Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-709/2013 ~ М-279/2013 от 12.02.2013

Дело № 2-709/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2013 года г. Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

Председательствующего судьи Сутуловой М.А.,

при секретаре Гудиной А.Г.,

с участием:

представителя истца Камчатского

межрайонного природоохранного прокурора - Бляхера А.Л.,

представителя ответчика администрации Начикинского сельского поселения – Васильева В.В.,

представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю – Соколова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействия в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями,

установил:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействия в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями в срок до 01 июня 2013 года.

В обоснование своих требований прокурор указывает, что Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю 19 октября 2012 года проведено обследование территории Начикинского сельского поселения в Елизовском муниципальном районе в целях выявления несанкционированных мест накопления отходов, в том числе проведен осмотр естественных выходов термальных вод (термоминеральная лужа), земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, водных объектов, территорий многоквартирных жилых домов в п. Начики.

В ходе обследования установлены факты бездействия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части организации сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования, а именно:

1. При осмотре термоминеральной лужи, расположенной в районе лицензионного участка добычи термоминеральных вод ООО «Санаторий Начикинский» п. Начики, являющейся местом отдыха и массового скопления граждан, установлено засорение отходами потребления в виде пластиковых, стеклянных бутылок, жестяных банок, тряпья, пленки и др. как водного объекта (термоминеральной лужи), так и его водоохранной зоны. Расположенная в 10 метрах от термоминеральной лужи металлическая ёмкость переполнена отходами, в результате чего накопление отходов осуществляется непосредственно на почве рядом с водным объектом. Общая площадь засорения земель в указанном месте составила около 100 м2.

2. На прилегающей к очистным сооружениям территории (п. Начики, берег реки Плотникова) обнаружена свалка бытовых отходов в виде пластиковых, стеклянных бутылок, жестяных банок, тряпья, пленки общей площадью 10 м2.

3. На расстоянии около 30 метров от здания очистных сооружений рядом с индивидуальным жилым домом (ориентир: дом находится рядом с проездом на расстоянии около 150 метров от мостового перехода через реку Плотникова по направлению в сторону жилых многоквартирных домов п. Начики) в водоохранной зоне ручья обнаружена свалка строительных и бытовых отходов (листов железа, плёнки, картона, оконных рам, толи, досок и др.), 3 автомобильных кузова, автомобильных покрышек. Общая площадь свалки составляет около 60 м2.

4. На прилегающей к зданию котельной п. Начики обнаружена свалка автомобильных кузовов более 15 шт., а также захламление земель отходами в виде пластиковых, стеклянных бутылок и др.

5. В ходе осмотра п. Начики на территории, прилегающей к жилым многоквартирным домам, отмечено повсеместное захламление земель отходами потребления от 3 до 5 класса опасности, в том числе пластиковыми и стеклянными бутылками, жестяными банками, тряпьём, плёнкой, картонной тарой. Рядом с разрушенными индивидуальными гаражами на проезде от многоквартирных домов до котельной обнаружены 2 очаговые свалки отходов площадью около 1-2 м2.

6. При осмотре карьера, расположенного в районе 75 км трассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Сокоч обнаружена свалка отходов (плёнка, пластиковая тара, покрышки, доски, стеклянные бутылки и др.) площадью 40м2. В 20 метрах от свалки обнаружено брошенное частично разобранное транспортное средство зеленого цвета НИВА (гос. номер К 572 МК).

7. В районе 71-72 км автомобильной трассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Сокоч рядом с мостовым переходом на берегу реки Поперечная у беседки обнаружена очаговая свалка бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты). Общая площадь свалки составила 10 м2.

По результатам обследования составлен протокол осмотра № 1962/12-10 от 19 октября 2012 года.

Согласно письму администрации Начикинского сельского поселения от 08 ноября 2012 года № 857, сведениями о собственниках, арендаторах земельных участков, на которых расположены объекты, указанные в протоколе осмотра от 19 октября 2012 № 1962/12-10 (здание очистных сооружений, индивидуальный жилой дом, термоминеральная лужа, здание котельной в п. Начики), администрация Начикинского сельского поселения не располагает. Здания котельной и очистных сооружений в п. Начики не эксплуатируются. Сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования осуществляет ООО «Управляющая организация «Сокоч».

Постановлением администрации Начикинского сельского поселения от 05 апреля 2012 № 17 «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расчистки от снега территории Начикинского сельского поселения» обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возложена на ООО «Управляющая организация «Сокоч».

Согласно письму ООО «Управляющая организация «Сокоч» от 28 ноября 2012 № 275, контракты на оказание услуг по санитарной уборке (очистке) территорий Начикинского сельского поселения с Администрацией Начикинского сельского поселения заключены не были.

