: