Дело № 2-1016/2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2015 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.,
при секретаре Матвеевой И.А.,
с участием истца И.Е.Ю.,
представителя ответчика Администрации г. Райчихинска Амурской области на основании доверенности К.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.Е.Ю. Администрации города Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
И.Е.Ю. обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации города Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, указав в обоснование заявленных исковых требований, что она имеет право на дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 04 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Мать истца В.М.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, когда ей было <...> лет. Отец истца В.Ю.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, когда ей было <...> лет. Постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ признано невозможным проживание В.Е.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении по договору социального найма по адресу: <адрес>. Этим же постановлением она включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. В дальнейшем, как следует из письма Администрации города Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация г. Райчихинска Амурской области в Министерство образования и науки Амурской области была направлена заявка для выделения денежных средств из областного бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ городу Райчихинску предусмотрены денежные средства для приобретения жилья гражданам такой категории, как истец, в сумме <сумма>, при поступлении которой будут приобретены жилые помещения и предоставлены в том числе и ей. Однако до сих пор жилье ей не предоставлено.
Ссылаясь на Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.), Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.), Постановление Губернатора Амурской области от04 мая 2009 года № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает о том, что она является жителем г. Райчихинска Амурской области, жилья в собственности не имеет, ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь И.Д.А., которая проживает с ней и находится на ее иждивении, поэтому считает, что ей должно быть предоставлено жилое помещение с учетом члена ее семьи малолетней дочери.
На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, просит суд обязать Администрацию городского округа города Райчихинска Амурской области предоставить И.Е.Ю. и И.Д.А. в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерацииот 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение специализированного типа, расположенное в черте города Райчихинска Амурской области, благоустроенное, применительно к условиям города Райчихинска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования города Райчихинска Амурской области, не менее <...> кв.м.
В судебном заседании истец И.Е.Ю. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд обязать Администрацию городского округа города Райчихинска Амурской области предоставить И.Е.Ю. и И.Д.А. в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерацииот 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение специализированного типа, расположенное в черте города Райчихинска Амурской области, благоустроенное, применительно к условиям города Райчихинска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования города Райчихинска Амурской области, не менее <...> кв.м.
Представитель ответчика Администрации г. Райчихинска Амурской области К.Е.В. в судебном заседании просила отказать И.Е.Ю. в удовлетворении заявленных исковых требований, считая их незаконными, указывая на то обстоятельство, что Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, не являющихся нанимателями жилых помещений, членами семьи нанимателя жилых помещений, не имеющих закрепленного жилья или если проживание в таких жилых помещениях признано невозможным, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Предусмотренные данным законом дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предоставление указанным категориям граждан жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.
Поскольку финансирование указанной категории граждан являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации – Амурской области, ответственность перед истцом несет Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области.
Представитель соответчика Министерства социальной защиты населения Амурской областив судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по уважительной причине либо рассмотрении дела в свое отсутствие, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по уважительной причине либо рассмотрении дела в свое отсутствие, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по уважительной причине либо рассмотрении дела в свое отсутствие, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования городского округа города Райчихинска Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в свое отсутствие, также указав о том, что И.Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что мать В.М.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец В.Ю.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ за И.Е.Ю. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ признано невозможным проживание И.Е.Ю. в ранее занимаемом ею жилом помещении по договору социального найма по адресу: <адрес>. Этим же постановлением она была включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. И.Е.Ю. обращалась в Администрацию г. Райчихинска Амурской области по вопросу предоставления жилого помещения, но по настоящее время жилое помещение не предоставлено. Связано это с тем, что квартиры лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией г. Райчихинска Амурской области предоставляются в порядке очередности: по дате заявления о предоставлении жилой площади или имеющегося решения суда о предоставлении жилой площади. В связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ основной объем выделяемых квартир пришелся на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по которым было вынесено решение суда на получение жилых помещений по договору специализированного найма, И.Е.Ю. до настоящего времени жилая площадь предоставлена не была.На основании изложенного, считает, что исковое заявление о предоставлении жилого помещения И.Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению (л.д. 39-40).
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.),к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Указанным Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеназванного нормативно-правового акта, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, впорядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 8 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) устанавливает, что дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Порядок предоставления жилого помещения в Амурской области лицам, оставшимся без попечения родителей, урегулирован ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьинанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранеезанимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
В соответствии с п. 4-8 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьинанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договорусоциального найма, установленной органами местного самоуправления (с изм. и доп.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, В.Е.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Райчихинске Амурской области, матерью указана В.М.А., отцом – В.Ю.Н., что подтверждается свидетельством о рождении Райчихинского отдела ЗАГС Амурской области, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
В.Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, отец истца, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по г. Райчихинск управления ЗАГС Амурской области (л.д. 13).