Ранее Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в Администрацию Начикинского сельского поселения направлялись для принятия мер материалы по факту засорения рекреационной зоны (термальные источники) в п. Начики (письмо от 19 апреля 2012 № 1473).

17 декабря 2012 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю проведен повторный осмотр территории в границах п. Начики Начикинского сельского поселения. Как следует из протокола осмотра от 17 декабря 2012 года № 1962-12, водоохранная зона термоминеральной лужи в п. Начики засорена бытовыми отходами в виде стеклянных, пластиковых бутылок и жестяных банок. Расположенная в 10 метрах металлическая ёмкость заполнена бытовыми отходами, отходы лежат на земле рядом с емкостью.

Бездействие органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в области обращения с отходами, наличие на территории муниципального образования несанкционированных свалок отходов приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования, создают реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

В судебном заседании представитель истца Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхер А.Л. заявленные исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края и обязать администрацию Начикинского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями в срок до 01 августа 2013 года.

Представитель ответчика администрация Начикинского сельского поселения Васильев В.В. исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что ответчик свои обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора исполнил, поскольку в соответствии с постановлением администрации Начикинского сельского поселения № 17 от 05 апреля 2012 года обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возложена на ООО «Управляющая организация «Сокоч».

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Соколов Г.В. исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая организация «Сокоч» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела и дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву.

В силу статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов производства и потребления.

Статьёй 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии " с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Частью 1 статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 18 части 1 статьи 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Аналогичные положения закреплены в уставе муниципального образования.

Положением о порядке организации благоустройства и озеленения территории Начикинского сельского поселения Елизовского района Камчатского края, принятым решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения, предусмотрено, что организация работ по санитарной очистке, благоустройству, содержанию, озеленению территории в населенных пунктах поселения осуществляет администрация поселения (п.1 ст.4). Статьей 5 указанного положения предусмотрена обязанность администрации поселения по своевременному выявлению образования несанкционированных свалок, незамедлительному принятию мер по их ликвидации, инициированию проведения уполномоченными органами административного расследования для привлечения виновных к ответственности, а также установлению причин их образования и принятию мер по их предупреждению.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ). В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     Судом установлены факты бездействия администрации Начикинского сельского поселения по решению вопросов местного значения в части организации сбора и вывоза отходов на территории данного муниципального образования. Данные факты подтверждаются протоколом осмотра № 1962/12-10 от 19 октября 2012 года (л.д.10-12, т.1 гражданского дела, л.д.6-8 дела об административном правонарушении, фототаблицей (л.д.9-18 дела об административном правонарушении), протоколом осмотра № 1962-12 от 17 декабря 2012 года (л.д.122-124 дела об административном правонарушении, фототаблицей (л.д.125-129 дела об административном правонарушении).

При этом довод ответчика л том, что он свои обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора исполнил, поскольку в соответствии с постановлением администрации Начикинского сельского поселения № 17 от 05 апреля 2012 года обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возложена на ООО «Управляющая организация «Сокоч», не может быть принят во внимание, поскольку обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования прямо предусмотрена Частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и возложена на администрацию муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, на протяжении длительного времени на указанной территории администрацией Начикинского сельского поселения не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, несанкционированные свалки не ликвидированы.

Более того, ответчик, при наличии сведений о существовании в границах поселения несанкционированных свалок, несмотря на неоднократные законные требования Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, не принимает своевременные и необходимые меры по организации мероприятий, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения, что привело к несоблюдению экологических требований при обращении с отходами потребления.

Указанные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 22.04.2013 года, которым Администрация Начикинского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашли своё подтверждение доводы прокурора о бездействии администрации Начикинского сельского поселения, которое привело к образованию в границах Начикинского сельского поселения несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, ухудшило санитарно-эпидемиологическую обстановку, повлекло нарушение прав граждан на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования, создало реальную угрозу наступления иных тяжких последствий.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

     Признать незаконным бездействие администрации Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края.

Обязать администрацию Начикинского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями в срок до 01 августа 2013 года.

Взыскать с администрации Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 17 июня 2013 года.

Судья М.А. Сутулова

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю

ул. Владивостокская, д.9/1, г. П.-Камчатский, 683003

ООО «Управляющая организация «Сокоч»

Ул. Лесная, д.1, п. Сокоч, Елизовский район, Камчатский край, 684029

В порядке ст. 214 ГПК РФ направляю в Ваш адрес копию решения Елизовского районного суда Камчатского края от 10 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействия в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями, для сведения.

Приложение: копия решения на 5 листах.

Судья М.А. Сутулова

2-709/2013 ~ М-279/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камч природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Начикинского сел пос
Тремасов Владимир Иванович
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Сутулова Маргарита Анатольевна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
12.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2013Передача материалов судье
15.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.04.2013Предварительное судебное заседание
10.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2013Дело оформлено
17.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее