Именем Российской Федерации
16 декабря 2013 года с. Тасеево
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:
судьи Саюнова В.В.,
при секретаре Триппель Л.А.
с участием:
истца Моисеенко Галины Николаевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Моисеенко Галины Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района, Министерству Финансов РФ, Министерству Финансов Красноярского края о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что она обратились в управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района с просьбой принять документы и подать заявления о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения как <данные изъяты>, работающему и проживающему на селе. Однако она получили отказ на основании Закона Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 в виду того, что у неё нет стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Она отработала в должности <данные изъяты> около ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Просит признать за нею право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме.
В судебном заседании истец свои исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить по основаниям, указанных в исковом заявлении. При этом пояснив, что она с работы <данные изъяты> № уволилась по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ года. На пенсию вышла в ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ была <данные изъяты>.
Представитель ответчика – управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания извещена своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно поступившего заявления просит рассмотреть дело в её отсутствие.
В предоставленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала и пояснила, что статьей 55 Закона РФ «Об образовании» - педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений – устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ, а федеральных государственных образовательных учреждений – устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета.
Законом Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» в редакции Закона от 09.06.2011 года № 12-5931 – для педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, установлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат в объеме, соответствующем ст.55 Федерального закона «Об образовании». Кроме того, Законом Красноярского края от 01.12.2011 года № 13-6597 с 01.01.2012 года введена новая категория лиц – педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности составляет не менее 10 лет (педагоги-пенсионеры). Таким образом, считает, что Законом Красноярского края № 109-4691 определен закрытый перечень образовательных учреждений - федеральных, субъектов РФ и муниципальных. И педагогов-пенсионеров, имеющих необходимый стаж работы в иных образовательных учреждениях, - ведомственных, подведомственных федеральным органам исполнительной власти следует отнести к педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений, меры социальной поддержки которым должны быть установлены федеральным законодательством и финансироваться из средств федерального бюджета.
Считает, что истец не имеют стажа работы в муниципальных учреждениях образования, имеет только <данные изъяты> правомерно отказано в назначении мер социальной поддержки по Закону Красноярского края, но она имеет право на получение таких мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика – Министерства Финансов РФ в лице ФИО7 ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания извещена своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление почтового судебного извещения, просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признала, представив возражение.
Представитель ответчика – Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление почтового судебного извещения.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Суд руководствуясь ст. ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков надлежащим образом извещенных о рассмотрении гражданского дела в назначенный час и день.
Выслушав истца, изучив и оценив с точки зрения относимости, допустимости, достоверности необходимые для принятия процессуального решения доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствие с абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 28.02.2012) «Об образовании» - педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Из буквального толкования абзаца 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» следует, что «до достижения ими пенсионного возраста» относится только к праву на получение пенсии за выслугу лет. Остальные льготы, в том числе и право на бесплатное отопление и освещение, возрастом не ограничивается.
Статья 55 Закона РФ «Об образовании» закрепляет право педагогов на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности. Норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, а также условия сохранения за ними права на льготы при переходе на пенсию, не содержат ни Закон РФ «Об образовании», ни иные федеральные законы, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию была установлена нормативно правовыми актами СССР:
1) Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ»;
2) Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности»;
3) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых условий жизни сельского населения»;
4) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.1985 года № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах»;
5) Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 года № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».
В соответствие со ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.
Определением от 04.12.2007 года № 958-О Конституционный суд РФ разъяснил, что согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества независимых государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.
Таким образом, правом на получение льготы, предусмотренной п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию и имеющие определенный стаж работы, в том числе в детских дошкольных учреждениях.
Истец обратился в управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района с просьбой принять документы и подать заявления о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения как <данные изъяты>, работающему и проживающему на селе. Однако она получила отказ на основании Закона Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 в виду того, что у неё нет стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Законом Красноярского края № 13-6597 от 01.12.2011 года внесены изменения в Закон края от 10.06.2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», который дополнен абзацем 2 ст.2 - а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, общий стаж по основному месту работы которого в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности составляет не менее 10 лет, действие которого начинается с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, согласно Закону Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 (в редакции от 01.12.2011) «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов отплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленными органами местного самоуправления, если педагогические работники, применительно к истцам, являются педагогическими работникам краевых государственных или муниципальных образовательных учреждений, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности, при общем стаже в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет. И согласно ст. 7 указанного Закона – предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Приведенные положения Закона Красноярского края указывают на его действие в отношении педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Предоставленная трудовая книжка истца свидетельствует о наличии трудового стажа истца в качестве <данные изъяты> ведомственной принадлежности – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>.
Записей работы после ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке отсутствуют.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года №154/12- 22 утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».
Согласно п.п. 1,4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально- технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ведомственных <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном <данные изъяты>, а на пенсию вышла с ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствует удостоверение №
Таким образом, на дату назначения пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ года, истей Моисенко Галина Николаевна не являлся <данные изъяты> и соответствующими льготами, установленными для педагогов сельских школ, не пользовалась, в связи с чем законных оснований для сохранения данных льгот за истцом как педагогом в связи с переходом на пенсию, не имеется.
Совокупность исследованных доказательств дает суду основание для отказа в полном объеме в удовлетворении исковых требований истца о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100%).
Руководствуясь ст. ст. 194 -198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Моисеенко Галине Николаевне к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района, Министерству Финансов РФ, Министерству Финансов Красноярского края о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме
отказать в полном объеме.
1. С мотивированной частью решения стороны могут ознакомиться в Тасеевском районном суде в рабочее время с ДД.ММ.ГГГГ года.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тасеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Саюнов.
Дело №2-272/2013