В.М.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, мать истца, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по г. Райчихинск управления ЗАГС Амурской области (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ у В.Е.Ю., И.А.Е. родилась дочь И.Д.А. в <адрес>, о чем отделом ЗАГС по г. Райчихинск управления ЗАГС Амурской области составлена запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении В.Е.Ю. в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда» признано невозможным проживание В.Е.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении по договору социального найма по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», В.Е.Ю. включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ В.Е.Ю. заключила брак с И.А.Е., о чем ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по г. Райчихинск управления ЗАГС Амурской области составлена запись акта о заключении брака №, супругам присвоены фамилии И..., что следует из свидетельства о заключении брака №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по г. Райчихинск управления ЗАГС Амурской области (л.д. 11).
Включение истца Администрацией г. Райчихинска Амурской области в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда свидетельствует о том, что И.Е.Ю. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено, что истец И.Е.Ю. обращалась в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах в Администрацию г. Райчихинска Амурской области по вопросу предоставления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей было направлена копия вышеуказанного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № дан ответ о выделении денежных средств для приобретения жилья гражданам данной категории в сумме <сумма>, при поступлении денежных средств и приобретении жилых помещений в муниципальную собственность будет рассмотрена возможность по предоставлению одной из квартир (л.д. 8).
Судом изучены доказательства, подтверждающие отсутствие в собственности, пользовании жилья.
Так, по сведениям Райчихинского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, информация о зарегистрированных правах собственности за И.Е.Ю. отсутствует (л.д. 26).
По сведениям Райчихинского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о регистрации права собственности, перехода права собственности И.Е.Ю. (л.д. 53).
При рассмотрении настоящего гражданского дела суд не может признать правомерной позицию ответчика о том, что ответственность перед истцом несет Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области, поскольку финансирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными полномочиями субъекта Российской Федерации – Амурской области, поскольку, в соответствии со с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправлениямуниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Из анализа данной нормы права, а также в силу прямого указания закона – ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению указанным лицам социальной поддержки, предусмотренной законом.
Системный анализ ст.ст. 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, обязывает суд учитывать требования нормативных актов, принятых субъектом Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав порядок предоставления жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений возлагается на орган местного самоуправления за счет средств субъекта РФ – Амурской области, поскольку именно органу местного самоуправления делегировано право принимать соответствующее решение.
Данному выводу корреспондирует и п. 3 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472–ОЗ, согласно которому объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, предоставление И.Е.Ю. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению И.Е.Ю. жилья подтверждено исследованными доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Администрации г. Райчихинска Амурской области обязанности по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которая ею надлежащим образом не исполнена.
Постановлением Главы местного самоуправления городского округа города Райчихинска Амурской области № 341 от 02 апреля 2015 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления гражданам жилой площади по договору социального найма на территории городского округа города Райчихинск» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: <...> кв.м. общей площади жилья – на каждого члена семьи при численности семьи два и более человек, <...> кв.м. – на одиноко проживающих граждан (л.д. 41).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные И.Е.Ю. исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с учетом действия на момент разрешения спорных правоотношений вышеуказанного акта - ПостановленияГлавы местного самоуправления городского округа города Райчихинска Амурской области № 341 от 02 апреля 2015 года.
Вместе с тем, суд находит доводы истца о предоставлении ей жилья с учетом члена ее семьи – малолетней дочери И.Д.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, находящейся у нее на иждивении, несостоятельными, поскольку по смыслу закона, исходя из содержания ч. 1 ст. 57, п. 2 ч. 2 ст. 57, преамбулыи ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, носящей адресный характер и направленной на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц. Установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя, поэтому расширение круга лиц, пользующихся льготой, также относится к компетенции законодателя. Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали. Исключение составляли случаи, когда законодательством субъектов Российской Федерации на основании положений п. п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации было предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей. Дочь истца – И.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также к лицам из их числа, а поэтому не имеет права на указанную льготу в виде предоставления специализированного жилого помещения.
Учитывая указанные обстоятельства, исследованные доказательства, по мнению суда, на Администрацию г. Райчихинска Амурской области следует возложить обязанность по предоставлению И.Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, общей площадью не менее <...>.м., расположенное в черте г. Райчихинска Амурской области, благоустроенное, применительно к условиям г. Райчихинска Амурской области, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям. В остальной части заявленных И.Е.Ю. исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования И.Е.Ю. к Администрации города Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Райчихинска Амурской области предоставить И.Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение общей площадью не менее <...> кв.м., расположенное в черте города Райчихинска Амурской области, благоустроенное, применительно к условиям города Райчихинска Амурской области, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям.
Отказать И.Е.Ю. в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение одного месяца с момента оглашения.
Председательствующий: Н.В. Шорохова